МОРСКОЙ БЕРЕГ
В. П. ЗЕНКОВИЧ
Н |
Аша страна — великая морская держава. Её омывают четырнадцать морей: на севере — Баренцово, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, на востоке — Берингово, Охотское и Японское, на юге — Чёрное, Азовское, Каспийское и Аральское, а на западе — Балтийское. Длина морских границ Советского Союза — более 47 тысяч километров.
Берега наших морей исключительно разнообразны. На севере величественны и суровы гранитные берега Мур - мана, изрезанные узкими заливами. Есть на севере и ледяные берега, есть и низменные илистые берега тундр, к которым ни с суши не подойдёшь, ни с моря не подъедешь.
На востоке замечательно красивы тёмные вулканические скалы берегов Приморья, Камчатки, Курильских островов.
Белые известняковые берега восточного Каспия граничат с пустыней. Здесь ветры с суши стремятся занести море песком.
У берегов Финского залива Балтийского моря разбросаны тысячи мелких островков — шхер, среди которых очень трудно пробираться даже малому судну.
На юге многим знакомы приветливые солнечные берега Чёрного моря с их «бархатными» песчаными и галечными пляжами. Здесь, на Черноморском побережье, для трудящихся страны социализма выстроены великолепные дворцы-санатории, разбиты прекрасные парки.
Берег моря — важнейшая природная граница, разделяющая море и сушу.
Ни море, ни суша не остаются неизменными. Под влиянием различных сил природы меняется рельеф суши, меняется глубина моря. Изменяются и очертания берега. В одних местах море грозно наступает на сушу, в других — либо суша поднимается из воды, либо само море наращивает берег, выбрасывая к нему свои наносы.
Морские берега имеют очень большое народнохозяйственное значение. На берегах наших морей в годы сталинских пятилеток началось особенно широкое строительство. Этого требовало развитие советского морского флота,- рыбных промыслов и т. д. На морских берегах строятся порты, вдоль берега прокладываются железные и шоссейные дороги. Чтобы морские суда могли укрыться от шторма и разгрузиться, порт должен быть защищён от натиска волн. Чтобы движение по прибрежным железным дорогам и автомобильным трассам было безопасным, берег укрепляется. Но для того чтобы хорошо защитить порт и надёжно укрепить берег, нужно знать, какие природные процессы совершаются на берегу моря, как и с какой скоростью изменяется берег. Иначе может быть так, что порт станет мелеть, а море, наступая на берег, уничтожит все возведённые на нём сооружения. Не менее важно также - предвидеть, что будет с берегом, если на нём построить порт или часть морских наносов с пляжа взять для строительных целей. Решение этих насущных задач невозможно без знания общих законов, управляющих изменениями берега моря.
Советские учёные горячо взялись за изучение морского берега и создали новую отрасль науки — морфологию и динамику морских берегов. Морфология изучает строение, рельеф и очертания берега, а динамика — процессы, которые совершаются на морском берегу и заставляют его изменяться.
Берега изучались и прежде. Их исследовали геологи и географы, но они не знали законов действия волн. Берега изучали инженеры-гидротехники, но они не могли проследить за изменением рельефа и очертаний берегов. Пока различные стороны процессов, протекающих на берегах, рассматривались раздельно, общие законы их развития установить не удавалось. Но советские учёные по
Пытались исследовать эти процессы всесторонне, изучить морской берег в его развитии. Это и дало возможность получить новые, подчас неожиданные и очень ценные для практики результаты.
Узнав, какие силы и как изменяют морской берег, мы можем активно использовать эти знания для решения задачи преобразования природы берега. Мы можем направлять процесс изменения берега в нужную нам сторону и иногда заставлять силы, разрушающие берег, быть нашим союзником в работах по берегоукреплению.
В этой книжке мы расскажем о самых важных и интересных явлениях, происходящих на морском побе-режье, и особенно о тех, которые имеют большое значение для нашего народного хозяйства.