ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

ШЛИФОВКА И ПОЛИРОВАНИЕ ИНКРУСТАЦИЙ И МОЗАИК

После наклейки мозаик и инкрустаций на обвяз некоторые вставки выступают наружу, а другие оказы­ваются как бы вдавленными; между тем, изящество работы требует совершенной гладкости и красивого лоска Кроме того, волокна дерева в шашках мозаик и частицах инкрустации часто перекрещиваются. До­бавим еще, что натуральный цвет дерева или его окра­ска при окончательной отделке и полировке нисколько не должны пострадать. Все это требует применения иных способов шлифовки и полировки, в отличие от тех, что употребляются в столярном деле.

Мы уже упоминали, что для мозаик лучше употреб­лять одну породу дерева, окрашенную в разные цвета. При этом имелось в виду облегчение шлифовки. Но уже при инкрустации вы встретитесь с самым разнооб­разным по твердости и цвету деревом. Конечно, если представляется возможность более удачного подбора дерева, то этим надо пользоваться

Фуговка. Прежде всего на поверхности мозаики и инкрустации надо уничтожить все шероховатости. С этой целью ее строгают маленьким американским рубаночком (рис. 75) с хорошо закрепленным одинар­ным или двойным железком или же горбачом (рис. 76), если поверхность вогнутая или выпуклая, (низ mn горбача сделан из стальной гибкой пластины, крутизну выгиба можно устанавливать вращением го-

Рис. 75-76

ловки винта а: выгиб пластины mn может быть сделан и в обратную сторону, тогда горбачом будет легко строгать выпуклые поверхности, например, круглые подстолья).

При строгании дорожить временем не приходится, поэтому выпуск железка делают самый незначитель­ный, чтобы получалась тончайшая стружка; если забе­рете стружку потолще, невзначай можно выдернуть шашки мозаики. Такая обстружка называется фугова­нием или фуговкой. Вслед за фугованием молено при­ступить к вставкам из металла, кости, перламутра, а также к заправкам жилок. Все вставки и прожилки также могут выступать буграми на поверхности инк­рустации или мозаики, но их уже заравнивают лич­ными подпилками.

Наждачная шкурка и стеклянная бумага. Если для инкрустаций используются твердые породы дерева, то предпочтительнее употреблять наждачную шкурку, но только не на полотне, а обязательно на бумаге. ' Шкурка продается листами и пачками по номерам в зависимости от величины зерна. Есть шкурки круп­нозернистые, которые дерут поверхность дерева, как подпилки. Средние (эти нам и нужны) и мелкозе­рнистые, которые могут залоснить и загрязнить по­верхность отделившимися и застрявшими в дереве зернышками наждака.

Стеклянная бумага удобнее для мозаики; она тоже бывает различных номеров в зависимости от величины зерен стекла. Пользуются как средними,

так и мелкозернистыми шкурками, не боясь загряз­нить дерепо.

Металлические вставки шлифуются шкурками еще до вклейки их на место.

Если взять кусок шкурки в руки и натирать ею инкрустацию, то более мягкие вставки будут вытерты глубже твердых, которые выступят на гладкой поверх­ности буграми. Работа будет до известной степени испорчена. Чтобы избежать этого, шкурки следует на­клеивать на гладкие деревянные или металлические пластинки и натирать ими всю поверхность инкруста­ции широкими прямыми ходами вдоль волокон фоно­вого дерева, то есть вдоль однородной поверхности частей инкрустации.

Шкурками чистят преимущественно насухо, изред­ка с постным маслом, если породы дерева это допуска­ют. Масло несколько затемняет светлые породы и пор­тит костяные вставки. Проще производить шлифовку со свечным салом, но лучше всего фуговать чисто, чтобы не пользоваться ни крупно-, ни мелкозернистой на­ждачной шкуркой.

Пеласг. Продается кусками и в порошке. Пемзой шлифуют после шкурок.

Шлифовка мозаик и инкрустаций производится только кусками пемзы. Если представится возмож­ность, то надо приобрести искусственные куски пемзы, так как они не содержат песчинок и твердых зерен. Можно пользоваться и натуральной пемзой, особенно если куски ее крупные, белого цвета и легкие. Кусок пемзы распиливают столярной пилой пополам, затем смачивают водой и трут распилом о распил с целью выровнять их поверхности. Вы заметите, что натура­льная пемза — неравномерной плотности и имеет внутри твердые зерна, которые надо удалить шилом. После этого притирку с водой продолжают и только убедившись в совершенной гладкости и чистоте по­верхности распила, можно приступать к шлифовке инкрустаций

Кусками пемзы нельзя нілифовать насухо, а непре­менно со смазкой. Для этой цели можно пользоваться:

1) льняным маслом, если не требуется сохранить естественный цвет дерева;

2) свиным или свечным салом, если дерево краше­ное или белое;

3) льняным маслом в смеси со скипидаром, если в инкрустации имеются металлические вставки;

4) водой, если дерево мягкое и белое и его цвет требуется сохранить, или если дерево окрашено в яр­кие цвета, как это имеет место в мозаике. Шлифовка с водой требует большой осторожности, чтобы не от­мочить частиц инкрустации и мозаики.

Относительно льняного масла следует заметить, что оно должно быть как можно чище и белее. Отбелить его не так уж трудно, опустив несколько кусков жже­ной корки черного хлеба или костяного угля. Про­держав масло дня три на солнце, его процеживают сквозь холщевую тряпочку и используют в работе.

Предложим еще один способ отбеливания, несколь­ко хлопотный, но дающий лучшие результаты при полировке и шлифовке. 800 г очищенного железного купороса растворяют в 1,4 л кипяченой воды и в полу­ченный раствор вливают 800 г сырого льняного масла. Смесь в течение полутора месяцев держат на солнеч­ном свету, а летом ставят на припек и несколько раз в день сильно взбалтывают. Затем, когда убедятся, что масло отбелилось окончательно, его осторожно слива­ют с купоросного раствора и хранят до употребления. Масло получается белое, светлое, чистое и быстро сох­нущее.

После шлифовки с поверхности инкрустации надо удалить остатки жира Для этого. изделие вначале нати­рают стружками или опилками, а потом чистят мело­вым порошком или трепелом, которыми густо припо­рашивают кусок мягкого войлока (кошмы). Чем тщате­льнее удаен жир (или масло), тем удачнее выйдет полировка

Хвощ. Для металлических, перламутровых и ко­стяных вставок инкрустаций, а также для более твер­дых пород дерева, особенно палисандра и эбена, охотно пользуются хвощом. Это всем известное бо­лотное растение. Стебли хвоща, собранного летом, сушат, затем складывают несколько стеблей пучком и трут по вставкам, сильно прижимая пальцами. Несколько стеблей можно распластать продольно и на­клеить на кусок бумаги, тогда они не будут сильно крошиться.

Преимущество шлифовки хвощом состоит в том, что на поверхности инкрустации не появятся риски и царапины, и это с избытком вознаграждает хлопоты и сберегает рабочее время.

Особенности работы при шлифовке черного дерева, палисандра, черепахи и кости. После общей шлифовки вставки из названных материалов надо отшлифовать независимо от фона соседней инкрустации

Черное дерево (эбен) после общей чистки наждач­ной бумагой со свечным салом полируется трепелом в смеси с зеленым мылом Получается красивый мато­вый блеск. При работе с черным деревом не употребля­ют ни лака, ни политуры, так как они придают некра­сивый зелено-коричневый оттенок черному цвету.

Другой способ отделки состоит в том, что черное дерево вначале чистят хвощом, затем угольным порош­ком дубового дерева, а под конец натирают опилками самого черного дерева.

Палисандр, баккоут и подобные им твердые порис­тые породы вначале смазывают разведенным столяр­ным клеем или гуммиарабиком, а после просушки шлифуют пемзовым порошком с водой и завершают натиранием куском войлока с трепелом.

Особенность окончательной отделки палисандра со­стоит в том, что после трепела его полируют чистым безводным спиртом, который растворяет смолистые вещества дерева и они откладываются на поверхности лоснящимся слоелл.

Черепаха чистится вначале пемзой с водой, а затем зеленым мылом с трепелом, которые наносят тонким слоем на кусок кожи.

Слоновая и простая кость после предварительной шлифовки сырым пемзовым порошком полируется от­мученным меловым порошком и костяной пылью.

Вместо костяной пыли можно употреблять камен­ную — из гоша, так называется особый вид аебастра Полирование. Прежде чем приступить к полирова­нию, надо внимательно осмотреть и подготовить по­верхность инкрустации.

При осмотре могут найтись маленькие отверстия, когда-то высверленные для пропуска пилочек, случай­ные трещины в самом дереве и щели от неаккуратной подгонки частей инкрустации. Их надо заделать. Под­обного рода изъяны проще всего замазать сплавом воска с мелом, если дерево светлое. Если дерево темного цвета, к мелу можно добавить сухую краску.

Очень часто крупные щели и отверстия сучков запол­няют густой кашицей из столярного клея и деревянных опилок. Этот способ бесспорно хорош, но требует долгой просушки (несколько дней), поэтому чаще прибегают к другому способу, более сложному. Берут небольшое количество копалового лака и, слегка подогрев его в же­стянке, наполненной сухим раскаленным песком, под­мешивают сандарак и опилки того дерева, для которого готовится замазка Когда вся смесь приобретет густоту теста, ею можно свободно замазывать все щели и изъяны дерева Просушка требует не более двух-трех часов.

После заделок дерево чистят мельчайшей наждач­ной бумагой и, если потребуется, производят дополни­тельную шлифовку.

Если дерево пористое (дуб, орех), то все поры надо заделать. Для этого поверхность изделия покрывают слоем сандарачного лака и заново шлифуют. Иногда эту операцию приходится повторять два-три раза

Только что описанный способ заделывания пор дерева не всегда достигает цели, так как во время нанесения политуры часть сандарака растворяется, и поры выступают на поверхности в виде маленьких продолговатых углублений, на которые при крупных инкрустациях можно не обращать внимания, тем бо­лее, что они не портят вида работы. Другое дело, если полируются мелкие мозаики. Тут малейшая неровность вредит общему впечатлению от рисунка, поэтому для заделывания пор пользуются другим составом; смеши­вают 1 весовую часть сернокислого бария с таким же количеством пшеничного крахмала и 1 весовой частью сиккатива — получится густое тягучее тесто; его раз­жижают терпентинным маслом до густоты обыкновен­ной масляной краски. Этот состав наносят на поверх­ность мозаики при помощи твердой щетинной кисти, дают ему несколько подсохнуть, а затем сильно втира­ют его куском пробки, пока он не заполнит целиком поры дерева.

После этого поверхность мозаики надо вытереть полотняной тряпочкой и оставить на сутки в покое для окончательного высушивания. Затем всю поверхность мозаики вторично шлифуют наждачной шкуркой, пем­зой и т. д., вообще повторяют шлифовку в порядке, указанном в начале этой главы, и приступают к покры­тию политурой.

От хорошей полировки требуется стеклянистый лоск, прочность и чистота. Вначале эти качества легко достижимы, но они могут оказаться непостоянными, что зависит от неумеренного употребления постного масла или плохого качества политуры, а также от недостаточной просушки фанерок после их окрашива­ния. Если хотя бы одна из указанных причин имеет место, то вскоре на полированной поверхности появят­ся тусклые и белесые пятна, а чаще всего матовые жилки вдоль слоев дерева.

Предположим, что недостатки отсутствуют и опи­шем общие приемы полировки.

Прежде всего надо следить, чтобы помещение, где производят полировку, было достаточно теплым —

Рис. 77-78

градусов 20. Берут большой ком чистой ваты или кусок шерстяного чулка и плотно уминают их пальцами — получится так называемый тампон (рис. 77 — 78). С одной стороны тампон пропитывают небольшим количеством политуры; а сверху выпускают несколько капель отбеленного льняного масла и разравнивают его указательным пальцем. Затем тампон обертывают тон­кой чистой холстинкой и начинают натирать им по­верхность инкрустации, слегка нажимая, но ни на мгновение не останавливая круговых движений руки.

Вся премудрость полировки состоит именно в том, чтобы работать тампоном на обрабатываемой поверх­ности быстро и не останавливаться. Малейшая остановка вызовет залипание политуры под тампоном в виде бугорков, которые молено уничтожить только вторичной шлифовкой, а это потребует много времени и хлопот и, естественно, надо следить, чтобы натирание поли­турой было равномерным по всей поверхности. Через некоторое время тампон начинает скользить с некото­рым усилием; это говорит о том, что его надо пропи­тать свежей порцией политуры и масла Надо стре­миться к наименьшему употреблению масла, так как от его излишка страдает прочность полировки. Если время терпит, то полировку делают в два-три приема с суточными перерывами, что окажет благотворное влияние на прочность и силу воска

Полировка инкрустации, в состав которой входят шашки из каменных пластинок, требует особых при­емов, а именно: инкрустации предварительно шлифу­ются пемзой с водой, а затем жженой пемзой с терпен­тинным маслом.

Полученную после шлифовки грязь стирают мягкой тряпочкой и полируют шеллачной политурой без масла.

Инкрустация и мозаика с перламутровыми вставка­ми после чистки сухим хвогцом шлифуется пемзовой пудрой со скипидаром. После просушки их полируют вначале без масла, а потом, когда слой политуры будет уже достаточно толстым, можно употребить и масло, но в очень незначительном количестве.

Примечания

1) полировать необходимо в теплом, сухом и не­пыльном помещении,

2) крепость политуры должна строго соответство­вать твердости и породе дерева. Твердые породы и плотные сорта дерева требуют слабой, то есть разбав­ленной спиртом, политуры, а мягкие и рыхлые — са­мой крепкой;

3) перед полировкой поверхность изделия надо просушивать подольше;

4) свечное сало придает полировке большую сте­пень прочности, но вместе с тем лишает сильного лоска, что при инкрустациях бывает даже лучше.

ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

Ціна на деревину граба на онлайн аукціоні УЕБ. Властивості грабової деревини та особливості її реалізації

Відповідно до змін, ухвалених урядом, з 01 липня 2021 р. купити ліс (неділову деревину, кругляк, пиломатеріали та інші різновиди) деревообробні компанії можуть лише на електронних аукціонах, які проводяться ліцензованими товарними …

ЧЕРНЫЕ КРАСКИ

Основой всех черных красок, встречаемых в природе, является уголь в различных видах, несмотря на кажущее­ся обилие черного цвета в природных материалах, лишь немногие в натуральном состоянии являются готовыми красящими продуктами. …

ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ

Из руд и минералов, встречаемых в природе, лишь немногое служат материалами для получения натура­льных зеленых красок. Из них представляют интерес в малярном деле следующие: 1. Веронская земля, Grunerde, Seladongrun, Tirolgrun, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.