ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

ПРИЕМЫ ВЫЖИГАНИЯ

Когда аппарат заправлен для работы, дерево подго­товлено и снабжено рисунком, можно приступить к выжиганию

Жестянку ВВ (рис. 79) с бензином ставят по левую руку, или, что еще лучше, подвешивают к левой сторо­не груди на крючке а трубку ггг опускают на колени, тогда она не будет мешать движениям правой руки, в которой держат рукоять штифта. Нагревают штифт на спиртовке, как было описано раньше, и приступают к выжиганию После прохода штифта по дощечке на ней явственно проступает более или менее выражен­ный след. Е и штифт вести вперед он выжжет линию неравномерной черноты и толщины. Штифт местами можно продвигать быстрее, а местами — медленнее. При медленном движении линия получается толще, а при скором — тоньше, потому что дерево не успева­ет подгореть. Если хотят иметь линию потемнее, то дуют сильнее, а если нужны еле заметные тени, то дуют слабее, чтобы штифт остыл.

Сильно прижимать штифт к дереву не полагается, потому что мягкие прослойки будут прожигаться силь­нее и глубже, и штрихи рисунка получатся волнистыми или даже собьются в сторону. Во вторых, можно смять раскаленный наконечник штифта

Как держать штифт, с наклоном к поверхности или в упор, подскажет практика и привычка. На этот счет никаких указаний быть не может. Говорят, что при нанесении теней на рисунок штифт нужно держать плашмя. По нашему мнению, нужно пользоваться для этой цели специальным штифтом (рис. 93), работать которым егче и проще.

Такой специальный штифт называется кисте­вым, он отличается от обыкновенного лишь на конечником а. Наконсч - РцС 93

ник имеет вид медной шляпки с глубокими поперечны­ми желобками крест-накрест, похожими на грубую щетку. Конечно, такой штифт требует для раскаливания сильного нагнетания, чтобы достаточно прогреться. Если обычное нанесение теней плоским штифтом требует большого навыка и является настоящим искусством, кистевым штифтом хорошие результаты достигаются легко и просто. Так, например, раньше избегали воспро­изводить на рисунке облака или оттенять листья дерева, то теперь это не проблема Раньше не выжигали портре­ты, а теперь это излюбленная тема для всех любителей выжигания — и все это благодаря кистевому штифту.

Правда, кистевые шляпки скоро портятся, но их можно заменить.

Возвращаемся к выжиганию простым штифтом Вы­жигание сопровождается обильным выделением едко­го дыма, поэтому занятие выжиганием противопоказа­но близоруким, так как нельзя наклоняться над рабо­той. Остальным советуем обзавестись предохрани­тельными очками.

Выжигаемую Доску лучше всего укрепить в наклон­ном положении или отвесно; в этом случае нужно найти опору для правой руки, иначе трудно будет уверенно и чисто выжигать штрихи

Уверенное ведение штифта при выжигании состав­ляет главное условие успеха. Повторяем, что подправки и подчистки здесь невозможны — плохо выжженной линии никак не уничтожить. Нельзя выжигать рядом расположенные штрихи, а надо переходить на разные части рисунка. Соблюдать это правило необходимо, иначе между соседними штрихами появится побуре­вшая перемычка, происшедшая от сильного нагрева соседних частей дерева. Надо дать дереву возможность остыть, прежде чем выжигать соседний штрих. Вот почему нанесение теней простым плоским штифтом так затруднительно.

Красота и живость рисунка зависят от того, что не все линии контура выжигаются одинаковой толщины.

Одни линии бывают тоньше, а другие толще, в зависи­мости от того, с какой стороны освещен предмет.

Для выжигания фона имеются специальные штиф­ты с узорчатыми наконечниками, при помощи кото­рых скучная и однообразная работа значительно уско­ряется и выходит чище.

Замечания: 1) При продолжительной остановке в работе наконечник штифта несколько темнеет. Не следует раскалять его непосредственным вдуванием бензиновых паров, а лишь подогреть на спиртовке, иначе произойдет засорение наконечника и его при­дется долго накаливать для исправления.

2) Если во время работы потребуется быстрое уменьшение степени нагрева наконечника то им мож­но прикоснуться к холодной поверхности мраморной плитки; если же при окончании работы штифт надо совсем охладить, то пользоваться мраморной плиткои нельзя, так как рискуете испортить штифт; в этом случае вдувание прекращают, а штифт приподнимают наконечником кверху и держат в таком положении до полного охлаждения, то есть около 2 минут.

3) Описанный прибор имеет тот недостаток, что при пользовании им только одна правая рука занята рисунком. Ножной воздуходувный аппарат имеет мно­го преимуществ и может быть приспособлен к любому прибору для выжигания; тогда обе руки свободны, а главное, можно делать свободные движения всем телом.

Глубокое выжигание отличается от описанного уни­версальным ножевидным штифтом (рис 90). В этом заключается разница в самом воспроизведении рисун­ка и в способе управления штифтом во время работы. Штифты приставляют к поверхности перпендикуляр­но, в упор, когда выжигают кривые линии, а при выжигании прямых линий штифтам придается неболь­шой наклон.

Сильно раскалять штифты не следует, так как они станут прожигать бока глубокой канавки, линия будет
казаться неравномерной ширины и раскаленный добе­ла наконечник штифта быстро сомнется. Глубина вы­жига достигает 0,6 см

Особая осторожность требуется в начале и в конце выжигания штриха, лучше не дожечь, потому что это допускает впоследствии поправку, чем пережечь и этим испортить рисунок.

Скорость работы, то есть скорость движения шти­фта вперед, зависит не только от степени его на­каливания, но и от твердости дерева. Подталкивать штифт никогда не следует он сам проложит себе путь и этим задаст скорость движения. Нельзя за­медлять ход штифта, чтобы не пережечь понапрасну канавку вширь. Если края канавки окажутся по­дожженными, это значит, что штифт был раскален не в меру, или движение его было слишком мед­ленным С учетом этих замечаний приобретается навык.

При глубоком выжигании рисунок сверху обычно оставляют нетронутым, а фон углубляют. Чтобы полу­чить углубление фона и не испортить контур, его об­водят двумя параллельными выжженными канавками (рис 94). Внутренняя канавка будет чуть глубже, а на­ружная канавка — помельче — может быть выжжена слегка; впоследствии она все равно уничтожится.

Все линии, как прямые, так и кривые, выжигают универсальным штифтом (рис 90); только при очень крутых поворотах берут другой такой же штифт — несколько порке, но это требуется чрезвычайно редко.

Выжигание линий, сходящихся под утлом, как, на­пример, очерк острого кончика листа (рис 94), всегда

надо начинать от верши­ны утла, а вершину не вы­жигать до глубины, чтобы впоследствии сделать под­правку. Заметим, что уг­лубление нанесенных ли­ний необходимо произво­
дить возможно быстрее, так как впоследствии не­дожженные лини легко проглядеть, да к тому же гарь пристанет так крепко, что будет мешать, а если нажи­мать на штифт, то можно получить неисправимый пережог.

Получить канавку с безукоризненно чистыми кра­ями можно только при помощи резчицкого долота. Поэтому надо принять некоторые меры для улучшения результатов выжигания. При более простых работах поверхность дерева увлажняют водой при помощи губ­ки. Если же требуется особая чистота линий, как это имеет место при украшении выжиганием дорогой ме­бели, то выжигаемую поверхность покрывают лаком, полученным от растворения даммаровой смолы в бен­зине с добавлением нескольких капель безводного спирта Лак наносят мягкой волосяной кистью в не­сколько приемов до получения покрытия толщинои в лист почтовой бумаги. После этого поверхность чис­тят мелкой наждачной шкуркой и приступают к вы­жиганию

Рис. 95

Когда контур окаймлен двойной канавкой, присту­пают к углублению фона и его отделке. Углубление делают приблизительно на 0,2 см, а для этого к поверх­ности дерева приставляют плашмя раскаленный штифт (рис. 90) и он выжигает, как бы срезая, значи­тельные куски дерева. Углубление доводят до наружной канавки контура, следя, чтобы поверхность фона была более или менее ровной. После этого тем же штифтом подрезают сбоку оставшуюся кайму вокруг контура, и тогда весь рисунок выступит более отчетливо (рис. 95). Иногда углубле­ние фона делают резчиц­кими долотами, а заканчи вают работу, применяя раскаленный штифт, что­бы подрумянить дерево.

Иногда фон окраши­вают, а иногда выжи-

Рис. 96-98

гают узор при помощи фигурных штифтов (рис. 96 — 97).

Этот способ украшения фона состоит в сквозном или в углубленном выжигании треугольными или квад­ратными штифтами Треугольным штифтом работает­ся легче и можно достичь большего разнообразия в ри­сунке фона, тогда как квадратные требуют особенной правильности расстанова. На рис 98 показан дубовый лист на выжженном фоне. Единственная забота при выжигании фона сводится к тому, чтобы расстояние между отверстиями было по возможности равномер­ным и чтобы промежутки не прогорали насквозь, что может случиться, если отверстия слишком сближены. На рис 99 —100 показано узорчатое расположение фоновых выжигов.

Следует заметить, что деревянные дощечки для выжигания во избежание коробления склеи­ваются в два или три слоя. Они хо­роши для поверх­ностного выжи­гания, но для сквозного фоно­вого выжигания, безусловно, не го­дятся, потому ЧТО
от жары клей ослабнет и промежутки выпа­дут

При фоновых отверстиях, выжженных насквозь, где фон представляется в виде грубой сетки, с обратной стороны дощечки подклеивают цветную шелковую ткань Это часто делается в ящиках или ширмах. Если же фанера наклеена на обвяз мебели, выжженные отверстия фона замазывают цветными составами, на­пример, сплавом воска, мела и краски или воска с бронзировальным порошком. Получится нечто похо­жее на грубую мозаику

Иногда фон умышленно делают бугристым, очища­ют щеткой и красят.

Некоторые практические замечания

1) Начатую работу надо выполнить за один присест. В крайнем случае можно сделать хотя бы контур, а после перерыва выжечь и отделать фон.

2) При нагревании штифта может произойти нера­вномерное раскаливание. Это говорит о том, что либо бензин плохого качества, либо он слишком холоден и поэтому медленно испаряется.

3) В лучших штифтах, особенно ножевидных, для глубокого выжигания сбоку имеется маленькое венти­ляционное отверстие из которого при хорошем вдува­нии вырывается крошечны язычок голубоватого пламе­ни и не выделяется ни едкого дыма, ни запаха. Это говорит о том, что бензин качественный, нагнетание непрерывное и достаточно сильное. Если же синий огонек погаснет, что нисколько не влияет на степень раскаливания штифта, из вентиляционного отверстия тотчас же пойдет дым и почувствуется запах бензино­вой гари, а в скором времени последует засорение наконечника штифга. Для устранения дыма дуют силь­нее, а штифт поднимают наконечником кверху и силь­но встряхивают, тогда дым ослабнет, а потом совсем исчезнет и сменится голубоватым язычком пламени

После этого вдувание ослабляют и продолжают выжи­гание.

4) Иногда случается, что несмотря на сильное накаливание, штифты работают плохо, то есть не оставляют на дереве следов достаточной глубины. Причина неудачи заключается в том, что при выжига­нии рисунков на окрашенном изделии на наконеч­нике штифта оседают шлаки пригоревшей краски. Для восстановления работоспособности штифта нуж­но провести несколько более глубоких штрихов по неокрашенной липовой дощечке, которая всегда должна находиться под рукой. Ни в коем случае не следует очищать штифт, соскребая шлаки ножом, так как при этом на поверхности наконечника могут появится царапины, которые будут препятствовать чистому выжиганию и способствовать скорой поломке штифта

5) Простыми штифтами ведут по дереву как каран­дашом по бумаге, не нажимая. При работе с ножевид­ными штифтами необходима твердость руки, потому что наконечник глубоко въедается в дерево и как бы защемляется в нем, поэтому случайный наклон ручки в сторону может повлечь за собой поломку наконеч­ника. Напомним, что трубка наконечника даже у сталь­ных штифтов тонкостенная

ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

ЧЕРНЫЕ КРАСКИ

Основой всех черных красок, встречаемых в природе, является уголь в различных видах, несмотря на кажущее­ся обилие черного цвета в природных материалах, лишь немногие в натуральном состоянии являются готовыми красящими продуктами. …

ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ

Из руд и минералов, встречаемых в природе, лишь немногое служат материалами для получения натура­льных зеленых красок. Из них представляют интерес в малярном деле следующие: 1. Веронская земля, Grunerde, Seladongrun, Tirolgrun, …

СИНИЕ КРАСКИ

Из синих натуральных красок известны весьма не­многие. Заслуживают внимания следующие. 1. Торная синь, голубец, медная лазурь. Так называ­ют голубую медную руду, встречающуюся в природе вместе с малахитом. Измолотая в порошок …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.