Поведение потребителей

Формирование бюджета и распределение ассигнований

Ричард М. С. Уилсон

1. Бюджетное планирование: границы и сущность

2. Значение бюджетного планирования

3. Установление точки отсчета

4. Разработка основного бюджета

5. Некоторые спорные вопросы

6. Риск в планировании бюджета

7. Другие аналитические методы

Обзор

Бюджетное планирование охватывает всю организацию, распределяя ее ресурсы на заранее установленный период. Это не просто прогнозирование, а запланиро­ванная манипуляция всеми переменными, от которых зависит производитель­ность фирмы. Эта статья рассматривает место планирования бюджета в организа­ции и различные методы составления бюджета, а также влияние бюджета на производительность фирмы. При любой процедуре распределения ассигнований существуют подводные камни, которые нельзя игнорировать.

1. Бюджетное планирование: границы и сущность

Бюджет формируют с помощью широкого спектра методов планирования и конт­роля, которые охватывают компанию в целом, а не отдельные ее части.

Бюджет — это качественный план действий, который помогает координиро­вать и контролировать приобретение, распределение и использование ресурсов в определенный период времени. Формирование бюджета можно рассматривать как объединение различных интересов организации в программу, полностью со­гласованную для достижения поставленных целей.

Бюджетный контроль осуществляется в рамках формальной организации, рас­сматривая ее как ряд центров ответственности и пытаясь выделить вклад каждого центра в эффективность всей деятельности.

Бюджетное планирование — это больше чем прогнозирование, так как пред­усматривает запланированные манипуляции всеми переменными, которые оп­ределяют производительность фирмы в попытке занять выгодную позицию в бу­дущем. Принятый план должен быть правильно скоординирован, чтобы все требования соответствовали целям компании. Каждому менеджеру следует обра­щать внимание на взаимоотношения его центра ответственности (или отдела) по отношению к другим и к компании в целом в стадии планирования бюджета. Это уменьшает предубежденность одних отделов против других и против админист­рации, а также показывает слабые места организационной структуры и проблемы коммуникаций. Более того, это поощряет передачу прав и ответственности подчи­ненным.

Когда план составлен, создаются предпосылки для критики и оценки последую­щей деятельности. Без сомнения, исполнение плана бюджета — лучший критерий для контроля ситуации, чем сравнение с результатами прошлой деятельности, из-за недостаточной эффективности последней и постоянного изменения условий.

Бюджет может быть долгосрочным или краткосрочным. Понятно, что один от другого отличается периодом времени, но лучше не ориентироваться на традици­онные отчетные периоды, а в каждой компании принять тот бюджетный период, который ей удобен. Например, жизненный цикл товара от создания до снятия с производства — во многих случаях более естественный бюджетный период, чем ежегодный цикл, потому что связывает маркетинг, изготовление, распределение и финансовое планирование на единой основе. Реальный выбор горизонта бюджет­ного планирования будет сильно зависеть от способности компании корректно прогнозировать.

Тем не менее бюджет обычно составляется на основе годового периода, кото­рый делится на более мелкие интервалы (полугодие, кварталы, месяцы и даже недели в случае производства и торговой деятельности) для составления отчетов и графиков и осуществления контроля.

В рамках годовой структуры бюджет будет сформирован из двух частей, каж­дая из которых смотрит на одни и те же вещи немного по-разному, но итог обеих — чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал. Рассмотрим эти две части:

1. Бюджет производственной программы (или бюджет производства), указы­вающий операции, которые будут выполнены за предстоящий период. Наи­более разумный путь представления этой части бюджета — показать для каждой маркетинговой программы ожидаемые доходы и связанные с ней затраты. Результатом этого станет объективное представление об ожидае­мом будущем, которое весьма полезно для обеспечения баланса между раз­личными действиями и размером прибыли (рис. 1).

2. Бюджет ответственности уточняет годовой план с точки зрения индивиду­альной ответственности. Это прежде всего средство контроля, которое по­казывает цели или уровень результативности, которые требуются от каж­дого менеджера. Но затраты, выручка и доходы в бюджете должны быть подконтрольны на каждом уровне, который планирует и за который отчи­тывается конкретный менеджер (рис. 2).

Значение этих двух аспектов формирования бюджета очень важно, так как бюджет программы — результат этапа планирования, а бюджет ответственности — отправная точка этапа контроля. Первый может не согласовываться с организа­ционной структурой, но второй должен обязательно ей соответствовать. А зна-

Рис. 1. Программа (бюджет производства)

чит, при составлении плана его необходимо проверить и довести до всех, кто от­вечает за его выполнение, чтобы каждый из них точно знал, что от него требует­ся (см. рис. 3).

Представив эти два взаимодополняющих аспекта, мы можем рассмотреть два основных способа формирования бюджета:

1. Единовременное планирование бюджета, когда план составляется на весь финансовый год с минимумом корректировок в течение года.

В целом, ожидаемые годовые затраты будут расписаны в течение года по месяцам. Эти «ставки» будут определены как одна двенадцатая годовых расходов, но через какое-то время сезонные вариации объема продаж могут потребовать большего внимания к финансированию рыночных и производ­ственных расходов.

Рис. 2. Бюджет ответственности

2. Скользящее (или повторяющееся) планирование бюджета, когда разраба­тывается предварительный годовой план, в котором поступления и выпла­ты первого квартала показаны подробно по месяцам, второго и третьего кварталов — менее подробно, а в плане четвертого квартала указаны только выплаты. Каждый месяц (или квартал, как принято) бюджет можно изме­нять, добавляя необходимые детали к новому месяцу (или кварталу), потом к следующему, и таким образом бюджет всегда распространяется на год вперед. Такая процедура составления бюджета позволяет приспособиться к меняющимся и неопределенным условиям, а это крайне желательно, так как заставляет руководство постоянно думать о реальных задачах предстояще­го года вне зависимости от того, что случится в текущем финансовом году.

НИОКР

Произ­

водство

Техно­

логия

Марке­

тинг

Рас­

преде­

ление

Управ­

ление

Модернизация и повторный выпуск товара X

Продолжительный рыночный успех с товаром Y

Успешная разработка и выпуск товара Z

Рис. 3. Простейшая структура бюджета

Единовременное планирование бюджета вполне достаточно для компаний, ра­ботающих в стабильной отрасли, где планируемый период можно более или менее точно предсказать. Наоборот, текущее планирование бюджета применяется в ос­новном для частично нестандартной цикличной деятельности при колеблющемся спросе, что встречается гораздо чаще.

Поведение потребителей

Функции розничной торговли

Учитывая разнообразную деятельность, осуществляемую розничной торговлей, можно предоставить только беглый перечень ее основных функций. Более общий подход, а также описание конкретных случаев можно найти в работах П. Мак-Гол - дрика …

Теории изменений в розничной торговле

Учитывая динамичную природу розничной торговли, разрабатывались некото­рые теории для того, чтобы объяснить отдельные эволюционные аспекты. Двумя самыми влиятельными являются «механизм розничной торговли» и «жизненный цикл розничной торговли». Эти и другие …

Оптовая торговля: роль рыночных

посредников Адель И. Эл-Ансари Луис У. Стерн 1. Причины появления современных оптовиков 2. Структура оптовой торговли 3. Выбор и использование оптовиков 4. Критическая оценка 5. Резюме Обзор Предметом данной статьи …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.