Основы бизнеса

Бизнес как система

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в ее характеристику. Бизнес (деловые отношения) представляет собой систему, охватывающую всех бизнесменов и интегрирующую их деятельность в одно целое.

Система бизнеса включает:

• субъекты деловых отношений;

• инфраструктуру бизнеса;

• системы управления (менеджмента), изучения контрагентов (маркетинг), оценки деятельности (деньги);

• собственные внутренние импульсы развития (конкуренцию).

Субъектами бизнеса выступают: предприниматели, потребители.

Работники по найму, государственные структуры (табл. 1.2). Основой их взаимодействия является принцип взаимовыгодности сторон.

Таблица 1.2

Основная характеристика субъектов бизнеса

Субъекты бизнеса

Деловой интерес

Основа бизнеса

Предприниматели

Извлечение доходов

Частная собственность на средства производства

Потребители

Удовлетворение потребностей

Частная собственнос ть на предметы потребления

Работники по найму

Личный доход

Частная собственность ца рабочую силу

I "осударетвенпые структуры

Осуществление

Общегосударственных

Программ

] осударствснная собственность на средства производства

В зависимости от масштабов деятельности различают малый, средний в большой бизнес. В качестве критерия отнесения предприятия к одной из вышеперечисленных категорий обычно используют численность работа­ющих:

• малое - предприятие с численностью работающих до 100 человек;

• среднее - от 100 до 500 человек;

• крупное - более 500 человек.

По статистике, большинство населения, занятого в экономиках различных стран, работает на предприятиях численностью менее 500 чел.

Каждая группа предприятий имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Масштабное производство в значительной степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции.

Средний бизнес зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом.

Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг.

Малый бизнес во всем мире динамично развивается, что обусловлено его г ибкостью, способностью оперативно реагировать на запросы рынка.

Следует подчеркнуть, что малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса н странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах преобладает принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют мелкие, а взаимодополняют, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, например, из каждых десяти новых технологических идей девять рождаются на малых фирмах. Если большой бизнес способствует повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малый - придает хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим изменениям.

Для нормального функционирования бизнеса необходима соответству­ющая инфраструктура.

Инфраструктура бизнеса - это совокупность организационно-правовых форм, увязывающая деловые отношения в единое целое.

Такими формами (элементами инфраструктуры бизнеса) в современной рыночной экономике являются:

• кредитная система и коммерческие банки;

• посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валют ных биржах;

• аукционы, ярмарки;

• биржи труда;

• информационные технологии и средства деловой коммуникации;

• налоговая система и налоговая инспекция;

• страховые компании;

• рекламные и информационные агентства, средства массовой инфор­мации;

• торговые палаты, другие объединения деловых людей;

• таможенная система;

• профсоюзы работающих по найму;

• коммерческо-выставочные комплексы;

• система подготовки кадров;

• консультационные (консалтинговые) компании;

• аудиторские компании;

• общественные и государственно-общественные фонды, предназна­ченные для стимулирования деловой активности.

Инфраструктура современного бизнеса - неотъемлемый компонент деловых отношений. Благодаря наличию названных в ней элементов бизнес является цивилизованной формой отношений между людьми.

Важным вопросом в бизнесе является партнерство.

Партнерство может осуществляться в сфере производства, товаро­обмена, торговли, финансовых отношений. От решения вопроса выбора парт­неров зависит в значительной степени успех или неудача в бизнесе. С кем иметь дело, кого избрать в партнеры, с кем налаживать необходимые связи9 Для ответа на эти вопросы полезно, обратиться к опыту работы бизнесменов, которые уже «набили шишки».

Их опыт свидетельствует о том, что следует избегать связей с неизвестными людьми и не брать малоизвестных людей в партнеры. Вот что говорит по этому поводу директор российского малого Предприятия «Интерьер» Андрей Смирнов: «Самое главное, как выяснилось, не помещение, не оборудование и не регистрация предприятия. Самые большие проблемы - это связи и кадры. Больше всего сил и времени ушло на то, чтобы появились какие-то налаженные связи. Поставщик, заказчик, покупа­тель в идеале должны быть если не друзьями, то хотя бы знакомыми. Иначе вас будут обманывать во всем». По всему видно, ч то этот человек натерпелся вдоволь обид, пока обрел надежных партнеров.

Основы бизнеса

Управленческие решения при выборе сферы деятельности

Выбор хозяйственной ниши предполагает конкретное решение вопросов, связанных с выбором времени, места, сферы деятельности, в которой создается бизнес. Время создания определяется возможностями предпринимателя и конъюнктурой рынка (экономической и правовой)[1]. Возможности …

Основы бизнеса

И. Я. Кац, Е. В. Суркова, Е. В. Кипчарская Потребность в экономических знаниях сегодня весьма велика на всех уровнях - от государства до рядовых его граждан. В силу обстоятельств, всем …

Практические ситуации

Ситуация I. Государственное регулирование деятельности фирмы В ситуации иллюстрируются вопросы экономического воздействия государства на товаропроизводителя с целью приведения в соответствие объемов производства продукции с платежеспособным спросом. Рассматриваются три важнейших инструмента …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.