ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

СТАТИСТИКА ПРИЧИН РАЗРУШЕНИЙ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ НИЗКОМ УРОВНЕ НАПРЯЖЕНИЙ

Все аварии сварных конструкций принято разбивать на два типа:

1. Разрушения при высоком уровне напряжений, когда напря­жения в месте возникновения разрушения превысили допускае­мые или расчетное сопротивление материала.

2. Разрушения при низком уровне напряжений, при которых все требования расчетов на прочность выполнены, а конструкция тем не менее разрушилась.

Для курса «Теория прочности...» разрушения первого типа не представляют интереса, так как они могут быть исключены про­сто строгим соблюдением стандартных норм проектирования и эксплуатации конструкций (изучаются в других курсах). Любое разрушение второго типа требует специального дополнительного анализа, который может выполнить только специалист в области сварки. Выше были приведены примеры разрушений при низком уровне напряжений. Анализ причин их возникновения и методы предотвращения будут рассмотрены далее.

Первый статистический анализ факторов, приводящих к раз­рушению сварных конструкций при низком уровне напряжений, выполнил Международный институт сварки (МИС). Так как любая фирма стремится скрыть факт разрушения ее продукции, МИС про-

Таблица 1.3

Статистическая характеристика факторов, указываемых среди причин аварии

Наименование фактора

Количество

случаев

Частота,

%

1

Конструктивные концентраторы

18

13,6

2

Усталостные трещины

9

6,8

3

Коррозионные трещины

1

0,78

4

Технологические надрезы (кроме сварочных)

9

6,8

5

Трещины в зоне термического влияния

3

2,5

6

Трещины в металле шва

2

1,6

7

Другие дефекты сварки (поры, непровары и т. п.)

9

6,8

8

Внешняя нагрузка (перегрузка конструкции)

8

6,1

9

Термические напряжения

6

4,5

10

Пониженная ударная вязкость основного металла

26

19,7

11

Остаточные напряжения

17

12,9

12

Дефекты структуры основного металла

0

0

13

Старение металла и его наклеп

14

10,6

14

Неправильная термообработка

3

2,3

15

Дефекты закалки и отпуска

1

0,78

16

Другие дефекты технологии

0

0

17

Структура и состав металла шва

0

0

вел анонимные общественные исследования, разослав анкету с кон­кретными вопросами об имевших место разрушениях. К 1970 г. было получено 132 анкеты, из них 60 достаточно полных. Резуль­таты статистической обработки этих анкет приведены в табл. 1.3. В анкете в качестве причин аварии было выделено 17 факторов, номера и наименования которых указаны в 1-й и 2-й колонках таб­лицы; в 3-й приводится количество аварий, где среди причин ука­зывается наличие этого фактора, а в 4-й — частота его появления в анкетах.

Как видно из таблицы, наиболее часто встречается фактор № 10 — пониженная ударная вязкость основного металла. Однако он фигурирует только в одном случае из каждых пяти аварий и не может считаться определяющим. Три следующих по частоте появ­ления фактора (№ 1 — конструктивные концентраторы, № 11 — остаточные напряжения, № 13 — старение металла и его наклеп) появляются только в одном случае из 8-10 аварий. Остальные 12 факторов, перечисленных в таблице, встречаются гораздо реже; так, разрушения при высоком уровне напряжений (фактор № 8) стали причиной только 6% изученных аварий.

Но самый существенный вывод, полученный из этих исследо­ваний, заключается в том, что ни один из перечисленных факто­ров, взятый в отдельности, не приводил конструкцию в аварийное состояние. К аварии может привести только неблагоприятное со­четание двух и более факторов из перечисленных в таблице, тако­во заключение комиссии МИС.

Частота появления различных сочетаний факторов (на осно­вании анкет) приведена в табл. 1.4. В 1-й и 2-й колонках показано количество случаев (и их процент), в которых имело место одно из перечисленных в 3-й колонке сочетаний. В 4-й и 5-й колонках при­ведены те же величины, но относящиеся ко всем перечисленным в 3-й колонке сочетаниям.

Из таблицы видно, что в 60 авариях только одно сочетание фак­торов встретилось 4 раза. Это № 10 (пониженная ударная вязкость основного металла) и № 13 (старение металла и его наклеп). 5 раз­личных сочетаний встретились по 3 раза, 6 сочетаний — по 2. Поч­ти половина аварий была вызвана сочетаниями факторов, которые имели место только 1 раз. Но этот вывод сделан при качественном анализе, когда каждому из 17 факторов приписывается только 2 возможных значения — 0 или 1. На самом деле величина накле­па, интенсивность старения, величина остаточных напряжений, размер трещины и т. д. могут иметь широкий диапазон значений по величине или интенсивности. Если учесть это обстоятельство,

Таблица 1.4

Частота появления отдельных сочетаний неблагоприятных факторов среди причин аварий

Число

повторений

сочетания

Номера факторов (по табл. 1.3) в сочетаниях

Суммарная

доля

единиц

%

случаев

%

4

6,6

(10+ 13)

4

6,6

3

5,0

(01 + 10), (01 + 11), (02 + 11), (04 + 13), (14 + 10)

15

25,0

2

3,3

(02 + 08 + 11), (04 + 11), (04+ 11 + 13), (05 + 11), (07 + 09 + 11), (09+ 11)

12

20,0

(01 + 02 + 11), (01 + 05 + 11), (01 + 07),

(01 + 07 + 08), (01 + 07 + 11), (01 + 08 + 11),

(01 + 10 + 11), (01 + 10 + 13), (01 + 11),

(01 + 13), (01 + 15), (02 + 05+ 11),

1

1,7

(02 + 07 + 09), (02 + 08), (02 + 13), (03 + 10), (03+11+ 13),

29

48,4

(04 + 08 + 13), (04 + 08 + 14), (04 + 09 + 11), (05 + 14),

(06 + 09 + 10), (06 + 10), (07 + 08 + 11),

(07 + 08 + 14), (07 + 09), (07 + 11),

(08+ 13), (10+11)

итого

60

100

то можно прийти к выводу, что каждая авария сварной конструк­ции уникальна. Такую аварию нельзя предотвратить, если не иметь теоретических представлений о критериях разрушения. Ее нель­зя предотвратить без количественных представлений о том, как

тот или иной фактор влияет на этот критерий с учетом наличия

других факторов.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

УРАВНЕНИЯ СПЛОШНОСТИ И ПОСТОЯНСТВА ОБЪЕМА

Уравнения сплошности выполняются автоматически, если де­формации вычисляются по формулам (2.25) и (2.26) путем диф­ференцирования трех непрерывных функций для перемещений: ux(x, y, z), uy(x, y, z) и uz(x, y, z). Однако …

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ФОРМУЛЫ (7.16)

Для экспериментальной проверки совместно с ЦНИИ «Проме­тей» были изготовлены крупные образцы из стали М16С (типа ВСт3) и 10ХСНД толщиной 20-40 мм, которые разрушались при температурах от +24 до -196°С. Конструкции …

СОЕДИНЕНИЯ С ЛОБОВЫМИ ШВАМИ

На рис. 7.18 показано сварное соединение листов разных тол­щин (t1 и t2) лобовыми швами № 1 и № 2. При дальнейших расчетах будем считать длину шва равной единице, т. е. …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.