ПОЧЕМУ И КАК ЛЕТАЕТ САМОЛЕТ

САМОЛЕТ ЛЕТИТ ГОРИЗОНТАЛЬНО, ПРЯМОЛИНЕЙНО И РАВНОМЕРНО

В

Ысоко в небе летит пассажирский самолет (рис. 19). Большие крылья легко несут воздушный корабль, а мощный гул винто-в свидетельствует о напряженной работе двигателей. Самолет летит горизонтально, прямо­линейно и равномерно...

Под действием каких сил происходит такой полет?

Из первого закона механики, открытого великим анг­лийским ученым Исааком Ньютоном (1643—1727), сле­дует, что прямолинейное равномерное движение проис­ходит без действия каких-либо сил — по инерции [10]). На первый взгляд это кажется совершенно непонятным, так как из жизни мы знаем, что без силы тяги невозможно осуществить прямолинейное равномерное движение. Но дело в том, что сила тяги нужна только для того, чтобы

САМОЛЕТ ЛЕТИТ ГОРИЗОНТАЛЬНО, ПРЯМОЛИНЕЙНО И РАВНОМЕРНО

Рис. 19. Пассажирский 27-местный самолет ИЛ-12 конструкции С. В. Ильюшина в горизонтальном полете.

Все время преодолевать тормозящую силу, от которой мы не можем избавиться. Если бы ее не было, то тело, раз получив движение, двигалось бы вечно — по инерции.

Приведем простой пример.

По реке движется моторная лодка с постоянной ско­ростью. Сила тяги гребного винта, преодолевая силу со­противления воды и силу сопротивления воздуха, должна быть равна их сумме, иначе равномерного движения не получится: если сила тяги будет больше тормозящих сил, движение будет ускоренным, если сила тяги станет меньше их, движение замедлится. Таким образом, для прямолинейного равномерного движения лодки необхо­димо, чтобы действующие на нее силы взаимно уравно­вешивались, то есть чтобы сумма их равнялась нулю. А ведь это и означает, что такое движение происходит без каких-либо сил — по инерции.

Следовательно, и для прямолинейного полета с по­стоянной скоростью (установившегося полета) тоже не­обходимо, чтобы действующие на самолет силы взаимно уравновешивались. Это справедливо как для горизон­тального полета, так и для подъема и спуска.

Вот самолет летит горизонтально и прямолинейно (рис. 20) с постоянной скоростью при некотором угле атаки а.

На самолет действуют три главные силы: сила веса В сила тяги Т и полная аэродинамическая сила Р всего самолета, которую удобнее представить в виде ее

САМОЛЕТ ЛЕТИТ ГОРИЗОНТАЛЬНО, ПРЯМОЛИНЕЙНО И РАВНОМЕРНО

Рис. 20. Силы, действующие иа самолет в установившемся горизон­тальном полете. Подъемная сила П равна силе веса В, а сила тяги винта Т равна силе лобового сопротивления Л Ц. Т.— центр тяжести.

Слагаемых—подъемной силы П и силы лобового сопро­тивления сП.

Сила веса всегда приложена в центре тяжести само­лета[11]). Другие силы обычно приложены хотя и близко от центра тяжести, но в других точках. Однако ради простоты будем пока считать, что они приложены тоже в центре тяжести.

Сила веса всегда направлена вертикально вниз, то есть отвесно. Подъемная сила всегда перпендикулярна к воздушному потоку, значит, в горизонтальном полете она направлена вертикально вверх. Сила тяги направ­лена, конечно, вперед—по движению, а сила лобового сопротивления — назад, против движения.

При установившемся прямолинейном полете силы должны взаимно уравновешиваться.

Так как подъемная сила направлена вертикально вверх, а сила веса — вертикально вниз, то, очевидно, подъемная сила и должна уравновесить силу веса. Сила тяги должна уравновесить тормозящую силу, то есть силу лобового сопротивления.

Таким образом, в горизонтальном установившемся полете подъемная сила равна весу самолета, а сила тяги равна лобовой силе.

Ну, а если нужно изменить скорость горизонтального полета? Казалось бы, что для этого достаточно изменить

САМОЛЕТ ЛЕТИТ ГОРИЗОНТАЛЬНО, ПРЯМОЛИНЕЙНО И РАВНОМЕРНО

Рис. 21. Горизонтальный полет с разными скоростями:

А) максимальная скорость при очень малом угле атаки, б) некоторая средняя ско­рость, в) минимальная скорость при критическом угле атаки.

Тягу винта, как это делает водитель моторной лодки. Но здесь дело не так просто. Если летчик изменит только тягу винта, то изменится и подъемная сила крыла (по­скольку она зависит от скорости полета), равновесие ее с силой веса нарушится, и поэтому траектория полета ис­кривится вверх или вниз. Следовательно, одновременно с изменением тяги винта летчик должен сделать еще что-то.

Подъемная сила крыла зависит также от угла атаки, с увеличением его она растет, с уменьшением — падает. Так как летчик может изменять угол атаки (рулем вы­соты), то тем самым он может изменять и величину подъемной силы.

Таким образом, для изменения скорости полета в рас­поряжении летчика имеются рычаги управления силовой установкой и рулем высоты.

Теперь предположим, что в горизонтальном полете двигатель работает на полной мощности, и самолет летит с максимальной скоростью. При такой скорости доста­точно очень малого угла атаки, чтобы подъемная сила была равна весу самолета (рис. 21, а).

Но вот летчик решил немного уменьшить скорость по­лета. Для этого он уменьшает обороты двигателя и одно­временно увеличивает угол атаки (рис. 21, б). В резуль­тате уменьшения скорости подъемная сила должна умень­шиться, а в результате увеличения угла атаки она должна увеличиться. Вот и получается, что в итоге она остается неизменной, равной весу самолета.

И чем меньшую скорость хочет получить летчик, тем больше он увеличивает угол атаки (рис. 21, б), соответ­ственно изменяя тягу винта. Положение, изображенное на рис. 21, б, примерно соответствует полету с минималь­ной (наименьшей) возможной скоростью. Она получается при критическом угле атаки. Со скоростью, меньшей ми­нимальной, самолет летать не может.

Все скорости, с которыми самолет может лететь гори­зонтально, составляют, как говорят, диапазон скоростей самолета. Например, минимальная скорость самолета ЯК-18 равна 100 километрам в час, а максимальная — 257 километрам в час, следовательно, этот самолет мо­жет лететь с любой скоростью в диапазоне от 100 до 257 километров в час.

Чем больше диапазон скоростей горизонтального по­лета, тем лучше самолет.

ПОЧЕМУ И КАК ЛЕТАЕТ САМОЛЕТ

история развития самолета

Более подробнее о советской авиации здесь В Ся история развития самолета — от его рождения до наших дней — это история борьбы за скорость по­лета. Дальнейшее развитие авиации, несомненно, будет …

ВИРАЖИ И ФИГУРЫ В ПОЛЕТЕ

Почему самолет может делать виражи[13]) и фигуры? Какие силы заставляют тяжелую машину легко ку­выркаться в воздухе? Как летчик управляет этими сила­ми в криволинейном полете? Конечно, это все те же аэродинамические …

САМОЛЕТ ПЛАНИРУЕТ

П Еред посадкой летчик выключает двигатель или убав­ляет его обороты до самых малых. Самолет начи­нает плавно снижаться по наклонной траектории. Такой спуск самолета называют планированием. Чтобы легче понять поведение самолета …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.