ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СВАРОЧНЫХ ЦЕХОВ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНА И РАЗРЕЗОВ ЗДАНИЯ ЦЕХА

Основная и довольно сложная задача описываемой про­ектной разработки — составление плана цеха, представляющего один из главнейших результатов проектирования цеха. Такой план цеха (отделения, участка), определяющий пространственное расположение в нем технологического процесса производства, называют технологическим, в отличие от строительного плана, разрабатываемого впоследствии строителями с целью выявления конструктивных особенностей и деталей здания цеха.

В процессе разработки плана и разрезов здания проектируемого сборочно-сварочного цеха определяют необходимые размеры послед­него и расположение в нем всех элементов производства. При этом определение необходимой высоты пролетов в здании цеха не представляет затруднений, поскольку максимальные размеры подлежащих изготовлению изделий и принятого производствен­ного оборудования известны. Разработка технологического плана включает выбор наиболее рациональной для проектируемого производства схемы компоновки цеха, определение ее геометри­ческих размеров и последующую детализацию ее содержания.

Составление плана цеха в целом и каждого его отделения пред­ставляет собой техническую задачу, допускающую несколько решений. Рациональное решение этой задачи достигается путем параллельной разработки нескольких (двух-трех) вариантов ком­поновочной схемы технологического плана цеха и последующего технико-экономического сравнения их между собой.

Каждая типовая схема компоновки (см. п. 30) с присущими ей производственно-техническими характеристиками имеет особен­ности, определяющие рекомендуемое ее использование в различных проектах сварочных производств. Это позволяет в самом начале разработки технологического плана цеха (отделения) произвести выбор рациональной его схемы, наиболее соответствующей разра­батываемому проекту сварочного производства.

В дополнение к описанию компоновочных схем одноэтажных сборочно-сварочных цехов (п. 30) необходимо учитывать, что в целях снижения стоимости строительства промышленных зданий путем унификации и значительного сокращения количества типо­размеров их конструкций, использования индустриальных методов их изготовления, а также сокращения проектных работ и продол­жительности строительства Госстрой СССР утвердил унифициро­ванные типовые секции и пролеты для строительства всех производ­ственных зданий ряда отраслей промышленности.

Для цехов машиностроительных заводов установлены унифи­цированные типовые секции следующих размеров в плане: основ­ные секции (для продольных пролетов) 144 X 72 и 72 X 72 м с сеткой колонн 24 X12 и 18 X12 м, где размер 12 м представляет собой шаг колонн (т. е. расстояние между осями соседних колонн вдоль пролета), а размеры 18 и 24 м означают ширину пролетов (между осями колонн); дополнительные секции (для поперечных пролетов) 24x72 м, (24 + 24) X 72 и 30x72 м, где размеры 24 и 30 м отно­сятся к ширине пролетов.

Указанная длина унифицированных типовых секций и пролетов может быть изменена с учетом технико-экономической целесо­

образности, обусловленной рациональным размещением производ­ственного процесса в проектируемом цехе. Таким образом, общая площадь каждой компоновочной схемы должна состоять из пло­щадей некоторого числа унифицированных типовых секций.

Последовательность определения геометрических размеров при­нятой компоновочной схемы плана цеха с учетом применения уни­фицированных типовых секций и пролетов сводится к следующему.

Сначала подсчитывают необходимую общую площадь проекти­руемого цеха (без бытовых и административно-конторских поме­щений). Для этого пользуются заданным количеством годового выпуска продукции (в Мг), результатами ранее проведенных расчетов (см. гл. IV) по определению требуемого количественного состава элементов производства для проектируемого цеха и укрупненными показателями (см. гл. VII). Примерами таких показателей, используемых в подобных приближенных расчетах, могут служить: удельный годовой выпуск продукции, приходя­щийся на 1 м2 общей площади цеха и каждого его производствен­ного отделения (в Мг/м2); общая площадь цеха и каждого его отде­ления, приходящаяся на одно сборочно-сварочное место (стенд) либо на один станок соответственно; допускаемая масса металла, приходящаяся на единицу общей площади склада, т. е. допускае­мая плотность нагрузки общей площади склада (в Мг/м2) и т. п.

После расчетного определения требуемой общей площади цеха н его подразделений подбирают соответствующее количество и типоразмеры описанных выше унифицированных типовых секций для проектируемого цеха с учетом максимальных габаритных размеров подлежащих размещению в его пролетах оборудования п изготовляемых изделий. Совместная компоновка этих типовых секций и пролетов должна удовлетворять предварительно выбран­ному типу компоновочной схемы (см. п. 30) и занимать площадь, соответствующую расчетной площади проектируемого цеха. При ртом приближенно устанавливают число пролетов цеха (с учетом их специализации), их размеры, а также размеры компоновочной схемы в целом. Если бытовые и административно-конторские поме­щения проектируемого цеха предусмотрены не в отдельном здании, а в виде пристройки к производственному корпусу, то площадь, занимаемую этой пристройкой определяют, руководствуясь дан­ными п. 35.

Полученные таким образом геометрические размеры выбранной компоновочной схемы проектируемого цеха позволяют вычертить ее в принятом масштабе I : 1000 либо 1 : 500 с нанесением на ней сетки колонн и границ расположения всех производственных отделений и вспомогательных помещений цеха (как на рис. 31— 30). Размещение оборудования и рабочих мест на компоновочных схемах не показывают.

В проектах разработка технологического плана цеха включает составление его компоновочной схемы и затем подробного техноло­гического плана в принятом масштабе 1 : 200 или 1 : 400 (для особо крупных цехов 1 : 800) и разрезов здания цеха в масштабе 1 : 200. В процессе этой разработки, выполняемой одновременно по всем отделениям проектируемого цеха, уточняют ранее приня­тую его компоновочную схему и планировку его производствен­ных отделений и вспомогательных помещений; вычерчивают на плане — в пролетах цеха — размещение всех сборочно-сварочных и других рабочих мест, всего производственного оборудования и складочных мест для материалов и деталей и т. п.; увязывают комплексную механизацию производства во всех отделениях и схему работы внутрицехового транспорта.

В целях достижения наиболее рационального размещения тех­нологического процесса заготовительных и сборочно-сварочных работ необходимо стремиться к его прямоточности во всех проле­тах проектируемого цеха. Отсутствие возвратных перемещений собираемых, свариваемых и обрабатываемых сборочных единиц и комплектов изготовляемых изделий и сокращение до минимума количества поперечных перемещений в каждом пролете служит показателем высокого качества разработки пространственного размещения производственного процесса.

После взаимной увязки планов основных отделений проекти­руемого цеха рассчитывают и планируют остальные вспомогатель­ные отделения и другие площади цеха: участки контроля и испыта­ния изделий, исправления и доделок продукции, поверхностных покрытий, склады, бытовые помещения и т. д.

Окончательно согласуют между собой все упомянутые выше планировки после разработки поперечных разрезов всех пролетов цеха. Последнее приводит к корректировке и окончательной ком­поновке технологического плана и разрезов сборочно-сварочного цеха.

Общая методика подробной разработки технологического плана и разрезов проектируемого цеха, используемые при этом практи­ческие и нормативные данные, а также применяемые основные расчеты изложены в п. 32—35.

Описанный выше применительно к проектированию нового сборочно-сварочного цеха порядок разработки технологического плана цеха во всех его частях значительно усложняется в случаях разработки проекта реконструкции существующего предприятия. Габаритные размеры здания реконструируемого цеха ограничи­вают возможности свободного выбора необходимых значений ряда расчетных величин, влияющих на расположение элементов про­изводства в пролетах цеха. С другой стороны, рентабельность реконструкции всякого производства находится в прямой зависи­мости от минимального количества строительных работ по пере­делке существующего здания цеха. Поэтому излагаемые ниже основы планировки новых сборочно-сварочных цехов не всегда могут быть полностью и без затруднений осуществлены при разра­ботке проектов реконструкции существующих сборочно-сварочных цехов.

ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СВАРОЧНЫХ ЦЕХОВ

РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВ АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ

Расчетные коэффициенты и характеристики для автоматических сборочно-сварочных линий пока еще не определены. Поэтому помещенные ниже (разработанные А. П. Владзиевским) коэффициенты и характеристики, относя­щиеся к автоматическим линиям для механической обработки, могут …

КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ПОТОЧНАЯ ЛИНИЯ СБОРКИ И СВАРКИ СТАЛЬНЫХ РУЛОНИРУЕМЫХ ПОЛОТНИЩ

На линии из отдельных листовых заготовок собирают и сваривают полотнища, которые тут же, на линии, сворачиваются в транспортабельные рулоны. Линия обеспечивает изготовление полотнищ толщиной 4—16 мм и' ширииой 12 ООО—18 …

ПОТОЧНАЯ ЛИНИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШАХТНЫХ ВАГОНЕТОК

Схема технологического процесса сборки и сварки ку­зова шахтной вагонетки (см. рис. 2) приведена ранее (см. табл. 6 и рис. 3). Работа поточной линии (рис. 92) с применением ком­плексной механизации производится …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.