Методические рекомендации по изучению вопросов энергосбережения
Мы проводим большую часть своего времени в различных зданиях - домах, школах, офисах и магазинах, но, как правило, не задумываемся над тем, как они спроектированы, построены и как обслуживаются. Между тем именно эти факторы имеют прямое отношение к удобству обитания в этих зданиях и стоимости проживания в них.
Энергоэффективное здание намного комфортнее, требует меньше топлива для отопления зимой и меньше электричества для охлаждения летом, чем здание, расходующее энергию впустую. Плохо спроектированное и эксплуатируемое здание выбрасывает на ветер и ваши деньги. Почему? Потому, что оно подогревает и кондиционирует окружающую среду наравне с внутренними помещениями дома. Поэтому на примере изучения вопросов энергосбережения в зданиях и помещениях покажем некоторые методические приемы при подготовке и проведении учебных занятий.
Цель занятия - научить распознавать основные строительные, обслуживающие и конструкторские элементы, которые делают здание энергоэффективным; объяснить специальные термины, научить пользоваться ими; научить объяснять окружающим необходимость энергосбережения и способы его организации.
Требуемые навыки и знания - способность делать наблюдения и описывать их.
Словарный лист
Тепловые «грабители»
Излучение: прохождение энергии сквозь открытое пространство, например, солнечной. В течение светового дня здание поглощает солнечное изучению вопросов энергосбережения
излучение, но после захода солнца оно начинает излучать тепло наружу до тех пор, пока обратное излучение не будет заблокировано.
Проводимость: прохождение тепла сквозь материал. Некоторые материалы, такие, как стекло и металл, проводят тепло (и теряют его) с большой легкостью. Изоляция помогает предотвратить проводимость тепла. Если потолок и стены плохо изолированы, они проводят тепло из дома в окружающую среду.
Конвекция: перенос тепла вместе с движением воздуха. Когда нагретый воздух соприкасается с прохладными поверхностями, например окнами, он теряет тепло. Охлажденный воздух плотнее теплого, поэтому он оседает, выталкивая теплый воздух по направлению к потолку. Теплый, более легкий воздух на уровне потолка охлаждается вместе с окнами и оседает. Двигаясь вдоль пола, он снова нагревается, перемещается к противоположной стене (прочь от окна), далее к потолку и снова оседает на уровне окна. В каждом таком цикле воздух теряет тепло, которое должно быть получено от солнечного окна, камина, сушилки и прочих нагревательных устройств для поддержки температуры комфорта.
Конденсация: капли влаги, которые образуются на поверхности при охлаждении теплого влажного воздуха. Конденсация влаги из комнатного воздуха (душевая, жилые комнаты, кухни) проявляется больше всего в прохладных зонах. Влажные или замерзшие окна служат напоминанием о потерянном тепле. Средство борьбы - двойные или тройные стеклопакеты, массивные занавески, изолирующие экраны или заслонки.
Инфильтрация: утечка воздуха по причине ветра. Давление воздуха втягивает холодный воздух сквозь крошечные отверстия на подветренной стороне и выталкивает нагретый воздух с обратной стороны дома. Утечки случаются сквозь трещины в древесной плите, щели в отделке, прорези для трубопровода и проводов, некачественные замки оконных проемов, испорченные погодой двери и выходы.
изучению вопросов энергосбережения
Изоляция: материалы с большим сопротивлением (^-фактор) передаче тепла. Некоторые наиболее более часто используемые дома материалы: стекловолокно, целлюлоза, минеральная шерсть и пенопласт. Сопротивление передаче тепла обеспечивается наличием большого количества незанятого пространства между волокнами или частицами. Изоляция выполняется в различных вариантах: покрытие, пена, щиты и т. д.
^-фактор: приведенное сопротивление теплопередаче, м -°С/Вт (в зарубежной практике в размерности нередко используется не метр, а дюйм). Чем выше это значение, тем эффективнее изоляция данным материалом. Обычно указывается на единицу толщины слоя строительного материала. Значения ^-факторов могут складываться - более толстый материал или комбинация различных материалов увеличивают тепловую сопротивляемость.
Для энергоэффективного жилого дома допустимыми значениями R-фактора являются отечественные нормативы, м -°С/Вт: при коэффициенте суровости климата 6000 градусо-суток: потолок - 5,5; внешняя стена - 3,5; пол - 4,6; окна, витражи, светопрозрачные конструкции балконных дверей - 0,54; глухая часть балконных дверей - 0,81; входные двери в квартиры, расположенные выше первого этажа - 0,54; входные двери в здания одноэтажные и квартиры, расположенные на первом этаже, - 2,2.
Пароизоляция: водостойкая подкладка, препятствующая прохождению влаги сквозь структуру здания. Пароизоляцию на стенах и потолках следует располагать на нагреваемой (внутренней) поверхности здания. Некоторые изоляционные материалы поставляются сразу с пароизоляцией.
Средства для окон: средства, применяемые к внутренней части окна (заслонки, щиты, жалюзи, драпировки), используемые для сохранения тепла внутри и снаружи.
изучению вопросов энергосбережения
Глушитель: люк или любое другое устройство, которое регулирует движение воздуха сквозь проток, дымоход или кирпичную трубу.
Поточное сопротивление (распылитель): устройство, установленное на водяной кран или душ для уменьшения потока воды во время регулировки напора струи. Сберегает энергию, уменьшая количество потребленной горячей воды.
Часовой термостат: термостат, оборудованный таймером для автоматического изменения уровня нагрева в определенные периоды дня.
Навес: цельный горизонтальный или расположенный под углом экран над внешним периметром здания. Устанавливается так, чтобы летом на южные окна подала тень, когда солнце высоко в небе. Это помогает сэкономить на кондиционировании (чтобы примерно определить размер навеса, добавьте ширину окна к расстоянию от верха окна до навеса и поделите его на 2).
Ветролом: плотный ряд деревьев, забор или прочий барьер, который прерывает и изменяет естественный путь ветра. Ветроломы располагаются на северной и западной сторонах здания и помогают сохранить тепло, уменьшая проникновение холодного воздуха.
Воздушная пробка: система двойной двери, которая сохраняет энергию, уменьшая обмен воздуха.
Уплотнители: мягкие, полужесткие материалы, которые можно внедрить в возможные узлы и щели здания, уменьшая фильтрацию воздуха.
Прокладки: материалы, которые уменьшают проникновение воздуха в щели вокруг дверей и окон. Устанавливаются для формирования «замка» в закрытом состоянии.
ЗАНЯТИЕ 1. Заполнение опросного листа по исследуемому зданию
*
* Вопросы подготовлены с учетом современных требований и материалов.
511
Данные по домашнему энергоаудиту
Название и расположение осматриваемого здания _________________________
Вопрос |
Да |
Нет |
Комментарии |
1. Изолированы ли потолки? (Подробности выясните в эксплуатирующей организации.) |
|||
2. Какова толщина изоляции? (Результаты занесите в последнюю колонку.) |
|||
3. Существует ли пароизоляция (пластик, алюминий) на внешней стороне изоляции? |
|||
4. Если у здания имеется неотапливаемое основание, имеется ли изоляция пола? |
|||
5. Если подвал отапливается, изолированы ли его стены? |
|||
6. Каков процент покрытия пола ковриками, настилками и прочими изделиями? |
|||
7. Перегорожено ли обогревательное оборудование различной мебелью, занавесками и т. д.? |
|||
8. Достаточно ли светлы обои для того, чтобы отражать свет? |
|||
9. Установлены ли прокладки на окнах? |
|||
10. Если в здании присутствует камин, снабжен ли он глушителем и стеклянной дверцей? |
|||
11. Перекрывается ли дымоход, когда камин не используется? |
|||
12. Закрыты ли стеклянные дверцы при использовании камина, чтобы удержать теплый воздух от утечки через трубу? |
|||
13. Двигается ли детектор утечек (лист тонкой бумаги), когда поднесен к дверям и окнам в спокойные и ветреные дни? |
|||
14. Показывает ли детектор утечек потоки воздуха через розетки на внешних стенах в ветреные дни? |
|||
15. Проверьте остальные отверстия на предмет утечек и составьте список обнаруженных утечек. |
|||
16. Не протекает ли кран горячей воды? |
|||
17. Имеются ли регуляторы потока на трубах, соединенных с душем? |
|||
18. Имеется ли часовой термостат, автоматически понижающий температуру в ночное время? |
|||
19. Проверьте погреб на предмет присутствия горячей воды или отопительные трубы. Изолированы ли они? |
|||
20. Проверьте погреб или чердак на предмет труб, несущих нагретый воздух. Обернуты ли они изоляцией? |
|||
21. Проверьте отопительные радиаторы, не забиты ли они пылью? |
|||
22. Отсоединен ли выхлопной шланг сушилки от своего отверстия для поддержания влажного тепло- |
Вопрос |
Да |
Нет |
Комментарии |
го воздуха в доме? |
|||
23. Была ли домовая печь очищена и обслужена за последний год? |
|||
24. Обеспечивается ли меньшее остекление на северной части здания? |
|||
25. Определите примерную площадь окон. Она должна составлять приблизительно 18 - 20 % от суммарной площади стен. |
|||
26. Выходит ли карниз крыши дома на южной стороне достаточно, чтобы препятствовать летнему солнцу попадать на стены и окна? |
|||
27. Не перекрывает ли карниз крыши низкое зимнее солнце? |
|||
28. На месте ли штормовые окна и надежно ли они закрыты? (Если большее количество влаги конденсируется на окнах и замерзает в холодные дни, то штормовые окна не функционируют должным образом.) |
|||
29. В случае отсутствия штормовых окон установлены ли временные (пластиковые) заслонки? (Они должны создавать воздушное пространство толщиной около З/4 дюйма между внутренним и внешним застеклением.) |
|||
30. Посажены ли вечнозеленые растения с северной и западной сторон здания? |
|||
31. Посажены ли лиственные растения с южной стороны дома для летней прохлады и зимнего солнца? |
|||
32. Тает ли снег на крыше Вашего дома быстрее, чем у соседей? (Свидетельство необходимости улучшения изоляции потолка.) |
|||
33. Видите ли Вы места для утечки воздуха между домом и его фундаментом, сломанные окна, гнилые доски или другие возможные источники проникновения холодного воздуха в дом? |
|||
34. Изолированы ли двери подвала и плотно ли они закрыты? |
|||
35. Открываются ли чердачные проемы зимой и летом? (Они должны открываться. Изоляция потолка должна согревать дом, а не заколоченный чердак.) |
|||
36. Заделаны ли пространства вокруг окон, дверей, труб и электрической проводки? |
|||
37. Существует ли утепление внутренних и внешних дверей? |
|||
38. Заделаны ли пробоины и отверстия в стенах и фундаменте? |
|||
39. Существует ли в доме система двойных дверей на каждом из выходов? |
Н. И. Данилов, Я. М. Щелоков Основы энергосбережения Глава 16. Методические_____________________________ рекомендации по
изучению вопросов энергосбережения
После заполнения опросных листов обсудите с учащимися полученные результаты, с целью определения мест потерь энергии при отоплении здания.
ПРАКТИКУМ - 1. Задачи
1. Нормы освещения составляют 25 - 30 Вт/м общей площади. Сколько электроэнергии можно сэкономить за месяц, устроив местное освещение рабочего стола при условии ежедневной работы лампочки в течение 5 часов? Площадь комнаты 16 м.
Решение
По нормам освещения определяем мощность лампочек:
22
Р = 25 - 30 Вт/м • 16 м = 400 - 480 Вт. Для освещения стола площадью 2 м достаточно 50 - 60 Вт. Следовательно, за 5 часов горения ежедневно экономится [(400 - 480) Вт - (50 - 60) Вт] • 5 ч = 1,75 - 2,1 кВт-ч электроэнергии, что за 30 дней месяца составит от 52,5 до 63 кВт-ч.
При тарифе за электроэнергию 1 руб./кВт-ч эта энергия стоит от 52,5 до 63 руб. На такую сумму бюджет вашей семьи увеличится.
2. Насколько энергетически выгоднее кипятить две чашки чая, чем полный чайник, который затем остывает?
Решение
Количество теплоты необходимое для нагревания данного тела, пропорционально его массе и изменению температуры: Q = c m At, где Q - количество теплоты; с - удельная теплоемкость вещества; m - масса тела; At - изменение температуры, происходящее в результате подвода к нему количества теплоты Q.
Следовательно, затраты энергии пропорциональны массе нагреваемой воды. Если чайник имеет емкость 1,5 л, то на две чашки воды по 0,2 л энергии расходуется в 3,75 раза меньше, чем на полный чайник.
Н. И. Данилов, Я. М. Щелоков Основы энергосбережения Глава 16. Методические рекомендации по
изучению вопросов энергосбережения
3. На сколько снижается эффективность электроконфорки, если площадь соприкосновения ее с посудой составляет лишь 30 % полной площади?
Решение
Тепловое сопротивление (К/Вт) определяется как R Т = - X— > где I - длина проводника тепла, м; X - коэффициент теплопроводности материала проводника (Вт/м • К); А - поперечное сечение проводника тепла.
= А Т
Тепловой поток, Вт, Ф = ——, где АТ - разность температур
R т
на концах проводника тепла, К.
Таким образом, если площадь соприкосновения двух контактирующих тел составляет лишь 30 % их максимальной площади, то тепловое сопротивление увеличивается RT / 0,3 и тепловой поток составит только 30 % от максимально возможного.
4. Что энергетически выгоднее - принять душ или ванну - при условии одинаковой длительности процедуры (5 минут) и одинаковой температуре воды?
Решение
Емкость ванны составляет 200 л. Критерием выгодности будет количество израсходованной воды. Для ванны это 200 л.
Объем жидкости, израсходованной для душа, м3:
V = Aw Т,
где V - объем жидкости, м3; А - площадь сечения трубы равная 0,785 d2, м ; где d - диаметр трубы, м; w - скорость течения жидкости, м/с; т - время, за которое протекает данный объем, с.
Скорость истечения жидкости может быть определена, м/с:
h - высота столба жидкости, например, h = 10 м. |
изучению вопросов энергосбережения
При напоре 10 м и диаметре сечения трубы душа 0,005 м, расход во
ды за 5 минут составит V — 0,785 • 0,005 • д/2 • 9,81 • 10 • 5 • 60 — 0,082 м3.
Следовательно, душ энергетически выгоднее в 2,5 раза.
5. В двигателе внутреннего сгорания на каждые 4 л бензина образуется примерно 2 л оксидов азота. Сколько оксидов азота выбрасывается в атмосферу города, если ежегодно каждый автомобиль пробегает 40 тыс. км при среднем расходе 15 л на 100 км? В городе зарегистрировано 10 тыс. автомобилей.
Решение
лит- |
Каждый автомобиль в год расходует 0 •15 — 6000
литров оксидов |
ров бензина. При этом выделяется азота.
6. Докажите, что осветительные приборы, установленные в подъездах и на лестничных клетках жилых домов, - это значительный резерв экономии электрической энергии.
Решение
Сделаем примерный расчет. Предположим, что на лестничной клетке, где вы живете, горит электрическая лампа накаливания мощностью 40 Вт. В некоторых домах лампа горит круглые сутки! Энергия, которую потребляет эта лампа в сутки, составляет 0,04 кВт • 24 ч = 0,96 кВт-ч/сут. Если это дом девятиэтажный, то потребленная энергия в каждом подъезде составит 0,96 кВт-ч • 9 = 8,64 кВт-ч/сут. Для шестиподъездного дома это будет 8,64 кВт-ч • 6 = 51,84 кВт-ч/сут.
В год девятиэтажный шестиподъездный дом потребляет энергии на освещение подъездов 51,84 кВт-ч • 365 дней = 18921,6 кВт-ч/год = = 19 МВт-ч/год.
Стоимость потребленной энергии при тарифе 1 руб. / кВт-ч составляет 19000 руб./год.
изучению вопросов энергосбережения
ПРАКТИКУМ - 2. Измерение энергии дома
Предлагается в течение недели списывать, например в доме или в квартире, показания счетчика электрической энергии с занесением их в таблицу.
Запись использованной за последние 24 часа энергии
|
Затем предлагается провести простейшие энергосберегающие мероприятия по снижению расходов электроэнергии в доме (квартире) и вновь провести запись показаний счетчика электроэнергии. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.
ПРАКТИКУМ - 3. Составление «Энергетического паспорта»
Предлагается составить «энергетический паспорт» квартиры или дома. Для этого необходимо заполнить (подчеркнуть пункты) табл. 16.1 - 16.3.
изучению вопросов энергосбережения
Виды и источники энергии |
Для заполнения таблиц рекомендуется обратиться за помощью к семейному совету.
Вид энергии |
Источник |
Тепловая энергия (для отопления) |
Центральное отопление, собственный источник тепловой энергии (газовый котел, печь, собственная котельная) |
Тепловая энергия (для приготовления пищи) |
Электрические плиты, газовые плиты |
Электрическая |
Электрическая сеть, другой источник |
Таблица 16.1 |
Мощность прибора указана в его паспорте или на самом приборе (например, на электрической лампочке). Израсходованная энергия рассчитывается так:
Характеристики электропотребителей |
Энергия = мощность • время работы
Электропотребители |
Коли чество, шт. |
Суммарная мощность, кВт |
Время работы за сутки, ч |
Электроэнергия, израсходованная за сутки, кВт-ч |
Электрические лампы |
||||
Холодильники |
||||
Электрические печи |
||||
Стиральные машины |
||||
Телевизоры |
||||
Магнитофоны |
||||
Компьютеры |
||||
Электрические чайники |
||||
Утюги |
||||
Другое оборудование |
||||
Суммарное потребление электрической энергии за сутки |
Таблица 16.2 |
Используя данные табл. 16.3, следует определить, сколько угля, нефти, газа нужно сжечь для получения израсходованной за сутки электрической энергии и сколько углекислого газа выделится при этом.
изучению вопросов энергосбережения Таблица 16.3 Характеристики энергоносителей
|
При определении массы израсходованного топлива и объема выделившегося при этом углекислого газа используйте следующие выражения:
Для нефти и угля -
... , , Энергия
{Масса топлива) =----------------------------------------------------------------- ;
(Удельная теплота сгорания)
, ч, ч ( Удельное количествоЛ
[Объем углекислого газа )= [Масса топлива)х
( углекислого газа у
Для природного газа -
Энергия
[Объем топлива) = ------------------------------------------------------------ г;
(Удельная теплота сгорания)
( ч / ч ( Удельное количество''
[Объем углекислого газа) = [Объем топлива)х
(углекислого газа
ПРАКТИКУМ - 4. Измерение расхода воды и расчет энергии, необходимой для ее нагрева
Уровень потребления воды по российским нормам очень высок по сравнению с другими странами.
Строительной нормой при планировании системы подачи горячей воды в квартиру является уровень потребления 7,5 л/м2 воды, имеющей температуру 55 °С. Предполагается, что половина воды идет на кухню, а другая - в ванную комнату.
Вопрос |
Душ |
Кран 1 |
Кран 2 |
Сколько секунд понадобится для того, чтобы набрать 10 л воды при нормальном использовании? |
|||
Пример: Потребовалось 40 с, чтобы набрать 10 л воды 40 с : 60 = 0,66 мин 10 л / 0,66 мин = 15,15 л/мин |
|||
Сколько минут в неделю вы используете кран? |
|||
Сколько литров воды вы используете в течение недели? |
|||
Температура воды до нагревания, °С (Измерьте температуру холодной воды.) |
|||
Температура используемой горячей воды, °С |
изучению вопросов энергосбережения |
Измерение расхода воды |
Пример. Кран 1 в течение суток был открыт 15 мин. В этом случае примерный расход воды через него составил: 15,15 л/мин • 15 мин = 227,25 л.
Подсчитайте расход горячей воды и результаты после введения мер (оборудование, изменение привычек) по экономии воды:
Предполагаемое потребление горячей воды до введения мер по экономии, л/сут
Предполагаемое потребление горячей воды после введения мер по экономии, л/сут
Высчитайте предполагаемое обычное потребление воды в вашей семье. После обсуждения мер по сбережению постарайтесь выполнять некоторые из них и подсчитайте результаты экономии.
Количество сбереженной воды, л/сут То же самое, л/мес
Подсчитайте возможную экономию энергии.
Пример. В результате установки аэрирующей насадки на кран в кухне расход воды снизился на 1000 л/мес (1 м /мес).
В квартире установлены счетчики горячей и холодной воды. Тариф
33
(цена) воды составляет: горячей - 20 руб./м, холодной - 5 руб./м. Примем расходы горячей и холодной воды равными. В этом случае снижение денежных расходов составит 0,5-20 + 0,5-5 = 12,5 руб./мес, или 150 руб. /год.
Ответьте на вопросы анкеты и проверьте, умеете ли вы беречь энер
Сложите все ответы Да. Если у Вас получилось от 1 до 5 ответов Да - Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас; от 6 до 10 ответов Да - у Вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой; от 11 до 15 ответов Да - Вы являетесь хорошим примером всем остальным; от 16 до 20 ответов Да - Ваш опыт надо максимально использовать другим. |
гию.
Вопрос |
Да |
Нет |
♦ Вы записываете Ваше энергопотребление? |
||
♦ Вы включаете свет в комнате, когда уходите из нее? |
||
♦ Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда Вы используете ее? |
||
♦ Холодильник стоит в прохладной комнате? |
||
♦ Вы не ставите мебель перед обогревателями? |
||
♦ Вы начали использовать энергосберегающие лампочки? |
||
♦ Вы используете местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)? |
||
♦ Вы проветриваете помещение быстро и эффективно, всего несколько минут за раз? |
||
♦ Вы заклеиваете окна на зиму? |
||
♦ Вы зашториваете окна на ночь? |
||
♦ Вы кладете крышку на кастрюлю, когда варите? |
||
♦ Вы часто размораживаете холодильник? |
||
♦ Вы используете раковину для мытья посуды? |
||
♦ Вы моетесь под душем, а не принимаете ванну? |
||
♦ Вы ходите пешком или ездите на велосипеде в школу и на работу? |
||
♦ Вы снижаете температуру в помещении, когда выходите |
||
♦ Вы снижаете температуру в помещении ночью? |
||
♦ Вы повторно используете стекло, бумагу и металл? |
||
♦ Вы не покупаете товары, которые могут использоваться только один раз? |
||
♦ Вы не покупаете товары в больших обертках? |
||
♦ Вы чините вещи, вместо того чтобы заменить их? |
Одним из наиболее существенных вопросов, возникающих при проведении энергосберегающих мероприятий, является оценка их эффективности. Каких-либо принятых решений по этому поводу нам не известно. Очевидно, для оценки эффективности основных видов энергосберегающей деятельности следует подобрать ограниченное число представительных показателей (индикаторов), по которым подводить ежегодные итоги работ в области, муниципальном образовании и т. д. По их динамике можно будет судить о результативности энергосберегающей деятельности.
При оценке результатов энергосберегающей деятельности бюджетной организации, коммерческого предприятия, а также крупных территориальных образований (область, регион и др.) можно использовать приведенные ниже пакеты индикаторов.
Индикаторы региональной программы энергосбережения [66]
1. Удельное потребление энергоресурсов па единицу валового внутреннего продукта, т у. т./руб.
2. Удельное потребление электроэнергии на единицу валового внутреннего продукта, кВт-ч/руб.
3. Удельное потребление энергоресурсов на душу населения, кг у. т./чел.
4. Удельное потребление электроэнергии на душу населения, кВт-ч/чел.
5. Удельное потребление тепловой энергии на душу населения, Гкал/чел.
6. Доля потребляемых энергоресурсов, получаемых из-за пределов области, %.
7. Доля потребляемой электроэнергии, получаемой из-за пределов
изучению вопросов энергосбережения
области, %.
8. Доля бюджетных расходов, направляемых на дотации за потребляемые энергоресурсы, %.
9. Фактические потери в инженерных сетях, %:
- электроэнергия,
- тепловая энергия,
- вода,
- нефтепродукты.
10. Количество видов продукции и услуг, сертифицированных по энергоэффективности, шт.
11. Количество квадратных метров жилья, введенных в эксплуатацию в соответствии с требованиями нового СНиП, м.
12. Количество предприятий, прошедших энергетическое обследование, шт.
13. Количество предприятий, получающих дотации из бюджета, прошедших энергетическое обследование, шт.
14. Доля отопительных систем, оснащенных приборами учета тепловой энергии, %.
15. Доля водопроводных систем, оснащенных приборами учета воды, %.
16. Количество специалистов, прошедших обучение и переквалификацию по энергоснабжению, чел.
Такой способ расчета эффективности энергосбережения позволяет учесть сбережения (перерасход) энергоресурсов за счет внедрения энергосберегающих проектов, научно-технических достижений, перестройки структуры экономики, изменений в ненормируемой части энергопотребления (коммунально-бытовой сектор и т. п.).
Индикаторы программы энергосбережения муниципального образования
1. Удельное потребление энергоресурсов на единицу продукции и услуг
изучению вопросов энергосбережения
коммунальных предприятий, т у. т./руб.
2. Удельное потребление электроэнергии на единицу продукции и услуг, кВт-ч/руб.
3. Удельное потребление энергоресурсов на душу населения, кг у. т./чел.
4. Удельное потребление электроэнергии на душу населения, кВт-ч/чел.
5. Удельное потребление тепловой энергии на душу населения, Гкал/чел.
6. Доля бюджетных расходов, направляемых на дотации за энергоресурсы, %.
7. Расчетные потери в инженерных сетях, %:
- электроэнергия,
- тепловая энергия,
- вода,
- нефтепродукты.
8. Количество видов продукции и услуг, сертифицированных по энергоэффективности, шт.
9. Количество квадратных метров жилья, введенных в эксплуатацию в соответствии с требованиями новым СНиП, м.
10. Количество предприятий и объектов, прошедших энергетическое обследование, шт.
11. Количество специалистов прошедших обучение и переквалификацию по энергосбережению, чел.
12. Доля отопительных систем, оснащенных приборами учета тепловой энергии, %.
13. Доля водопроводных систем, оснащенных приборами учета воды, %.
14. Число проведенных энергоаудитов (обследований).
Индикаторы программы энергосбережения предприятия (организации)
1. Удельный расход условного топлива на выработку электроэнергии, т у. т./кВт-ч.
2. Удельный расход условного топлива на выработку тепловой энер - изучению вопросов энергосбережения
гии, кг у. т./Гкал.
3. Динамика удельного расхода условного топлива на выработку электроэнергии по отношению к предыдущему периоду, %.
4. То же, тепловой энергии.
5. Расход электроэнергии на собственные нужды, %.
6. Динамика расхода электроэнергии на собственные нужды, %.
7. Расход электроэнергии на производственные нужды, %.
8. Динамика расхода электроэнергии на производственные нужды, %.
9. Расход электроэнергии на хозяйственные нужды, %.
10. Динамика расхода электроэнергии на хозяйственные нужды, %.
11. Расчетные потери электроэнергии в сетях 110 кВ и выше, %.
12. Динамика потерь электроэнергии в сетях 110 кВ и выше, %.
13. Расчетные потери электроэнергии в сетях 6 - 10...35 кВ, %.
14. Динамика потерь электроэнергии в сетях 6 - 10.35 кВ, %.
15. Расчетные потери электроэнергии в сетях 0,4 кВ, %.
16. Динамика потерь электроэнергии в сетях 0,4 кВ, %.
17. Доля постоянных потерь электроэнергии, %.
18. Динамика потерь тепловой энергии в сетях, %.
19. Годовой отчетный максимум электрической нагрузки зима/лето, кВт/кВт.
20. Динамика годового максимума электрических нагрузок, %.
21. Динамика годового максимума тепловых нагрузок, %.
22. Затраты на реализацию энергосберегающих мероприятий, тыс. руб.
23. Годовая экономия топлива.
24. Годовая экономия электроэнергии.
25. Годовая экономия тепловой энергии.
26. Динамика себестоимости производства и передачи электроэнергии.
27. Динамика себестоимости производства и передачи тепловой энергии, %.
28. Невостребованные инвестиции на ввод мощностей, соответствующих
изучению вопросов энергосбережения
величине снижения максимума нагрузки, млн. руб.
29. Динамика среднего тарифа на электроэнергию, коп./ кВт-ч.
30. Динамика тарифа на тепловую энергию, руб./Гкал.
Индикаторы программы энергосбережения бюджетной организации
1. Доля энергетических расходов в бюджете учреждения, %.
2. Удельный расход электроэнергии на одного сотрудника (учащегося) и т. п., кВт-ч/чел.
3. Удельный расход тепловой энергии на одного сотрудника, ккал/чел.
4. Удельный расход воды на одного сотрудника, м / чел.
5. Доля инженерных систем, оснащенных приборами учета, %.
6. Доля электроэнергии, используемой для учебно-научнопроизводственных целей,%.
7. Доля тепловой энергии, используемой для учебно-научно
производственных целей,%.
8. Расчетные и фактические потери электроэнергии в сетях, %.
9. Расчетные и фактические потери тепловой энергии в сетях, %.
10. Расчетные и фактические потери воды в сетях, %.
11. Утвержденные лимиты на энергоресурсы.
12. Проведение энергетического обследования.
13. Объем затрат на энергосбережение, тыс. руб.
14. Наличие согласованного энергопаспорта.