ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

Порядок установления лимитов на размещение отходов

В соответствии с федеральным законом "Об отходах производ­ства и потребления" под лимитом на размещение отходов понима­ется предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на уста­новленный срок на объектах размещения отходов с учетом эколо­гической обстановки на данной территории.

Из этого следует, что лимиты в каждом конкретном случае за­висят от весьма значительного количества факторов, в частности от вида отходов, характеристики мест размещения отходов, спосо­бов их размещения, экологической ситуации в регионе и других факторов. Определяющим критерием при этом следует считать обеспечение экологической безопасности.

В предельном случае возможны два принципиально различных способа размещения отходов: в герметичной таре и на специально оборудованном объекте, когда практически полностью исключает­ся воздействие на окружающую природную среду, или на откры­том рельефе местности, когда отходы могут непосредственно воз­действовать на атмосферу, почву, грунтовые и поверхностные во­ды.

В первом случае предельно допустимое количество размещения отходов (ПДКРО) будет регламентироваться емкостью (или пло­щадью, мощностью) объекта размещения отходов. Во втором - ПДКРО должно определяться исходя из действующих ПДК содер­жания вредных веществ в воздухе, почве и воде, а также исходя из других требований, предъявляемых к местам размещения отхо­дов с целью обеспечения противопожарной и экологической без­опасности, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуа­ций. Все остальные возможные способы размещения отходов зани­мают среди них промежуточное положение.

Основным нормативным документом, регламентирующим поря­док установления лимитов размещения отходов является Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загряз­няющих веществ в окружающую природную среду, лимитов ис­пользования природных ресурсов, размещения отходов, утвержден­ный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.92 № 545. В соответствии с этим документом лимиты разме­щения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов для складирования), спосо­бы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояк іе окружающей среды и условия жизни населения. Лимиты устанавливаются конкретным предприятиям Госкомэкологией Рос­сии и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с их компе­тенцией.

При установлении лимитов должны учитываться передовые до­стижения науки и техники в области рационального и комплексно­го использования сырья и охраны окружающей природной среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций, природно-климатические особенности территорий. Проекты лимитов и экологических нормативов по выбросам и сбросам загрязняющих веществ в окружающую природную среду разрабатываются предприятиями с учетом предложений органов местного самоуправления и научных организаций.

В соответствии с федеральным законом "Об отходах производ­ства и потребления" проекты лимитов на размещение отходов раз­рабатываются предприятиями с учетом норм предельнодопустимых воздействий на окружающую среду, а устанавливаются уполномо­ченными федеральными органами исполнительной власти в обла­сти обращения с отходами.

Наряду с этим во многих субъектах Российской Федерации разработаны региональные нормативно-правовые документы на ос­нове Временных правил обращения с отходами производства и по­требления в Российской Федерации, введенных в действие в 1994 г. Сложившийся в большинстве регионов порядок установле­ния лимитов размещения отходов сводится к подготовке предприя­тиями хозяйственной сферы материалов по инвентаризации отхо­дов и мест их временного размещения в виде проекта лимитов раз­мещения отходов; согласованию этих материалов со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды; получению разрешения на размещение в пределах лимитов того количества отходов, которое фактически планируется разместить в местах их захоронения или временного хранения. В случае выяв­ления нарушений или отсутствия необходимых документов приро­доохранные органы зачисляют соответствующие объемы отходов в категорию сверхлимитных с последующей индексацией размеров платежей за размещение отходов от 5 до 25 раз.

Сроки, на которые устанавливаются лимиты, варьируются на практике в пределах 1-3 лет. Однако в случаях установления лимитов на срок более одного года требуется ежегодное их под­тверждение с предоставлением соответствующих материалов, а также отчетов о выполнении планов мероприятий по снижению уровня образования отходов и их воздействия на окружающую природную среду.

Объектами лимитирования являются объемы неиспользуемых и неуничтожаемых отходов, подлежащих размещению в окружаю­щей природной среде путем захоронения или складирования для хранения в расчете на определенное (временное хранение) или не­определенное время в разрешенных органами охраны окружаю­щей природной среды местах. При этом под неиспользуемыми от­ходами понимаются твердые, пастообразные и жидкие отходы про­изводства и потребления (за исключением радиоактивных отходов, отходов драгоценных металлов и других отходов, обращение с ко­торыми регламентируется специальными нормативными докумен­тами), образующиеся в процессе хозяйственной и бытовой деятель­ности и не находящие применения в качестве вторичного сырья.

К специально оборудованным местам и объектам размещения отходов относятся:

* места предварительного сбора отходов производства (внут­рицеховые, внутрипроизводственные), представляющие со­бой площадки, оснащенные контейнерами, ящиками, боч­ками, мешками и другими небольшими емкостями для пред­варительного сбора отходов и производственного мусора;

* специально оборудованные объекты накопления и времен­ного хранения отходов, предназначенные для накопления и содержания отходов в течение определенного времени с целью последующего их вывоза для переработки, сбыта в качестве вторичного сырья, захоронения (специально обо­рудованные открытые и оснащенные навесами площадки, склады и ангары, накопители жидких отходов котлованного вида типа шламохранилищ, прудов-отстойников, прудов - испарителей, наземные резервуары и емкости, участки от­крытого рельефа местности, обустроенные для обеспечения соблюдения экологических требований обваловками, дре­нажными канавками, ограждениями и другими элементар­ными средствами защиты окружающей природной среды от воздействия отходов);

* специально обустроенные места для складирования на не­определенный срок твердых крупномасштабных отходов до­бычи и физико-химической переработки сырья (отходов до­бычи и обогащения полезных ископаемых, металлургиче­ского производства, производства минеральных удобрений, зол и шлаков ТЭС);

* полигоны и свалки токсичных промышленных отходов;

* полигоны и свалки ТБО.

Установление лимитов не исключает возможности согласован­ного с органами охраны природы сверхлимитного размещения от­ходов, однако на условиях более высоких нормативов платы, уста­навливаемых соответствующими нормативными документами с по­мощью повышающих коэффициентов.

Примерная форма и методические рекомендации по оформле­нию проектов лимитов размещения отходов изложены в Методиче­ских рекомендациях по оформлению проектов нормативов образо­вания и лимитов размещения отходов, утвержденных Госкомэколо - гией России 29 апреля 1999 г.

В соответствии с этими рекомендациями проект лимитов раз­мещения отходов должен содержать: титульный лист; сведения об исполнителях; аннотацию; оглавление; введение; общие сведения о предприятии; характеристику производственных процессов пред­приятия как источника образования отходов; сведения об аренда­торах; расчет и обоснование объемов образования отходов; опреде­ление класса опасности отходов; характеристику отходов, образую­щихся в структурных подразделениях предприятия, и мест их хра­нения; обоснование объемов временного накопления отходов на территории предприятия и периодичности их вывоза; характери­стику объектов размещения отходов; перечень, характеристику и массу отходов производства и потребления в целом по предприя­тию; оценку воздействия отходов на окружающую среду; сведения о возможной аварийной ситуации; контроль за безопасным обра­щением отходов на территории предприятия; мероприятия, на­правленные на снижение влияния образующихся отходов на состо­яние окружающей среды; предложения по лимитам размещения отходов.

Для информационного обеспечения подготовки такого докумен­та в Методических рекомендациях предлагается заполнить соответ­ствующие таблицы, являющиеся основанием для подготовки лими­тов.

Объем представляемых материалов и заполненных таблиц ре­комендуется дифференцировать в зависимости от категории пред­приятий. Чем меньше предприятие, тем меньше может быть коли­чество представленных форм, таблиц и документов при условии отсутствия у него отходов 1-й 2-го классов опасности, образую­щихся в собственном производстве.

Таким образом, сложившаяся к настоящему времени система установления лимитов является неотъемлемой составной частью разрешительной системы на размещение отходов в окружающей природной среде. Ее цель - осуществление учета и экологического контроля, наложения ограничений на размещение отходов и нор­мативное обеспечение расчета платежей в экологические фонды за такое размещение.

ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ

Переработка отходов осуществляется с помощью сложных тех­нологических процессов, при этом используемое оборудование и сами отходы могут являться источниками травматизма, профзабо­леваний, пожаро - и взрывоопасности и наносить ущерб жизни и здоровью …

Регенерация лакокрасочных материалов

На машиностроительных, судостроительных, электротехниче­ских и других предприятиях широко используются лакокрасочные материалы. Наиболее распространенным способом их нанесения остается распыление из краскопульта в окрасочных камерах. Из этих камер непрерывно отсасывается воздух, который …

Переработка отходов растворителей

Многие технологические процессы в промышленности и на транспорте связаны с использованием органических растворителей, которые, выполнив свою роль, уносятся с воздухом вентиляцион­ной системой, загрязняя окружающую среду, либо сливаются в на­копители и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.