Нанотехнологии

Рынок нанотехнологий в России

В настоящий момент доля России в общемировом технологическом секторе составляет около 0.3 %, а на рынке нанотехнологий — 0.04%. Во многом здесь сказался тот факт, что Россия обратила свое внимание на наноразработки на 7–10 лет позже, чем зарубежные страны. В результате, сейчас Россия значительно отстает от мировых лидеров отрасли — США, Японии и ЕС как по показателям развития НИОКР, так и по коммерциализации изобретений. Об этом свидетельствует и число наших международных нанотехнологических патентов — в 2008 году их было всего около 30 (удельный вес российских изобретений — менее 0.2 %). Российский рынок нанотехнологий находится на начальном этапе становления, коммерческие приложения нанотехнологий в промышленности практически отсутствуют. Численность предприятий, которые уже приступили к этапу коммерциализации своих изобретений, составляет менее 20 % от общего числа участников сектора. Если рассматривать российский рынок в сегментации, эквивалентной мировой (с делением на рынок наноматериалов, наноинструментов и наноприборов), то наиболее развит рынок наноинструментов (приборов для анализа наноструктур).

Объем и динамика рынка

В настоящий момент доля России в общемировом технологическом секторе составляет около 0.3 %, а на рынке нанотехнологий — 0.04%. Во многом здесь сказался тот факт, что Россия обратила свое внимание на наноразработки на 7–10 лет позже, чем зарубежные страны. В результате, сейчас Россия значительно отстает от мировых лидеров отрасли — США, Японии и ЕС как по показателям развития НИОКР, так и по коммерциализации изобретений. Об этом свидетельствует и число наших международных нанотехнологических патентов — в 2008 году их было всего около 30 (удельный вес российских изобретений — менее 0.2 %). Российский рынок нанотехнологий находится на начальном этапе становления, коммерческие приложения нанотехнологий в промышленности практически отсутствуют. Численность предприятий, которые уже приступили к этапу коммерциализации своих изобретений, составляет менее 20 % от общего числа участников сектора. Если рассматривать российский рынок в сегментации, эквивалентной мировой (с делением на рынок наноматериалов, наноинструментов и наноприборов), то наиболее развит рынок наноинструментов (приборов для анализа наноструктур).
Слабая сторона российской наноиндустрии — отсутствие развитого конкурентного производства научного приборостроения. Вследствие этого перед российскими компаниями стоит необходимость закупать дорогостоящее импортное оборудование. По оценкам ResearchTechart объем российского рынка аналитического оборудования для исследования наноструктур составляет около 1.5–2 млрд руб. в год. Результаты исследований Research Techart четырех наиболее значимых (как в российском, так и общемировом масштабе) сегментов рынка наномате- риалов – нанопорошков, углеродных нанотрубок (УНТ), наноалмазов и фуллеренов – показали, что совокупный объем их продаж достигает менее 100 млн руб. По данным Минобрнауки РФ, в 2007 году только пятью компаниями, получившими крупную поддержку в рамках инновационных проектов (ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» и другие), было выпущено и реализовано товаров на общую сумму 7 млрд руб. Но показатель объема российского рынка нанотехнологий в 7 млрд руб. представляется сильно завышенным. Скорее всего, при определении стоимости произведенной продукции сюда включили цену конечных товаров. Так как сейчас нет разработанных стандартов по поводу того, что сейчас считать нанотехнологической продукцией, адекватно оценить размер рынка достаточно проблематично.

Российский рынок наноматериалов

Несмотря на то, что сегодня российские предприятия имеют возможность получения опытных образцов любых наноматериалов, ни одну их разновидность не производят в промышленном масштабе. Практически все производимые сейчас наноматериалы используют для проведения научных исследований. Об этом свидетельствует структура спроса на наноматериалы в России. Так, около 95 % потребляемых нанопорошков идут на научные исследования, и лишь около 5 % находят применение в конечной потребительской продукции. В то же время во всем мире множество исследований в области инновационных материалов финансируют глобальные корпорации. Это форсирует процесс их внедрения в реальный производственный процесс.
По данным ResearchTechart, наиболее развитый коммерческий сегмент российской наноиндустрии – нанопорошки. Обусловлено это их сравнительно низкой стоимостью, а также простой технологией производства. Рынку углеродных наноматериалов (детонационных наноалмазов, фуллеренов и нанотрубок) принадлежит более скромное место на рынке. По оценкам Research Techart, объем потребления углеродных наноматериалов в России составляет 380–390 кг в год с существенным приоритетом наноалмазов (91 %). 8 % объема приходится на фуллерены, 1 % — на углеродные нановолокна и нанотрубки. Длительная история исследований в области нанопорошков, а также относительно несложная (в сравнении с другими формами наноматериалов) технология изготовления способствовали тому, что нанопорошки сегодня – один из наиболее развитых коммерческих сегментов наноиндустрии в России. Сегодня потенциальные возможности производства нанопорошков в России составляют около 100 тонн в год. Реальные производственные показатели ввиду ограниченного внутреннего спроса гораздо ниже и, по оценке Research Techart, в 2008 году составили порядка 11 тонн.
С учетом динамичного развития глобального сектора нанопорошков, доля России на мировом рынке чрезвычайно мала и составляет менее 0.003 %. Правда, нельзя не отметить, что объемы производства ежегодно увеличиваются (в 2006 году было произведено 9 тонн нанопорошков, в 2007 году – 9.7 тонн). Наиболее популярные производственные направления в области нанопорошков на сегодняшний день представлены оксидами титана, алюминия, циркония и церия, а также нанопорошками никеля и меди. Структура потребления нанопорошков в России аналогична структуре мирового потребления: наибольший объем приходится на оксиды металлов (89 %). Большая часть нанопорошков производится опытными партиями, либо по специальным заказам. На рынок же поступает лишь небольшая часть от произведенной продукции – около 1–2 тонн в год (в течение последних трех лет). Это связано с рядом факторов: 1) значительный сегмент производителей нанопорошков – научные центры и вузы, которые используют данную продукцию для собственных исследований; 2) разработки тех или иных разновидностей нанопорошков зачастую ведут без учета практических потребностей в них (такая ситуация возникает ввиду того, что российские ученые работают в отрыве от мировой науки, отсутствует достаточный опыт коммерциализации изобретений и др.); 3) инновационные предприятия, которые заинтересованы во внедрении нанопорошков в собственную продукцию, как правило, самостоятельно занимаются их производством, не закупая их на стороне; 4) ряд компаний при возникновении потребности в нанопорошках предпочитают приобретать его у иностранных производителей.
Эксперты связывают подобную ситуацию с более высоким качеством и стабильностью характеристик зарубежных аналогов. Объем импорта нанопорошков всех типов в Россию в 2006– 2008 гг. оценивался экспертами в 200–300 кг ежегодно с тенденцией к увеличению. Малый объем потребления нанопорошков, в частности, обусловлен слабостью отраслей-потребителей, в том числе, электронной индустрии. Меж тем, в мире она является лидером спроса на нанопорошки. Еще один фактор – свойственная российскому бизнесу инерционность и слабая восприимчивость к инновациям. Ее следствие — ограниченный объем частных вложений в собственные научные исследования со стороны российских компаний.
В то же время, несмотря на весьма скромные показатели рынка нанопорошков, потенциал для его развития существенный. По экспертным данным емкость рынка составляет 10–30 тыс. тонн. Привлеченные к исследованию эксперты полагают, что в ближайшем будущем основные усилия компаний, которые занимаются обработкой нанопорошков, будут связаны с производством конструкционной керамики. Перспективными направлениями также считаются использование нанопорошков в качестве катализаторов и в производстве функциональных нанокомпозитов.
Наноприсадки в Украине

Добавить комментарий

Нанотехнологии

Пластиковые карты под заказ – собственная дизайнерская идея!

Сейчас пластиковые карты стали использовать практически во всех сферах деятельности – в качестве накопительного бонусного счета, сим карты, пропуска на работу и т.д. И это не удивительно! Они удобные в …

Анализ экономического развития нанотехнологий

Эмпирический анализ экономического развития нанотехнологий, безусловно, начинается с исследования перспектив рынка. В случае нанотехнологий в целом эти перспективы сильно варьируются и зависят от конкретных целей. Здесь следует иметь в виду, …

Эффективность использования наноматериалов

Экономичные присадки в масло Эффект от использования наноматериалов выражается в экономии средств на транспортировку, сокра¬щении энергозатрат, ослаблении нагрузки на окружающую среду, повышении эксплуатационных свойств. Несмотря на ожидаемое развитие производства изделий …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua