ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

СПОСОБЫ СВАРКИ ЧУГУНА

Существуют два способа сварки чугуна, широко применяемых в про­мышленности.

I. Горячая сварка. При этом способе изделие, подлежащее сварке, нагревают до температуры 600...630 °С с медленным последую­щим охлаждением после выполнения всех сварочных работ. Та­кой режим не приводит к образованию отбеленных и закален­ных участков в ЗТВ и металле шва.

/(ля каждой марки серого чугуна следует выбирать такие скорости охлаждения, которые приводят к обеспечению сохранения в этих зонах с груктуры серого чугуна.

Способы нагрева могут быть весьма различны и зависят в основ­ном от габаритов свариваемых изделий. Это могут быть муфельные печи, горны п т. д. В качестве электродов применяют чугунные прутки с нанесенным на них покрытием. Состав чугунных стержней приве­ден в табл. ПЛ. Диаметр прутков 5.0...20,0 мм. В состав покрытия входят стабилизирующие и легирующие компоненты. К последним 01 носятся графит, корбарунд, ферросилиций, спликокальшпі, силнкомагніпі. Наиболее применяемые электроды. марок ОМЧ-1. ВЧ-З. 31 f 1. Диаметр электрода выбирается в зависимости от толщи­ны свариваемого элемента, сила тока - от диаметра электрода: / -■= (60...100)с/. Возможно применение угольною электрода.' сварка производится пн постоянном гоке прямой полярности. В качеспн - присадки можно прпменя гь tip т кп марок А и В. в качес і вс ф. носа - безводную (прокаленную) буру.

зм

Cue 1 .11! ». К К I j)() III l»t ('II ЦЯ І ОрЯ'К'П ( нирки Ч І їм. маї с.

Марка

С

Si

Мп

Р

S

Сг

Ni

Примечание

А

3 0-3.5

3.0-3.4

0,5-0,8

0,2-0,4

До 0,08

До 0,05

До 0,3

Для горячей сварки

Б

3.5-4,0

0.3-0,5

-

"

Для полугорячей и горячей сварки

Последнее время применяют механизированную сварку порошко­вой проволокой марки ГШЧ-3, что позволяет повысить производитель­ность процесса сварки за счет его механизации и облегчить труд свар­щика.

Горячая сварка - тяжелый производственный процесс, однако он по­зволяет получать сварные соединения со свойствами, практически равно­ценными свойствам основного металла для многих марок чугунов.

2. Холодная сварка. Основная трудность, возникающая при холод­ной сварке чугунными электродами, заключается в образовании структур белого чугуна в шве н околошовной зоне и резкой за­калке участков металла, нагретых при сварке выше температур тючки Л. что, в конечном итоге, велет к образованию трещин. ІГрп этом на их образование влияют следующие свойства серого чугуна:

• он обладает очень низкими пластичностью и деформационной способностью;

• при всех температурах его прочность значительно ниже прочно­сти углеродистых сталей:

• быстрое охлаждение тонких элементов детали при литье ведет к их отбеливанию.

С учетом этого выбор сварочных. материалов для холодной сварки дол­жен обеспечить такой состав металла шва. при котором его пластичность должна быть гораздо выше пластичности самого чугуна.

Во избежание образования холодных трещин можно идти разными путями.

Одним из них является получение металла шва со структурой серого чугуна с благоприятной формой графитовых включении, что достигает­ся введением в наплавленный металл достаточно большого количества графнтизаторов и легированием элементами, способствующими получе­нию сферических карбидов (например, магнием).

Для этого применяются, например, электроды ЭМЧ. Их стержень наготовлен из чугуна с высоким содержанием кремния (до 3.2%), а по­крытие имеет два слоя. Первый слои содержит легирующие компонен­ты (графит, силикомагнпй, алюминий, железный порошок), а второй - компоненты, обеспечивающие шлаковую и газовую защиту (мрамор, плавиковый шпат). Этими электродами удается без подогрева свари­вать детали с толщиной стенки до 12.0 мм и получать при этом швы без отбеливания. Повышение свариваемой толщины приводит к увеличе­нию скоростей охлаждения и требует предварительного подогрева до температур 400 °С.

Иногда в качестве электродного прутка применяют никелевые чу - гуны, так как они обеспечивают получение металла шва с хорошей об­рабатываемостью, При этом следует помнить, что металл шва, выпол­ненный такими электродами, обладает повышенной склонностью к образованию горячих трещин.

Серый чугун в шве можно получить, применяя в качестве прутков обычную малоуглеродистую проволоку (Св-08А), вводя при этом в шон через покрытие достаточное количество графнтизаторов. Примером яв­ляются электроды марки ЭМЧС, которые имеют трехсменное покрытие. Первый слой содержит компоненты графптнзаторы. второй - защитные компоненты (создающие газовую и шлаковую защиту), третий слой со­стоит из 100% графита. Такими электродами можно сваривать изделия с толщиной стенок до 10.0 мм: большая толщина требует подогрева.

Для механизированной холодной сварки можно применять порошко­вые проволоки (до толщин 10.0 мм без подогрева марки ППЧ-1; при боль­шей толщине - проволоку марки ГІПЧ-2 с подоіревом изделия). Структу­ра швов при сварке этими проволоками близка к структуре серого чугуна за счет высокого содержания в ее составе кремния.

Вторым путем нри холодной сварке является получение в металле шва пнзкоуглеродистой стали. При сварке чугуна иизкоуглеродисты - ми электродами наибольшую опасность представляют первые прохо­ды, так как даже небольшая доля участия основного металла в металле шва приводит к получению в металле слоя высоколегированной стали (по мере увеличения количества слоев легпрованность их, естественно, уменьшается). Поэтому наибольшую опасность, с точки зрения отслое­ния металла и появлення в нем трещин, представляет первый слой (точ­нее. зона линии сплавления). Для уменьшения опасности перегрева ос­новного металла применяют сварку электродами малых диаметров на минимально допустимых токах. Однако все эти приемы не гарантиру­ют отсутствия дефектов, поэтому этот способ служит в основном для декоративной заделки дефектов литья,

:и<;

Для увеличения прочности сварного соединения при ремонте кон­струкции ил чугуна применяют метод постановки к обварки стальных шпилек. Дефект (наирнмер, трещина) надлежащим образом разделы­вается, по разделке делается высверловка с нарезкой резьбы и последу­ющей постановкой стальных шпилек так, чтобы выступающая часть составляла 0,45,,.1,2 диаметра шпильки (диаметр шпильки зависит от ремонтируемойтолщины и составляет (0,3...0.4),s, но не более 12,0 мм).

Шпильки обычно располагают в шахматном порядке, на кромках раз­делки трещины, расстояние между ними должно быть достаточным для свободного манипулирования дугой. Затем, применяя электрод диамет­ром не более 3,0 мм, на мі інимально возможных токах сначала обварива­ют шпильки, а затем заполняют промежутки между ними. Иногда при этом способе применяют специальные флюсы (состоящие, например, из 50% буры, 20% каустической соды и 30% железной окалины), что приво­дит к энергичному окислению углерода и, как результат, к увеличению деформационной способности металла шва. Здесьположительные резуль­таты можно получить при относительно небольших свариваемых толщи­нах, ибо при их увеличении необходимо увеличивать тепловую мощность дуги, что приводит к отбеливанию металла в ЗТВ и образованию в ней трещин.

Можно поступать и по-иному. Если в металл шва ввести ванадий, который является энергичным карбидообразователем, то в нем образу­ются карбиды ванадия, которые не растворяются в железе и имеют от­носительно невысокую твердость, что способствует при их мелкодис­персном распределении повышению пластичности металла. Такие электроды имеют марку ЦЧ-4 (стержень из проволоки марки Св-08А): содержат в покрытии 66% феррованадия. Этими электродами произво­дят облицовку (выполняют первый слой на малых токах короткими швами), а затем разделку заполняют электродами УОНИ 13/45. Спо­соб вполне применим для заварки дефектов литья, проведения ремонт­ных работ на изделиях из серого и высокопрочного чугуна. Он обеспе­чивает достаточно хорошую прочность и обрабатываемость металла шва.

Довольно широкое распространение приобрел способ холодной свар­ки чугуна, обеспечивающий получение в металле шва цветных пли спе­циальных сплавов. Его суть заключается в создании сварных швов из сплавов на основе меди или никеля.

И медь, п никель способствуют уменьшению растворимости угле­рода в железе и его графнтизаиин: при этом ни тог. ни другой металл соединений с углеродом не образуют. В зоне неполного растворения (у линии сплавления) они уменьшают возможность отбеливания. Ме­талл шва при этом обладает высокой пластичностью, что способствует

релаксации остаточных сварочных напряжении и уменьшает возмож­ность образования трещин.

Проще всею осуществить этот способ, применяя пучок электронов. Стальноіі электрод может быть любой марки (лучше УОНИ 13/45 или УОН і 1 13/ 55). Л намет р медного прутка до. гжеи быть больше диаметра стального электрода примерно на 25 V В качестве 3-го прутка рекомен­дуется лагунный пруток диаметром 1.5,...3.0 мм. Медные прутки можно покрывать обычном меловоіі обмазкоіі толщиной 0,2,,.0,3 мм на сторо­ну.

Опыт применения комбинированного пучка электродов показал, что их легко и просто изготавливать на заводе, где необходимо произво­дить сварку той иди иной конструкции из чугуна. Следует лишь соблю­дать ряд требовании:

• комбинированные пучки необходимо составлять из стальных и медных прутков небольшого сечения (диаметром 1,6...4,0 мм для сварки в нижнем положении и не более 3,0 мм для сварки в вер­тикальном положении):

• на медные прутки лучше наносить качественное покрытие газо­ні лакообразующего типа:

• электроды из трех составляющих следует собирать не в ряд, а компактно (треугольником).

Сварочный ток выбирается в зависимости от общего сечения стер­жней в пучке. Так, при диаметре стального электрода 3,0 мм и двух мед­ных электродах диаметром по 3,0 мм / в = 140... 160 Л (для работы на деталях толщиной не более 12,0 мм). При диаметре стального электро­да 4.0 мм и двух медных по 4,0 мм /,в = 170... 190 А ( для работ на деталях с толщиной более 12.0 мм).

При ремонте деталей, долгое время бывших в эксплуатации, свар­кой пучком электродов рекомендуется применять флюс, целиком со­стоящий из плавленой буры.

Сварку пучком электродов следует вести поперечными, равномер­ными, дугообразными движениями с наклоном электрода в сторону сварки на угол 35...45°, что необходимо для хорошего перемешивания ванны. Пучок ведется таким образом, чтобы медный пруток был впе­реди стального для лучшего омеднения поверхности. Провар должен быть минимальным, дуга во избежание сильного окисления металла должна быть предельно короткой, сварку лучше проводить «на себя», ибо этот способ позволяет хорошо наблюдать за тем, как идет облу - живание поверхности медью.

Применяется и другой тип электродов, когда медный стержень оплетается жестью толщиной 0,25...0,3 мм, которая в виде ленты по

спирали навита на него. После этого на электрод наносят покры­тие. Могут быть и другие конструкции электродов, но во все слу­чаях содержание железа в наплавленном металле не должно пре­вышать 10... їй"» во избежание образования большого количества очень твердых включении железа, что ухудшает пластичность ме­талла шва.

Существуют также медно-железные электроды, когда на медньиі стержень наносится основное покрытие, состоящее на 50”о из железно­го порошка н па 50% из покрытия NT)НИ 13 (электроды марки ОЗЧ-1). Металл шва, выполненный такими электродами, достаточно пластичен, что позволяет в горячем состоянии проводить его проковку с целью разрядки остаточных сварочных напряжений и предотвращения обра­зования трещин в металле ЗТВ.

При сварке электродами этих групп не следует допускать высокого разогрева детали, для этого ведут сварку короткими участками с пере­рывами на охлаждения на минимальных токах, при которых возможно стабильное горение дуги (длина участка 30...80 мм с послойным охлаж­дением).

Все медно-железные электроды дают достаточно неоднородную структуру шва: в мягкой медной матрице расположены твердые вклю­чения железа, что затрудняет последующую обработку швов. Не­сколько облегчает дело замена стального низкоуглеродистого прут­ка па аустенитиын. Все разновидности медно-железных электродов можно с успехом применять при ремонте литья ответственного на­значения.

Если в системе медь-железо заменить последнее на никель, то мож­но получать швы без твердых железисто-углеродистых включений, так как никель и медь не растворяют углерод. В качестве прутков для таких электродов используют монель-металл (например, НМЖМц28-2,5-1,5), константан (НМЦ40-1.5) или нихром (Х20Н80). Ограничивает при­менение таких электродов дефицит никеля и высокая склонность металла шва к образованию горячих трещин. Поэтому электроды не рекомендуется применять в случае больших объемов наплавки, где трудно избежать образования горячих трещин и понижения прочности.

Рассматривая достоинства и недостатки горячей и холодной сварки чугуна, следует отметить следующее,

Нри горячей сварке чугуна, как правило, в наплавленном металле получается чугун с заданными свойствами.

Все применяемые здесь способы сварки проводятся с предваритель­ным подогревом, температура которого (150,..650 °С) связана с маркой чугуна, габаритами изделий и спецификой способа. К таким способам относчпся и газовая сварка, применяемая для исправления таких дефектов литья как трещины, раковины малых и средних размеров на обрабатываемых и обработанных поверхностях. Сварка ведется с при­менением чугунных присадочных прутков ІІЧ-1, ІІЧ-2 и т. д. и флюса (бура).

Ручная электродуговая сварка электродами на основе чугуна со спе­циальным покрытием применяется для исправления крупных дефек­тов литья.

Механизированная электродуговая сварка порошковыми проволо­ками ГШ-АН41, ПП-43м. 11П-В45 и др. также рациональна для исправ­ления крупных дефектов.

Все эти способы обеспечивают одинаковость структуры основного и наплавленного металла, хорошие свойства наплавленного металла, в том числе и его последующую обрабатываемость механическими спо­собам и.

Все способы холодной сварки, проводимой без подогрева, дают на­плавленный металл не чугунного состава, который обладает удовлет­ворительной обрабатываемостью резанием. Здесь применяются различ­ного рода сварочные материалы. Для исправления несквозных дефектов малых и средних размеров на обрабатываемых н обработанных поверх­ностях. могут применяться электроды из медно-никелевой проволоки со специальным покрытием типа МНЧ-2 или электроды из железони­келевой проволоки типа ОЗЖН-1. Для исправления небольших дефек­тов в ответственных изделиях хорошо себя зарекомендовали электро­ды из никелевой проволоки тина ОЗЧ-З пли ОЗЧ-4.

Область применения стальных электродов и проволок ограничи­вается заваркой несквозных дефектов на необрабатываемых поверх­ностях чугунных отливок; при этом часто в наплавленном металле и металле околошовной зоны образуется сетка мелких трещин. И здесь какие-либо приемы бессильны для их полного предотвращения. По­этому для заварки ответственного литья стальные электроды в боль­шинстве случаев рекомендованы быть не могут.

При большом объеме холодной сварки для заварки дефектов литья желательна ее механизация. Для этого можно применять самозащит - ные проволоки сплошного сечения на основе никеля (ПАНЧ-11) и мед­но-никелевого сплава (MI1-2.6). Применяя тонкую проволоку, следует использовать узкую разделку для уменьшения объема наплавленного металла.

Перед запаркой дефект должен быть четко определен и удален. При наличии трещины прежде всего следует установить ее размер п сделать засверловку по ее концам. І {осле этого район заварки должен бы гь раз­делан под сварку таким образом, чтобы была возможность доступа по всей площади заварки. Подготовленная под заварку выборка не долж­на иметь выступов н острых углов. Мелкие раковины для того, чтобы избежать отбела, рекомендуется искусственно увеличивать по глубине до 5,0...6,0 мм и до 30,0 мм и более по ширине. В зависимости от места расположения дефекта на отливке для предотвращения вытекания жид­кого металла следует производить подформовку металла заварки.

Формовку выполняют с помощью графитовых пластинок, скреплен­ных формовочной массой, которая состоит из кварцевого песка, заме­шанного на жидком стекле (могут использоваться и другие формовоч­ные материалы, применяемые в литейном производстве).

Подогрев может осуществляться как общий (в печах), так и мест­ный (различными переносными источниками тепла). Для чугуна ма­рок СЧ15-32 и СЧ18-36 температура нагрева 700...800 °С при регулиро­вании скорости нагрева и охлаждения отливок не более 1.50 °С/ч. Заварка производится электродами ОМЧ-1 (либо нм подобными), ре­жим по току выбирается в соответствии с принятым диаметром элект­рода, весь 0(5ьем по заварке одного дефекта должен выполняться без перерывов за один прием. Сначала расплавляется донная часть дефек­та, затем образовавшийся объем жидкого метачла металлическим крю­ком «выплескивается» для удаления неметаллических включений. Для хорошего проплавлення конец электрода большую часть времени дол­жен находиться у стенок разделанного дефекта. По окончании сварки производят подогрев для выравнивания температур основного и наплав­ленного металла с последующим медленным охлаждением.

ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СВАРОЧНЫХ РАБОТ

Все рассмотренные способы сварки при своем использовании тре­буют соблюдения комплекса правил техники безопасности п охраны труда, которые должны отражаться в соответствующей технической документации и строго соблюдаться при проведении сварочных работ. …

ВЛИЯНИЕ СВАРОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ НА ПРОЧНОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И КОНСТРУКЦИЙ

Процесс сварки сопровождается развитием в металле сварных соеди­нений необратимых объемных изменений, в результате которых в конст­рукциях возникают остаточные деформации и напряжения. Являясь соб­ственными напряжениями, т. е. уравновешенными в любых сечениях …

КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И КОНСТРУКЦИЙ

Коррозия - это процесс разрушения металлов в результате взаи­модействия их с внешней средой. Термин ржавление применим только к коррозии железа и его сплавов с образованием продуктов коррозии, состо­ящих в основном …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.