СЫРАЯ НЕФТЬ, ГАЗОКОНДЕНСАТ И ГАЗОВЫЙ БЕНЗИН
Сначала Вы берете факты, а потом меняете их как Вам угодно
Марк Твен
Все виды сырья, поступающего на нефтеперерабатывающий завод с мест добычи, как-нибудь называются. Однако их названия мало говорят об их сути, да и звучат очень похоже. Например, в чем разница между сырой нефтью и газоконденсатом, или между нефтяным бензином и газовым бензином?
Рисунок 20.1 показывает упрощенную схему операций, которые производятся на газовых и нефтяных промыслах. Подземные запасы углеводородов могут существовать в нескольких формах. Скважина, показанная слева, ведет в пласт, закрытый сверху газовой шапкой. Через эту скважину добывают газ газовой скважины, основным компонентом которого является метан, но 15—20% могут составлять более тяжелые углеводороды, вплоть до газойля.
Когда газ выходит из скважины, он охлаждается и большая часть тяжелых углеводородов сжижается. Смесь поступает в резервуар, который называется полевой сепаратор. Иногда его называют просто «широким участком» трубопровода. В этом более широком пространстве давление оказывается ниже, и все газообразные углеводороды, которые находились в растворенном состоянии в
Жидкости, испаряются. Из верхней части сепаратора выходит природный газ, а из нижней части — газоконденсат.
Скважина в середине рисунка ведет в тот же пласт залегания, но через нее извлекают сырую нефть, содержащую растворенный природный газ. На поверхности одно отделяется от другого в аналогичном сепараторе.
Наконец, скважина в правой части рисунка ведет в другой пласт залегания, который содержит только нефть. В этом случае сепаратор не нужен.
Дальнейшая переработка. Сырую нефть и газоконденсат можно транспортировать в цистернах на автомобилях или по нефтепроводу. Природный газ почти всегда транспортируют с помощью газопровода. Если газопровода нет, то природный газ можно снова закачать под землю для того, чтобы продолжать связанную с ним добычу нефти.
При транспортировке сырой нефти по нефти различных сортов, залегающие под землей но, часто смешиваются между собой. Если это удобно, то газоконденсат также можно смешивать с нефтью.
Несмотря на то, что природный газ проходит полевой сепаратор, он может все еще содержать некоторые компоненты, более тяжелые, чем метан-этановая смесь. Возможна переработка природного газа на установке газофракционирования с целью извлечения газового бензина (жидкой части, содержащейся в природном газе). Газовый бензин состоит из этана, пропана, бутанов и нефтяного бензина, который представляет собой смесь углеводородов от пентана до С9 (или С10). Иногда содержание нефтяного бензина и бутана может оказаться достаточно высоким, так что зимой эти продукты конденсируются непосредственно в газопроводе. В этом случае насосы не смогут перекачивать продукт, и работа остановится. Природный газ с таким составом обязательно нужно перерабатывать на установке газофракционирования, чтобы удалить газовый бензин и получить товарный продукт, транспортировка которого не вызовет проблем.
Установки газофракционирования
Для выделения газового бензина можно использовать четыре основных схемы.
Охлаждение.
Глубокое охлаждение.
Абсорбция (поглощение) тощим маслом.
Адсорбция на твердом слое (адсорбенте).
В схеме охлаждения жидкость-содержащий газ охлаждается до температуры, лежащей в интервале от (15°F) до -40°С (—40°F). При такой температуре около 70% этана, 90% пропана и весь бутан (а также более тяжелые компоненты) сжижаются, и их можно отделить фракционированием.
В схеме глубокого охлаждения проводится более полное выделение этана. С этой целью температура жидкость - содержащего газа снижается до интервала от —100 до — 140°С (от —150 до —225°F), для чего применяется устройство под названием турбодетандер. В этих условиях 90—95% этана и весь пропан (а также более тяжелые компоненты) отделяются от газа.
Абсорбция (поглощение) тощим маслом проводится на более старых установках газофракционирования точно так же, как это проводится на соответствующих установках нефтеперерабатывающего завода. Обычная процедура позволяет получить около 70% пропана и 100% бутана и более тяжелых компонентов. При использовании охлажденного тощего масла можно добавить к этому 50—75% этана.
Адсорбция на твердом слое — интересный процесс, который используют в тех случаях, когда требуется всего лишь изменить точку росы (то есть удалить только наиболее тяжелые компоненты, которые могли бы сконденсироваться при транспортировке). Многие контракты на продажу газа требуют, чтобы точка росы (температура, при которой начинают образовываться капли) была не выше (15°F) при давлении в газопроводе около
800 psi (55 атм). В зависимости от конкретного газового потока, для этого может потребоваться полное удаление нефтяного бензина и частичное удаление бутанов.
Некоторые пористые материалы, такие как активированный уголь, силикагель и оксид алюминия, могут заставлять большие объемы паров конденсироваться на их поверхности. Так как жидкость остается на поверхности твердого вещества, этот процесс называется адсорбцией, а не десорбцией (в последнем случае жидкость оказывается внутри материала). После конденсации достаточного количества жидкости (в данном случае, газового бензина) процесс прекращают или направляют поток в другой резервуар, содержащий новую порцию адсорбента. Жидкости удаляют с поверхности адсорбента обработкой перегретым паром, собирают и конденсируют.
При адсорбции на твердом слое выделяется 10—15% бутанов и 50—90% нефтяного бензина.
Транспортировка и использование
Рынком сбыта для большей части продукции нефтепромыслов являются нефтеперерабатывающие заводы. Как уже упоминалось, продукты движутся к местам нефтепереработки по трубопроводам. Часто удобно использовать нефть не только как переносчик для газоконденсата, но и для нефтяного бензина и бутанов. Сырая нефть, в которую был закачан бутан и/или нефтяной бензин, называется нефтью, содержащейлетучиепродукты. Максимальное бутана, которое можно закачать в сырую нефть, иногда ограничивается допустимым давлением в нефтепроводе.
С пропаном и этаном работают отдельно от бутана и нефтяного бензина. Так как пропан является товарным продуктом, его часто отделяют на установке и отправляют в автоцистернах или по газопроводу. В то же время этан можно транспортировать фактически только по газопроводу из-за его давления паров, плотности и т. д. Иногда его отправляют отдельно, а в некоторых случаях смешивают с другими компонентами газового бензина. В последнем случае смесь нефтяного бензина и более легких продуктов отделяют от газа на установке газофракционирования, но дальше не разделяют, а отправляют в виде смеси, которая называется смешанное сырье. В конце концов, эту смесь разделяют на соответствующей установке, расположенной ближе к месту сбыта или в более удобном пункте перераспределения.