ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНЫХ КОНТРАКТОВ
Формы валютного контроля
Валютный контроль является формой государственного (административного) принуждения, применяемой в целях побуждения резидентов и нерезидентов к исполнению установленных правил совершения валютных операций, предупреждения, пресечения валютных правонарушений и наказания правонарушителей.
Формами валютного контроля с точки зрения способа обеспечения исполнения установленного порядка и правовых последствий могут быть:
А) предупредительные меры;
Б) меры пресечения;
В) меры ответственности.
Предупредительные меры носят профилактический, предупредительный характер, применяются ко всем хозяйствующим субъектам и не связаны с конкретными правонарушениями.
К предупредительным мерам относятся:
— оформление резидентами паспорта сделки в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и валютного контроля;
— обязанность резидентов иметь подтверждающие документы по валютным операциям;
— обязанность хозяйствующих субъектов представлять подтверждающие документы в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ и ЦБ РФ;
— обязанность агентов валютного контроля осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства;
— предварительная регистрация счетов и сделок вывоза, пересылки валюты и ценных бумаг, предусматривающая обязанность хозяйствующего субъекта представить необходимые документы, а агента валютного контроля проверить соответствие документов законодательству и принять решение по делу — выдать регистрационный документ или мотивированно отказать в выдаче;
— уведомление об открытии счетов резидентов в иностранных банках и предоставление отчетности о движении средств.
Пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправных действий и создание условий для привлечения виновных к ответственности. Законом о валютном контроле № 173-ФЭ предусмотрены следующие пресекательные меры:
— выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих хозяйствующие субъекты устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23);
— отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23).
Значительная часть пресекательных мер реализуется органами и агентами валютного контроля в процессе проверок соблюдения валютного законодательства. На этапе проверки тесно сочетаются нормы закона о валютном контроле и КоАП РФ.
Меры ответственности за нарушения валютного регулирования применяются по результатам проведенных проверок, в порядке, установленном КоАП РФ. Административньгй штраф как вид административного наказания применяется за валютные правонарушения (ст. 5.25 Ко All) органами валютного контроля, а за незачисление выручки от экспорта товаров (ст. 16.17 КоАП) — таможенными органами. Если лицо, привлеченное к ответственности, в течение тридцати дней не уплатило штраф, в соответствии со ст. 32.2 КоАП должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. С 01.01.2004 г. не применяется ранее действовавший порядок направления в банк инкассовых поручений для безакцептного списания сумм штрафов со счетов юридических лиц.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.