Операционная технология производства сои
УБОРКА НЕЗЕРНОВОЙ ЧАСТИ УРОЖАЯ
АГРОТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Копны соломы и половы должны быть убраны на край поля или к месту скирдования одновременно с уборкой зерновой части урожая. Поле должно быть освобождено от соломы в день уборки. При уборке соломы с засоренных полей остатки соломы надо сжечь, приняв меры противопожарной безопасности.
2. Выгрузка копен должна производиться прямолинейными рядами, не допускается растягивание копен при выгрузке из копнителя комбайна. Поверхность поля для скирдования соломы и половы сои должна быть ровной, без ям и канав.
3. Солому следует скирдовать на краях полей, расположенных ближе к отделениям или фермам, на обочинах дорог, на выгонах, залежах. Скирды должны быть уложены на расстоянии 15—20 м от дороги и опаханы двумя проходами четырехкорпусного плуга.
4. Заскирдованная измельченная солома должна удовлетворять зоотехническим требованиям и сохранять кормовые качества. Загрязнение землей не должно быть более 2%.
5. Потери легких соломистых фракций при сборе и скирдовании не должны превышать 5%.
6. Контролируют качество сбора и скирдования соломистых продуктов визуально.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ АГРЕГАТОВ
1. В хозяйствах Дальнего Востока солому сои убирают по различным технологическим схемам в зависимости от имеющихся в хозяйстве машин. Каждой схеме соответствуют определенные машины (табл. 54).
Состар агрегатов иа уборке соломы сои
|
Агрегат |
|||||
2 5 о X о |
Операция |
Трактор |
Сельскохозяйственная машина, приспособление |
||
Си 0> X |
Марка |
К-во |
Марка |
К-во |
|
Комплекс IV
ПСБ-1,6 ПТС-2,5 |
МТЗ-80 |
МТЗ-80 К-700 |
ПФ-0,5; СМР-0,5 ЗПТС-12 |
МТЗ-80
Подбор и прессование соломы из валков пресс-подборщиком Погрузка тюков в тележки и выгрузка их иа краю поля Скирдование тюков
Транспортирование иа ферму
2. Наиболее эффективно для уборки соломы применение агрегата (рис. 67), состоящего из трактора К-700, изготовленной в условиях мастерских навесной волоку-
|
11000 Рис. 87. Схема агрегата для уборки соломы: 1 — трактор; 2 — проушииа; 3 — стойка волокуши; волокуши; 5 —раскос; 6 — опорные лыжи T — рама |
Ши (ширина захвата — 10 м, объем формируемых волокушей копен — 100 м3, рабочая скорость движения агрегата — 8 км/ч, производительность — 100—120 га/смен), стогообразователя СНГ-60 (формирует стог до 3—4 т, шириной —3,1 м, длиной —5 м, высотой — 3,2 м, плотность массы в стогу —0,047—0,078 т/м3). Для перевозки сформированных стогов эффективен стоговоз СПУ-4,0, для перевозки копен — копновоз КНУ-11 (КУН-10).
ПОДГОТОВКА МАШИН К РАБОТЕ
НАВЕСКА КОПНОВОЗА КНУ-11 НА ТРАКТОР ТИПА «БЕЛАРУСЬ»
1. Устанавливают колеса трактора на колею не менее 1600 мм.
2. Проверяют и при необходимости устанавливают давление в шинах передних колес — 1,7 кгс/см2, задних — 1,3 кгс/см2.
3. Устанавливают грузы на лонжероны трактора у передней оси. Закрепляют грузы задних колес выпуклостью наружу.
4. Монтируют гидропривод управления верхней рамки.
5. Навешивают копновоз на трактор. Устанавливают рычаг управления силовым гидроцилиндром в «плавающее» положение и соединяют продольные и верхнюю тяги навески трактора с кронштейнами на раме копновоза.
6. Устанавливают одинаковую длину раскосов навески и регулируют горизонтальное положение грабельной решетки.
7. Проверяют работу рамки на подъем.
НАВЕШИВАНИЕ СТОГОМЕТАТЕЛЯ СШР-0.5Б НА ТРАКТОР ТИПА «БЕЛАРУСЬ»
8. Устанавливают трактор на заданную колею. Задние колеса трактора должны быть установлены на наибольшую ширину, а передние — на ширину 1500 мм.
9. Устанавливают на навесное устройство трактора балласт.
10. Навешивают на трактор стогометатель.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕСС-ПОДБОРЩИКА ПСБ-1,6
11. Регулируют фланцевым соединением правильность взаимодействия переднего упаковщика и поршня. Их движения должны быть строго согласованы.
Если передний и задний упаковщики взаимодействуют правильно, их кривошипы направлены навстречу один к другому и расположены на одной линии. При необходимости снимают цепь и регулируют кривошипы.
12. Регулируют шайбами зазор между ступицей маховика и поводком в осевом направлении 0,2—0,6 мм.
13. Регулируют вязальный аппарат. Тюки перевязывают в двух местах стальной, термически обработанной проволокой (на каждую тонну соломы в зависимости от плотности прессования требуется до 9 кг проволоки). При неудовлетворительной работе вязального аппарата надо вхолостую дополнительно обкатать его в течение 2 ч с постоянным включением и выключением, без заправки проволокой.
14. Проворачивая механизмы машины за маховики от руки, проверяют правильность установки игл. В исходном положении зазор между носиками игл и дном камеры должен быть 20 мм. В крайнем верхнем положении расстояние от центра ролика игл до наружной челюсти зажимов должно быть 65—70 мм, в этом случае достигается наилучшее зажатие и разрезание проволоки.
15. Изменением длины тяги устанавливают положение игл относительно днища камеры и челюсти зажимов. При движении иглы должны проходить по центру прорезей прессовальной камеры, а также над центром паза челюсти зажимов.
16. Устанавливают при помощи регулировочных шайб необходимое положение рамки игл относительно прорезей прессовальной камеры. Зазор между роликами игл и гребнями зажимов допустим до 2 мм.
В правильно отрегулированном аппарате поршень отжимается под воздействием на него трубы игл и возвращается в камеру после отхода трубы от ролика. В исходном положении расстояние от упора до внутренней стенки прессовальной камеры должно быть 20—25 мм. При вхождении игл в прессовальную камеру, зуб поршня входит внутрь прессовальной камеры не менее чем на 28 мм.
РЕГУЛИРОВАНИЕ СТОГООБРАЗОВАТЕЛЯ СНГ-60
17. Регулируют точность копирования почвы подбирающим механизмом (при нормальной регулировке подбирающий механизм поднимается за опорные полозки усилием 10 кгс).
18. Очищают и смазывают внутренние поверхиостн посадочных мест передней рамы и трубы рамы подбирающего механизма.
19. Регулируют предохранительную муфту подбирающего механизма на передачу крутящего момента 12±3 кгс-м. При этом пружины предохранительной муфты должны быть затянуты так, чтобы оставался запас их сжатия при пробуксовке зубчатых дисков не менее 3 мм.
20. Устанавливают верхний дефлектор так, чтобы ои плоскостью угольников нижней рамки плотно прилегал к плоскости верхней рамки нижнего дефлектора.
21. Устанавливают зазор между торцами втулки рабочего колеса вентилятора и внутренней поверхностью боковины кожуха не более 20 мм, перемещая вал вентилятора в сферических шарикоподшипниках вместе с закрепленными втулками; зазор между торцами шкива вентилятора и торцом корпуса подшипника должен быть не менее 5 мм.
22. Регулируют натяжение приводных ремней так, чтобы не происходило нх пробуксовывания.
23. Регулируют натяжение цепей таким образом, чтобы бородком можно было повернуть звено на угол 20—30°.
РАБОТА АГРЕГАТОВ НА ЗАГОНЕ
КОМПЛЕКС I (см. табл. 54)
1. Последовательность работы копновоза КНУ-11.
Тракторист-машинист подает агрегат к копне, опускает пальчатую платформу копновоза до соприкосновения пальцев с почвой, поднимает до отказа прижимную рамку, включает задний ход трактора и подводит пальцы платформы под основание копны. Затем останавливает трактор, опускает прижимную рамку до полного погружения пальцев в копну, поднимает платформу с копной в транспортное положение и, включив переднюю передачу, перевозит копну к месту скирдования.
Если для полной загрузки копновоза одной копны недостаточно, тракторист поднимает пальчатую платформу вместе с первой копной в крайнее верхнее положение, подъезжает ко второй копне и выгружает на нее первую, затем накалывает пальцами на платформу сдвоенную, а при необходимости строенную копну и перевозит ее к месту скирдования.
Мелкие копны можно убирать сталкиванием нх при движении агрегата до заполнения всей платформы и начала буксования трактора. После этого опускают прижимную рамку, поднимают платформу и перевозят копну к месту скирдования.
2. Схема работы копновоза КУН-10 на уборке и транспортировании копен. Тракторист-машинист подает агрегат к копне, опускает заднюю платформу и одновременно поднимает верхнюю рамку. Загружает заднюю платформу при движении трактора назад вдоль ряда копен. Аналогично загружают переднюю платформу, но при движении агрегата вперед. У места скирдования сначала выгружают переднюю, а затем заднюю платформу с помощью сталкивающего устройства при одновременном движении трактора в сторону, противоположную выгрузке копны.
3. Схема работы стогометателей СШР-0,5Б; ПФ-0,5. Для захвата порции соломы опускают грабельную решетку, поднимают прижимную рамку, включают первую передачу трактора и погружают пальцы грабельной решетки в солому до упора ее в сталкивающую стенку. Затем солому прижимают прижимной рамкой. Тракторист-машинист, подав трактор назад, отрывает порцию соломы и одновременно поднимает грабельную решетку на высоту 1 м. При подъезде к скирде тракторист поднимает грабельную решетку несколько выше формируемой скирды так, чтобы она своей массой уплотняла солому в скирде. Затем поднимает прижимную рамку и агрегат отъезжает назад, одновременно сталкивая рамкой солому на скнрду. Если солому следует подать в середину скирды, тракторист-машинист сталкивает копну не отъезжая. После сбрасывания соломы сталкивающую стенку возвращают в исходное положение, а прижимную рамку оставляют приподнятой.
При отъезде агрегата от скирды грабельную решетку опускают в транспортное положение.
КОМПЛЕКС ІІ
1. Схема работы стогообразователя СНГ-60: при
Движении агрегата пальцы подборщика подхватывают массу из валка и подают в заборный воздуховод, откуда струей воздуха она перемещается в кузов, равномерно заполняя его. При заполнении кузова водитель останавливает агрегат и включает прессовальный механизм. После двух-трех уплотнений массы агрегат снова включают и он работает до полного заполнения кузова. •
Затем снова включают подпрессованный механизм. Формирование стога в кузове стогообразователя заканчивается после двух-трех циклов уплотнения массы. Затем подбирающий механизм поднимается в транспортное положение и агрегат отъезжает к месту выгрузки стога.
При выгрузке стога сначала включается гидроцилиндр привода удерживающей решетки, устанавливающий ее в горизонтальное положение, а затем гидроцилиндр выдвижения днища. Диище со стогом, выдвигаясь из кузова, открывает задние створки. Как только они откроются полностью, пальцы ограничительной решетки возвратятся в исходное положение до упора в торец стога. После этого продолжается выдвижение днища из кузова до полного соприкосновения его заднего торца с почвой. Затем водитель на первой передаче и средних оборотах вариатора отъезжает вперед, включая одновременно гидроцилиндр привода сталкивающей стенки, под действием которой стог сходит с днища. Задние створки кузова под действием пружин закручивания закрываются, днище возвращается гидроцилиндром в исходное положение, а сталкивающая стенка устанавливается на переднем конце днища, при этом пальцы удерживающей решетки также возвращаются в первоначальное (вертикальное) положение, удерживая задние створки от раскрытия в момент переездов и заполнения кузова массой. В дальнейшем процесс повторяется.
2. Схема работы стоговоза СПУ-4,0. Тракторист-машинист подает стоговоз к стогу, наклоняет пальчатую платформу с помощью гидроцилиндра до соприкосновения концов пальцев с землей. При этом верхний прижим поднимается, одновременно расходятся и боковые прижимы, и при заднем ходе трактора пальцы платформы входят под стог на максимально возможную величину. После этого задняя часть стога охватывается погрузочной сеткой, концы которой присоединяют к тяговым тросам лебедок. Включив лебедки, с помощью погрузочной сетки и тяговых тросов стог надвигают на платформу, периодически подавая трактор с платформой назад. Как только стог дойдет до выгрузной стенки, платформа со стогом устанавливается в горизонтальное положение, верхний прижим опускается и одновременно сходятся боковые прижимы. Платформу фиксируют в горизонтальном положении захватами, предохраняющими ее от произвольного опускания на почву, и транспортируют стог к месту хранения.
Выгрузка стога производится следующим образом. Присоединив концы тяговых тросов от погрузочной сетки, включают муфту лебедок и тяговые тросы перекидывают через вращающиеся блоки на задних балках рамы, крюками присоединяя к выгрузной стенке. Проверив положение тросов и выгрузной стенки, включают лебедки и, медленно подавая вперед трактор, сгружают стог. В дальнейшем все процессы повторяются.