ОГНЕННЫЙ ВОЗДУХ

ОБ ИТЕРЕСНЫХ, НО МАЛО ПОЛЕЗНЫХ ПРОЕКТАХ

М

Ы уже научились хранить жидкий воздух в специаль­ных сосудах. Однако эти сосуды всегда открыты, и пары жидкости свободно улетучиваются в атмосферу. Тепло, приходящее из окружающего пространства, затра­чивается на испарение жидкости. Таким образом, темпе­ратура жидкого воздуха, до его полного испарения, остаётся примерно постоянной, около — 190 градусов.

Что же получится, если налить жидкий воздух в сосуд и закупорить его плотно завинчивающейся пробкой? Жидкость будет испаряться, и давление в сосуде возра­стёт. Одновременно в сосуде будет накапливаться запас теплоты, и температура жидкого воздуха начнёт повы­шаться. Наконец, она достигает —140 градусов ниже нуля. При такой температуре воздух уже не может на­ходиться в жидком виде. Это — критическая температура воздуха, при которой вся жидкость превратится в газ. А когда температура сосуда сравняется с температурой наружного воздуха, давление в нём возрастёт до 800 ат­мосфер! И это понятно. Плотность жидкого воздуха при­мерно в 800 раз больше плотности газообразного воздуха при обычной температуре. Таким образом, наш сосуд, если он до этого времени ещё не разорвался на куски, превратится в опасный снаряд, в котором не осталось ни одной капли жидкого воздуха.

Несколько десятилетий назад были попытки приме­нять жидкий воздух для зарядки металлических патро­
нов. Патроны взрывались в тот момент, когда давление в них достигало определённой величины. Применялись они при горных разработках. Однако вследствие не­удобств в обращении с такими патронами и сравнительно не­большой разрушительной силы они не получили распростране­ния.

Рис. 7. Электрическое сопротивление- провод­ника, охлажденного до температуры жидкого воздуха, резко пони­жается. Включённая в цепь лампочка вспыхи­вает ярким светом.

подпись: 
рис. 7. электрическое сопротивление- проводника, охлажденного до температуры жидкого воздуха, резко пони-жается. включённая в цепь лампочка вспыхивает ярким светом.
Огромные давления, возника­ющие при испарении жидкого воздуха в закрытом сосуде, при­вели 'изобретателей к мысли о со­здании специальных двигателей, работающих на жидком воздухе.

Такие двигатели в своё время были построены. В 1900 году, на­пример, на Парижской выставке демонстрировался экипаж, при­водимый в движение жидким воз­духом. Однако подобные экипажи не получили практического рас­пространения. Причины этого установить нетрудно. Для того чтобы даже в течение короткого промежутка времени получить мощность в 1 лошадиную силу, надо испарить по крайней мере

5 килограммов воздуха. Ясно, что использование жидкого воздуха в качестве двигательной силы крайне невыгодно. Затраты энергии на его получение чи в какой мере не окупятся.

Интересен и другой проект, связанный с исполь­зованием жидкого воздуха. При низких температурах электрическое сопротивление чистых металлов силь­но уменьшается. Это легко подтвердить на простом опыте.

Составим электрическую цепь (рис. 7) из аккумуля­тора, лампочки накаливания и катушки медной проволоки с таким сопротивлением, чтобы при замыкании цепи лам­почка едва накалялась. Если погрузить теперь катушку в жидкий воздух, сопротивление медной проволоки резко уменьшится, и лампочка вспыхнет ярким светом.

Это интересное явление в своё время тоже пытались использовать. Существовал проект, по которому медные электрические провода должны были заключаться в ко­жух, наполненный жидким воздухом. По мысли авторов этого проекта, экономия электроэнергии от уменьшения сопротивления проводов могла быть использована для по­лучения жидкого воздуха и постоянного пополнения его потерь от испарения. Кроме того, уменьшение электри­ческого сопротивления проводов позволило бы значи­тельно сократить их сечение, что, в свою очередь, при­вело бы к экономии больших количеств меди.

Однако этот проект также относится к числу нереаль­ных. Использование жидкого воздуха для охлаждения электрических проводов не только трудно осуществимо технически, но и весьма неэкономично. Для получения жидкого воздуха потребуется затратить значительно большее количество энергии по сравнению с тем, кото­рое удастся сэкономить за счёт уменьшения сопротивле­ния проводов.

Можно назвать немало отраслей народного хозяйства, где жидкий воздух стал необходим. Широко исполь­зуется он и в различных исследовательских лаборато­риях. Однако всё это не главные потребители жидкого воздуха. Целая отрасль промышленности, занятая ожи­жением атмосферного воздуха, ставит перед собою другую задачу — получение кислорода. Для этого глав­ным образом и работают многочисленные установки глу­бокого холода во всех странах мира.

ОГНЕННЫЙ ВОЗДУХ

МЕТАЛЛО-ХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ БУДУЩЕГО

П Омечтаем немного о будущем... 195... год. Наш автомобиль мчится по сверкающему асфальту загородного шоссе. По сторонам, в тени дере­вьев, мелькают красивые жилые здания. Машина быстро влетает на пригорок, и …

КИСЛОРОД В ПРОМЫШЛЕННОСТИ и в жизни

В этой книге мы могли остановиться лишь на отдель­ных примерах практического использования кисло­рода. На самом деле область применения «огненного воздуха» значительно шире. Одной из важнейших задач техники наших дней яв­ляется …

КИСЛОРОДНОЕ ДУТЬЁ В МЕТАЛЛУРГИИ

К Ислород активно поддерживает горение. Значит, его целесообразно применять прежде всего в тех про­цессах, которые связаны с горением, с получением высо­ких температур. Таким процессом, помимо газифика­ции твёрдых топлив, является производство …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua

За услуги или товары возможен прием платежей Онпай: Платежи ОнПай