МОРСКОЙ БЕРЕГ

МОРСКОЙ БЕРЕГ

В. П. ЗЕНКОВИЧ

Н

Аша страна — великая морская держава. Её омы­вают четырнадцать морей: на севере — Баренцово, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, на востоке — Берингово, Охотское и Японское, на юге — Чёрное, Азовское, Каспийское и Аральское, а на западе — Балтийское. Длина морских границ Совет­ского Союза — более 47 тысяч километров.

Берега наших морей исключительно разнообразны. На севере величественны и суровы гранитные берега Мур - мана, изрезанные узкими заливами. Есть на севере и ле­дяные берега, есть и низменные илистые берега тундр, к которым ни с суши не подойдёшь, ни с моря не подъ­едешь.

На востоке замечательно красивы тёмные вулканиче­ские скалы берегов Приморья, Камчатки, Курильских островов.

Белые известняковые берега восточного Каспия гра­ничат с пустыней. Здесь ветры с суши стремятся занести море песком.

У берегов Финского залива Балтийского моря разбро­саны тысячи мелких островков — шхер, среди которых очень трудно пробираться даже малому судну.

На юге многим знакомы приветливые солнечные берега Чёрного моря с их «бархатными» песчаными и галечными пляжами. Здесь, на Черноморском побережье, для тру­дящихся страны социализма выстроены великолепные дворцы-санатории, разбиты прекрасные парки.

Берег моря — важнейшая природная граница, разде­ляющая море и сушу.

Ни море, ни суша не остаются неизменными. Под влиянием различных сил природы меняется рельеф суши, меняется глубина моря. Изменяются и очертания берега. В одних местах море грозно наступает на сушу, в дру­гих — либо суша поднимается из воды, либо само море наращивает берег, выбрасывая к нему свои наносы.

Морские берега имеют очень большое народнохозяй­ственное значение. На берегах наших морей в годы ста­линских пятилеток началось особенно широкое строитель­ство. Этого требовало развитие советского морского флота,- рыбных промыслов и т. д. На морских берегах строятся порты, вдоль берега прокладываются железные и шоссейные дороги. Чтобы морские суда могли укрыться от шторма и разгрузиться, порт должен быть защищён от натиска волн. Чтобы движение по прибрежным железным дорогам и автомобильным трассам было безопасным, берег укрепляется. Но для того чтобы хорошо защитить порт и надёжно укрепить берег, нужно знать, какие при­родные процессы совершаются на берегу моря, как и с ка­кой скоростью изменяется берег. Иначе может быть так, что порт станет мелеть, а море, наступая на берег, унич­тожит все возведённые на нём сооружения. Не менее важно также - предвидеть, что будет с берегом, если на нём построить порт или часть морских наносов с пляжа взять для строительных целей. Решение этих насущных задач невозможно без знания общих законов, управляю­щих изменениями берега моря.

Советские учёные горячо взялись за изучение морского берега и создали новую отрасль науки — морфоло­гию и динамику морских берегов. Морфо­логия изучает строение, рельеф и очертания берега, а ди­намика — процессы, которые совершаются на морском берегу и заставляют его изменяться.

Берега изучались и прежде. Их исследовали геологи и географы, но они не знали законов действия волн. Берега изучали инженеры-гидротехники, но они не могли проследить за изменением рельефа и очертаний берегов. Пока различные стороны процессов, протекающих на бе­регах, рассматривались раздельно, общие законы их раз­вития установить не удавалось. Но советские учёные по­

Пытались исследовать эти процессы всесторонне, изучить морской берег в его развитии. Это и дало возможность получить новые, подчас неожиданные и очень ценные для практики результаты.

Узнав, какие силы и как изменяют морской берег, мы можем активно использовать эти знания для решения за­дачи преобразования природы берега. Мы можем направ­лять процесс изменения берега в нужную нам сторону и иногда заставлять силы, разрушающие берег, быть на­шим союзником в работах по берегоукреплению.

В этой книжке мы расскажем о самых важных и инте­ресных явлениях, происходящих на морском побе-режье, и особенно о тех, которые имеют большое значение для нашего народного хозяйства.

МОРСКОЙ БЕРЕГ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой книге, страница за страницей, перед нами прошла картина изменений берегов под действием различных сил природы. Мы увидели, что разнообразие берегов не случайно — оно является результатом единого процесса …

ВЫРАВНИВАНИЕ БУХТОВЫХ БЕРЕГОВ

В заключение мы попробуем нарисовать картину посте­пенного изменения, развития морского берега, изре­занного бухтами. Представим себе бухтовый берег совершенно «свежий», ещё не испытавший разрушительного действия волн. Мы уже знаем, что такой …

ПОГРУЖЁННЫЕ БЕРЕГА

К Азалось бы, труднее распознавать следы значительных опусканий суши, так как древние берега оказываются в этом случае погружёнными в море. Однако здесь помо­гает изучение очертаний современного берега и рельефа дна. …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.