МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

Мировые тенденции развития малого предпринимательства

Исторический подход к анализу закономерности динамики малого бизнеса можно соотнести с крупными сдвигами в производительных си­лах, которые вызывали изменения в производственных отношениях. Неко­торые ученые, такие как Б. Н. Ичитовкин, В. А. Рубе, небезосновательно используют в этой концепции теорию больших циклов конъюнктуры Н. Д. Кондратьева.

На первом этапе (1873-1929 гг.) главный вектор динамики мелкого и среднего предпринимательства выражался в его вытеснении из хозяйства, когда оно было конкурентом монополии. Однако и тогда продолжали функционировать «острова» малого бизнеса, где оставались в силе общие предпосылки существования мелкомасштабного производства. Малые предприятия смогли приспособиться к конкуренции с крупным бизнесом и уже на этом этапе стали работать в рамках зарождающейся субподрядной системы.

Второй этап (1929-1974 гг.) совпал по времени с этапом научно - технической революции, под воздействием которой произошло много­кратное расширение ассортимента и дифференциации продукции. Изме­нения в технике и технологии способствовали эффективной деятельности небольших предприятий, ориентированных на узкие рынки и на постоян­ную смену номенклатуры продукции и высокий уровень специализации. Начало компьютеризации, появление новых видов деловых и научно - технических услуг, формирование венчурного капитала, появление лизин­га, научно-технологических парков и т. д. - все это способствовало разви­тию малого и, в частности, малого инновационного бизнеса.

Сильнейший мировой экономический кризис 1974-1975 гг. дал мощ­ный толчок в развитии малого предпринимательства, который из придатка крупного бизнеса постепенно превратился в его союзника и партнера. Причинами такого положения явилось изменение парадигмы развития экономики, переход приоритета от количественных показателей деятель­ности предприятия к качественным, характеризующим продукт, услугу, новшество. В этих условиях жесткие структуры индустриальных гигантов оказались в проигрыше по сравнению с гибкостью небольших фирм, спо­собных мгновенно реагировать на малейшие изменения конъюнктуры, по­требительского спроса. Следующей причиной бума развития малого биз­неса в 70-80-х годах стало развертывание следующего этапа научно - технической революции. Произошел переворот в производительных силах, который связан в первую очередь с развитием индустрии информации, созданием информационного комплекса. Появилась техника, адекватная размерам малой фирмы, - микропроцессоры, миниоборудование, мини - ЭВМ и т. д. Появились отрасли, в которых существенную роль стали иг­рать малые и средние фирмы, - биотехнология, аквакультура, освоение альтернативных источников энергии и т. д. Третья важнейшая причина роста малых предприятий - изменение психологии потребителя, что яви­лось причиной переориентации экономики в сторону сферы услуг, перехо­да от удовлетворения потребностей в товарах и услугах массового харак­тера к товарам и услугам индивидуального свойства. И, наконец, говоря о возможностях, связанных с функционированием мелких и средних пред­приятий, следует отметить, что их небольшие размеры с отсутствием бю­рократических структур управления предоставляют оптимальные возмож­ности для использования человеческого потенциала. Возрастание роли че­ловеческого фактора в условиях ориентации хозяйственных единиц на но­вовведения, организационные новшества открывают особые перспективы для небольших компаний.

Критика «гигантизма» прослеживалась у немецкого исследователя Фрица Шумахера. В 1973 году он написал работу «Красота малого: иссле­дования экономики и ее значения для человека». Основная проблема, ко­торая занимала Ф. Шумахера, это проблема оптимального размера органи­зации и критика тенденции организаций к разрастанию. Огромным органи­зациям при всей их кажущейся стабильности в большинстве случаев при­сущи бюрократизм, безликость и нездоровая атмосфера. Ф. Шумахер явно предпочитал крупным масштабам малые, что нашло отражение в цитируе­мой им фразе: «Человек мал и потому красиво именно малое».

В 1972 году американский профессор Ричард Холл в книге «Организации: структуры, процессы и результаты» писал, что в 1960-70-х годах многие ученые исследовали взаимосвязь размера организации и ее эффективности. Питер Блау, Аргирис Олдрих, группа Эстон, Кимберли, Гирэртс, Старбук, Нистром и др. при изучении размеров предприятий пришли к выводу, что несмотря на свою уязвимость, низкую норму выживаемости, малые предприятия, как правило, не имеют тенденции к бюрократизации, что работает на легкость вхождения в новые рынки. Р. Холл указывал на парадокс, связанный с размером организаций. Несмотря на все недостатки, 2/3 коммерческих фирм в США имели менее 5 рабо - тающйкрамках третьего периода можно выделить два направления разви­тия малого бизнеса: первое связано с расширением сферы деятельности малых предприятий, прямо или косвенно связанных с крупным бизнесом; второе - с ростом юридически и экономически независимых фирм, конку­рирующих с крупным бизнесом и друг с другом на рынке.

Концепция больших циклов конъюнктуры открывает новые возможности для понимания роли малого бизнеса как генератора новых научно-технических идей и повышения эффективности деятельности в период перехода от одного большого цикла к другому. Периоды спада ока­зывают различные импульсивные воздействия на монополии и малый биз­нес. В условиях падения спроса, снижения нормы прибыли крупные кор­порации делают ставку на стратегию осмотрительности. А «рисковое» по­ведение мелких и средних фирм является зачастую единственным мелких и средних фирм является зачастую единственным фактором выжи­вания, альтернативой банкротству.

На вопрос о влиянии размера предприятия на эффективность или способность к научным исследованиям нельзя дать однозначного ответа, однако, то, что малый бизнес работает очень эффективно в области науч­ных исследований и разработок, очевидно. По оценке ОЭСР, на долю мел­ких и средних предприятий приходится 10-20 % всех новинок, хотя из­вестно, что их удельный вес в расходах на нововведения составляет 4-5 %. Крупные предприятия используют примерно половину сделанных ими изобретений, тогда как предприятия малого бизнеса - более 70 %.

Малый и средний бизнес - это «ядро» среднего класса, который, как известно, является оплотом стабильности общества. Обеспеченные граж­дане - стабильная, сильная страна. Наконец, малый бизнес - это вклад в решение многих социальных задач общества. Проблема безработицы не решена полностью ни в одном государстве мира, однако правительства большинства стран мира понимают, что развитие малого и среднего бизне­са может существенно улучшить ситуацию с занятостью населения. И в настоящий момент более 50 % всех рабочих мест в мире создаются малы­ми предприятиями. Вследствие конкурентной борьбы между малыми фир­мами улучшается качество выпускаемой ими продукции и услуг, что по­ложительно сказывается на потребителе, к которому предприниматели на­ходятся значительно ближе, чем другие экономические субъекты.

Малые предприятия всегда занимали доминирующее положение в экономике, несмотря на происходившие процессы концентрации произ­водства и его укрупнения. Свидетельством тому являются следующие дан­ные.

Таблица 3

Размеры пред­

Число предприятий

Число занятых на них

Приятии

Лиц

Абс.

В % от об­щего коли­чества предпри­ятий

Абс.

В % от об­щего коли­чества предпри­ятий

1

2

3

4

5

Мелкие

Германия 1907 г.

1 822 234

90,0

3 166 734

29,1

Франция 1906 г.

531 958

87,4

916 441

24,9

Австрия 1902 г.

913 472

94,2

1 552 065

46,8

1 Кабо Р., Рубин И. Народное хозяйство в очерках и картинах. - Л.; М.: Изд-е тов-во Книга, 1924. - С. 500-501.

Размеры пред­

Число предприятий

Число занятых на них

Приятии

Лиц

Абс.

В % от об­щего коли­чества предпри­ятий

Абс.

В % от об­щего коли­чества предпри­ятий

Швейцария 1905 г.

176 618

92,7

285 985

39,9

Средние

Германия 1907 г.

176 103

8,7

2 526 135

23,2

Франция 1906 г.

72 209

11,9

1 291 348

35,1

Австрия 1902 г.

53 392

5,5

840 354

25,4

Швейцария 1905 г.

12 177

6,4

167 424

23,3

Германия 1907 г.

27 205

1,3

5 180 831

47,6

Франция 1906 г.

4 485

0,7

1 471 999

40,0

Австрия 1902 г.

3 140

0,3

920 877

27,8

Швейцария 1902 г.

1 819

1,0

264 052

36,8

Таким образом, в начале XX века большую часть предприятий (от 80 до 90 %) в Германии, Франции, Австрии, Швейцарии составляли малые предприятия, хотя наибольшее количество занятых было на крупных фир­мах. В среднем, на малом предприятии было занято не более двух человек, на среднем - 14, на крупном - 190 человек. За последующие 70-80 лет си­туация мало изменилась, и доля малых фирм неуклонно возрастала. На­пример, в США в 1960 году было около 5 млн малых и средних компаний, в 1970 г. их стало уже примерно 10 млн, в 1980 г. - около 14 млн, а к 1990 году их число достигло 20 млн.

Эмпирические исследования, проводившиеся в начале 90-х годов в США, поставили под сомнение доминирующее положение крупных пред­приятий. Малый бизнес занимает ведущее место в американской экономи­ке: на его долю приходится 40 % ВВП, свыше 50 % всех инвестиций, в нем занято более 2/3 совокупной рабочей силы. Доля малых и средних фирм в общем количестве хозяйствующих единиц США составляет 99,9 %.

Экономическая помощь малому бизнесу со стороны государства в США оказывается на 3-х уровнях:

1 уровень - Федеральный (Администрация малого бизнеса - Small Business Administration, SBA);

2 уровень - Правительства Штатов;

3 уровень - Муниципальный.

Администрация малого бизнеса, цель которой - поддержка и защита малого предпринимательства, была создана в 1953 году как самостоятель­ное агентство федерального правительства с соответствующим финанси­рованием. АМБ делается градация предприятий по количеству занятых на них и по объему годовой выручки. В соответствии с определением Адми­нистрации малого бизнеса в США к малым относятся предприятия с чис­ленностью занятых от 1 до 100 человек, а к средним - от 100 до 500. Объем годовой выручки для малого и среднего бизнеса имеет отраслевую диффе­ренциацию.

Администрация малого бизнеса осуществляет более 50 различных программ, каждая из которых имеет конкретную цель, сегмент действия, условия участия и клиентов. Ежегодно программы обновляются, расши­ряются, совершенствуются, создаются новые направления. Наиболее крупными являются программы поддержки деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, оказания юридических услуг, оказания помощи в научно-исследовательской работе, развития экспорто - ориентированных производств, программы «7а» и «504».

В 42 штатах осуществляются специальные программы предоставле­ния кредитов малому бизнесу, в 32 - предоставляются займы для покупки или аренды служебных помещений ив 22 штатах даются гарантии займов. В 25 штатах производится финансирование программ венчурного капитала путем выпуска новых акций, в 22 штатах финансируются программы пен­сионного обеспечения. Большинство штатов представляют целые пакеты программ помощи малым компаниям, зачастую совместно с корпорациями местного развития. «Инкубаторы бизнеса» действуют в 29 штатах. Органы управления многих штатов и крупных городов предлагают преференци­альные программы, рассчитанные на вовлечение малого бизнеса в госу­дарственные программы производства товаров и оказания услуг населе­нию. Преференции часто применяются к фирмам, владельцами которых являются представители национальных меньшинств или женщины. Не ме­нее значительна в развитии малого бизнеса роль муниципальных структур.

Многие штаты и города США проводят довольно активные про­граммы размещения закупок среди МСП. Особый интерес вызывает работа малых и средних фирм в оборонной промышленности, где число государ­ственных заказов особенно велико. В настоящее время на Пентагон рабо­тают более 40 тыс. малых компаний. НАСА также принимает участие в инновационной работе с малыми фирмами, продолжающими выполнение государственных заказов наряду со своими конверсионными разработка­ми. В 1994 году был принят Закон о гарантии займов конверсионных МСП, который дает возможность малым компаниям получать государст­венные гарантии по займам на сумму до 100 млн дол.

В США МСП производят почти 30 % всей экспортируемой продук­ции. Федеральное финансирование экспортной деятельности МСП осуще­ствляется в рамках программы «City/State program» Экспортно-импортного банка США, в которой участвуют 29 штатов.

В современной экономической реальности Канады малому бизнесу отведено одно из важнейших мест. Его значение стремительно росло в по­следней трети XX века, когда ориентация на крупные предприятия как ос­новных носителей экономического и научно-технического прогресса сме­нилась пониманием возможностей малых предприятий, интересом к воз­рождению культуры предпринимательства.

К началу 90-х годов в Канаде насчитывалось 885 тыс. фирм, из кото­рых 99 % составляли малые предприятия. Малыми считаются в Канаде предприятия с числом занятых не более 100 человек и с годовым оборотом не выше 2 млн дол. На малых фирмах работают 37 % занятых, а в отраслях первичной обработки, строительстве, сфере услуг, торговле до 80 % всех занятых.

Развитие мелкого предпринимательства в Канаде значительно облег­чается помощью, которую ему оказывают федеральные структуры. Для оказания малым предприятиям финансовой помощи, предоставления зай­мов и их гарантий, а также услуг менеджмента, консультаций, обучения, информации был создан Федеральный банк развития бизнеса (ФБРБ). Для малых предприятий сохраняется низкая ставка федерального налога на прибыль: 15 % против 36 % для остальных фирм. Провинциальный налог на прибыль для малых предприятий также примерно в 2 раза ниже.

На федеральном уровне принята Программа помощи научным ис­следованиям малых фирм в промышленности с целью повышения нацио­нальной и международной конкурентоспособности канадских компаний. Размер предоставляемой помощи - от 15 до 350 тыс. дол. сроком на 36 ме­сяцев.

Региональное многообразие Канады накладывает отпечаток на все стороны жизни страны и на развитие предпринимательства в частности. В каждой провинции есть свои отличительные особенности формирования и деятельности малых предприятий и свои программы помощи. Существует определенная специфика на городском и микротерриториальном уровнях.

Теперь обратимся к тенденциям развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в некоторых странах Европы.

Малые и средние предприятия - это 99 % общего числа предпри­ятий, зарегистрированных в Бельгии. Доля занятых на малых и средних предприятиях достигает 55 %, доля сектора в производстве ВВП составля­ет 46 %.

В бельгийском законодательстве существует несколько определений сектора малого и среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зави­симости от территории. Общим остается ограничение на число работаю­щих - не более 50 человек для малых фирм и не более 250 для средних.

Малые и средние предприятия являются наиболее динамичным сек­тором бельгийской экономики, их значение постоянно возрастает, вместе с тем, они постоянно сталкиваются с рядом проблем. Для улучшения си­туации бельгийские экономисты разработали план, состоящий из 50 пред­ложений по восьми направлениям, который имеет целью облегчить нало­говое бремя малых и средних фирм, упростить административные проце­дуры при образовании предприятий, изменить социальный статус незави­симых предпринимателей, облегчить доступ к рисковому капиталу.

В Великобритании на долю малого бизнеса в настоящее время при­ходится 21 % товарооборота и 36 % рабочей силы страны. Каждый вось­мой взрослый занят индивидуальным бизнесом. На долю малого бизнеса приходится около 50 % прироста новых рабочих мест.

Хотя мелкие фирмы функционируют почти во всех отраслях англий­ской экономики, особую роль они играют в наукоемких и высокотехноло­гичных отраслях (электронике, биотехнологии, химии, приборостроении). В данной сфере малый бизнес Великобритании значительно опережает другие европейские страны.

В Великобритании отсутствует единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего к нему относят предприятия с числом рабо­тающих не более 250 человек.

Значительная роль в стимулировании развития мелких фирм принад­лежит бюджетно - налоговой и кредитной политике государства. К мерам общего характера относятся: установление для мелких фирм пониженных ставок налогов, отложенная оплата счетов, составление баланса для расче­та налога на добавленную стоимость только после оплаты своих счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд, льготы при взимании местного налога на имущество.

По правительственной «Программе гарантирования кредитов» боль­шая часть (70-80 %) кредитов, предоставляемых банками мелкому бизне­су, гарантируется правительством.

Активное участие в становлении мелких фирм принимают крупные компании, практикующие командирование квалифицированных управ­ляющих своих предприятий на мелкие фирмы сроком до 2-х лет.

В 80-е годы получила развитие интеграция мелких предприятий в структуру крупных компаний, в том числе система франчайзинга. Разви­тию подобных связей между крупным и мелким бизнесом способствуют ведущие английские банки. Национальный совет экономического развития подготовил специализированный каталог мелких фирм, с помощью кото­рого крупные компании могут выбрать потенциальных партнеров. Создан специальный центр, способствующий контактам между крупными и мел­кими фирмами.

Серьезное внимание уделяется программам подготовки специали­стов в области малого и среднего бизнеса. Общая программа обучения включает несколько видов школ. В университетах, технических вузах, колледжах, региональных центрах управления и частных консультативных фирмах действуют курсы «малого бизнеса» с продолжительностью обуче­ния 6-10 недель.

Как весьма успешную, обеспечивающую важную основу для силь­ной, конкурентоспособной на мировом рынке экономики, оценивают меж­дународные эксперты политику Германии в отношении малых и средних предприятий. Целью политики Германии является создание и поддержка как можно большего числа производительных, динамично развивающихся малых и средних хозяйственных структур.

В Германии наряду с 5800 крупными предприятиями существуют более 3,3 млн малых и средних предприятий и индивидуальных предпри­нимателей. Они составляют более 99 % предприятий-налогоплательщиков, обеспечивают почти 70 % всех рабочих мест, обучают около 80 % моло­дых специалистов, обеспечивают почти 45 % поступлений налога с оборо­та, осуществляют 30 % немецкого экспорта. В 1999 году МСП осуществи­ли 46 % валовых инвестиций и обеспечили 57 % ВНП Германии.

Малые и средние предприятия имеют следующие отличительные ко­личественные особенности.

Таблица 4

Классификация предприятий немецкого Института исследований

Размер предприятий

Количество занятых человек

Малые

До 9

Средние

От 10 до 499

Особенностью немецких малых и средних предприятий является их роль «кузницы» высококвалифицированных кадров. На этих фирмах 4/5 всей молодежи получают квалификацию, а подавляющее большинство (65-70 %) выпускников высшей школы предпочитают начинать свою тру­довую деятельность на мелких и средних фирмах. Еще одна особенность Германии - развитие инновационного малого бизнеса на региональном уровне. Речь идет о стимулировании технологического перевооружения среднего звена. Для этого созданы консультационные пункты при Палате промышленности и торговли и комиссия по стимулированию технологиче­ского трансферта, которая планирует деятельность 16 высших учебных за­ведений и оказывает помощь мелким предприятиям в данном районе.

В Германии решения в сфере политики в отношении МСП прини­мают органы власти на уровне федерации, федеральных земель, городских и земельных округов, общин. Важные функции по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу были переданы ряду институтов публичного права, в частности специализированным банкам, осуществляющим про­граммы по поддержке МСП в федеральном масштабе, а также саморегули­руемым организациям частного бизнеса, как, например, торгово - промышленным палатам и др.

В испанской экономике преобладают малые и средние фирмы: более 1 млн предприятий, на 98 % которых занято менее 100 человек, на 77 % - до 10 человек. Наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности остаются индивидуальные и семейные предприятия.

Определение МСП в Испании:

- число работающих на МП - не более 50 человек;

- число работающих на СП - не более 250 человек;

- доля участия в капитале других предприятий - не более 35 %.

В системе исполнительных органов общенационального уровня Ис­пании разработка и реализация политики в области государственной под­держки малого бизнеса возложена на Министерство промышленности и энергетики, которое реализует специальные программы в области диагно­стики малых предприятий, подготовки руководящих кадров, содействия кооперированию, адаптации к нормам и требованиям ЕС. Ведущей госу­дарственной организацией, которая реализует политику в отношении ма­лого бизнеса, обеспечивает координацию деятельности в данной области других государственных и полугосударственных организаций, анализирует применение мер господдержки предпринимателей и готовит предложения по их совершенствованию, является Институт малых и средних промыш­ленных предприятий (IMPI) - автономная организация в системе Мини­стерства промышленности и энергетики Испании.

Одна из ведущих специализированных организаций, обеспечиваю­щая реализацию государственной научно-технической политики Испании и участие в ней малых предприятий, - Центр развития промышленных технологий (CDTI), находящийся в ведении Министерства промышленно­сти и энергетики. Задачи CDTI: отбор, финансирование, контроль реализа­ции и координации прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, исходя из приоритетных направлений государственной научно - технической политики, определенных Национальным планом развития науки и техники. Центр оказывает финансовую поддержку не научным ор­ганизациям, а непосредственно предприятиям, которые, в свою очередь, выступают заказчиками необходимых им НИОКР в научных организациях и финансируют их на договорной основе либо проводят работы собствен­ными силами.

В экономике Италии малые и средние предприятия стали играть весьма заметную роль с начала 50-х годов. В отличие от большинства раз­витых капиталистических стран в Италии малые, средние и ремесленные предприятия всегда играли важную роль, что объясняется спецификой раз­вития страны, которая вплоть до 50-х годов сохраняла преимущественно аграрную структуру экономики.

Определение критериев МСБ в Италии:

- микропредприятие - число работающих не более 19 человек;

- малое предприятие - число работающих от 20 до 99 человек;

- среднее (малое) предприятие - число работающих от 100 до 199 человек;

- среднее (большое) предприятие - число работающих от 200 до 499 человек.

В современной Италии эффективно функционирует общенациональ­ная система кредитования малого и среднего бизнеса, осуществляемая «Mediocredito Centrale» и Министерством промышленности. Сегодня льготное кредитование осуществляется также государственными учрежде­ниями среднесрочного кредита на условиях льготного процента - на сумму до 40 % предполагаемых затрат. Срок кредитования установлен в 15 лет для новых инициатив и 10 лет для модернизации и расширения уже суще­ствующих предприятий. При этом процентные ставки обычно составляют 36-60 % от рыночных в зависимости от объема инвестиций.

В 1991 году правительством Итальянской республики был принят закон «Меры по содействию модернизации и развитию мелких предпри­ятий», что значительно активизировало финансирование научных исследо­ваний на малых предприятиях, их техническую модернизацию, подготовку кадров и профессиональное обучение, создание на предприятиях системы контроля качества продукции, поддержку малых фирм на внешних рынках.

Во Франции малые и средние предприятия составляют около 99,9 % общего количества фирм, производят более половины добавленной стои­мости, осуществляют до 50 % инвестиций и концентрируют почти 2/3 за­нятых.

Во Франции отсутствует официальное определение малых и средних предприятий. К категории микрофирм принято относить предприятия с числом работающих не более 9 человек, к малым и средним - от 10 до 499 человек. В Уставе Всеобщей конфедерации МСП сказано, что МСП - это такое предприятие, в котором сам собственник независимо от юридическо­го статуса фирмы несет личную и прямую ответственность за ее финансо­вое, техническое, социальное и коммерческое развитие.

Независимо от сферы деятельности малых и средних предприятий, их роль в территориальном развитии Франции чрезвычайно велика. Как подчеркивает видный французский экономист, почетный генеральный ди­ректор Банка кредитования МСП (СЕПМЕ), директор Института банков­ских и финансовых исследований А. Бизаге, МСП не только участвуют в образовании еще более мелких предприятий на местном уровне, особенно в областях без развитой территориальной инфраструктуры, но и способст­вуют проникновению и организации нормальной работы в труднодоступ­ных местностях крупных предприятий. Как обоснованно указывают фран­цузские исследователи А. Бюкай и Б. Коста де Борегар, малые и средние предприятия предоставляют крупным компаниям определенный набор ус­луг и полуфабрикатов или производят конечную продукцию на условиях субподряда. МСП позволяют также разрабатывать на местах сырьевые ре­сурсы в ограниченных количествах, необходимых для удовлетворения ме­стных специфических потребностей, с наименьшими издержками. Вполне можно согласиться с высказыванием французского исследователя К. Фур - кад о том, что стратегия крупных предприятий ведет одновременно и к развитию малого и среднего бизнеса, и к местному хозяйственному подъе­му.

Государство разрабатывает и осуществляет проекты при помощи плановых контрактов регионального и местного уровня «Государство- регион», в которых основное внимание уделяется привлечению МСП к решению хозяйственных проблем на местах, в частности, путем стимули­рования переезда малых и средних фирм в провинцию.

Во Франции малые и средние предприятия могут получать более 1500 видов помощи. Финансовая помощь малому и среднему бизнесу наи­более часто организуется на национальном уровне, а затем спускается на уровень региональный. Финансирование является задачей Банка кредито­вания малого и среднего бизнеса. В 1996 году по инициативе президента Франции был создан Банк развития малых и средних предприятий. Мощ­ную поддержку сектору МСП оказывает Депозитно-консигнационная кас­са (КДК), финансирующая проекты и программы общенациональной зна­чимости за государственный счет. Помощь Банку кредитования МСП вхо­дит в число финансовых операций, проводимых КДК по указанию госу­дарства. Как признает генеральный директор КДК Ф. Лагэйет, «...мы в 1994 году расширили по просьбе государственных властей нашу инвести­ционную деятельность в секторе малого и среднего бизнеса, в том числе и на региональном поприще».

Политика ЕС в отношении малого и среднего бизнеса базируется на вертикальном и горизонтальном подходах к решению проблем его созда­ния и функционирования. Вертикальный подход выражается в непосредст­венных мероприятиях, ориентированных исключительно на малые и сред­ние предприятия. Эти мероприятия подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом Европейской комиссии (политика в отноше­нии предпринимательства, коммерции, туризма и социальной экономиче­ской деятельности) в сотрудничестве с Европейским парламентом, Эконо­мическим и социальным советом, представительскими организациями ма­лых и средних предприятий в органах ЕС и другими службами Комиссии ЕС. Горизонтальный подход базируется на защите интересов МСП в таких сферах деятельности Евросоюза, как политика в области исследований и технических разработок, региональная политика, международные отноше­ния и т. д., и укреплении позиций малого и среднего бизнеса в соответст­вующем виде деятельности.

Учитывая важность малых и средних предприятий для экономиче­ской структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция эконо­мики внутри Союза во многом зависит от развития МСП. Кроме важности «макроэкономических» позиций, следует помнить о роли малого и средне­го бизнеса на региональном уровне, когда он способствует экономическо­му развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Поэтому для успешного развития малых и средних компаний должны оптимально соче­таться две линии: макроэкономическая (общеполитическая) и микроэко­номическая (предпринимательская).

Главными целями надгосударственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса являются: укрепление единого внутреннего рынка, интернационализация предпринимательской деятельности на уров­не предприятий, устранение административных барьеров и создание еди­ного экономического пространства в ЕС путем унификации законодатель­ной базы по малому бизнесу.

Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью пре­доставление лучших условий для бизнес-деятельности, увеличения конкурентоспособности и роста. При этом заметен уход от «тяжелой» под­держки в форме займов и дотаций и переход к «мягкой» поддержке в фор­ме консультационных услуг.

Таким образом, в ЕС проводится активное регулирование малого и среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с ис­пользованием форм и методов, учитывающих потребности европейской интеграции.

Опыт азиатских стран по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса целесообразно начать с анализа места малых и средних предпри­ятий в экономике Японии - наиболее развитой страны этой части света. По данным за 1993 год на долю последних приходилось 99,2 % общего числа всех предприятий Японии. Они сосредоточили 80,6 % всех занятых в японской экономике и обеспечили 51,6 % общего объема продаж в обраба­тывающей промышленности и 80,4 % - в розничной торговле.

В соответствии с законодательством о малых и средних предприяти­ях к их числу отнесены предприятия с максимальными показателями ус­тавного капитала и численности работников:

- в промышленности, на транспорте и в строительстве - 100 млн иен и 300 человек;

- в оптовой торговле - 30 млн иен и 100 человек;

- в розничной торговле и сфере услуг - 10 млн иен и 50 человек.

Кроме того, выделяется категория особо малых предприятий с чис­ленностью работников в промышленности не более 20 человек, в торговле и сфере услуг не более 5 человек.

Известные миру экономические достижения Японии выросли из со­трудничества государства и предпринимательства. В полной мере сказан­ное относится и к успехам в сфере малого и среднего бизнеса. Контуры со­зидательной деятельности государства в сфере некрупного предпринима­тельства в современной Японии обозначились уже в конце 40-х годов. Именно тогда было создано Управление по мелким и средним предприяти­ям. В настоящее время в Японии создана развитая и эффективная инфра­структура поддержки малого и среднего бизнеса.

Опыт Японии наглядно свидетельствует о том, что современное вы­сокоэффективное рыночное хозяйство не только не исключает, но и пред­полагает разностороннее и ощутимое вмешательство государства.

Развитие малых хозяйственных форм в развивающихся странах свя­зано со следующими факторами. Во-первых, это воздействие демонстра­ционного эффекта Запада, пережившего в 1970-е годы настоящий ренес­санс мелкого предпринимательства. Во-вторых, это демографические про­цессы в развивающихся странах. По оценкам экспертов ООН, к 2025 году в развивающихся странах будут проживать 7,8 млрд человек по сравнению с нынешними 4,8 млрд Демографический процесс обостряет проблемы обеспечения занятости и минимальных доходов для основных слоев насе­ления. Хроническая незанятость, безработица в ее застойной, скрытой и открытой формах - основные причины нищеты в развивающихся странах, которой поражены от трети до половины их населения. Поддержка малого бизнеса в экономических программах правительств развивающихся стран стала реакцией на комплекс этих негативных явлений.

Третьим фактором экономического возрождения малого предприни­мательства в странах Третьего мира стало осознание неадекватности стра­тегии индустриализации в ее имитационном, догоняющем варианте. Как полагает Е. Брагина, попытка создать крупную современную промышлен­ность были своего рода шоком, косвенно сказавшимся на мелком пред­принимательстве, который по своему социальному и экономическому со­держанию генетически присущ хозяйственной структуре развивающихся стран, особенно в его традиционной, отсталой форме. Однако, при всей своей противоречивости, индустриализация существенно изменила струк­туру мировой экономики, сформировала качественно иное размещение мировых производительных сил, усилила значение новых технологий в производстве и субконтрактности, создав тем самым объективную основу для распространения малых и средних предприятий и их модернизации.

Рост и развитие сектора малого бизнеса тесно связаны с процессами глобализации в мировой экономике, впечатляющими своими масштабами и динамизмом. В 90-е годы типичным проявлением глобализации пред­принимательства стало возрастающее использование транснациональными корпорациями (ТНК) малых форм предпринимательства в развивающихся странах для расширения своих производственных и сбытовых сетей.

Следующим фактором развития малого и среднего бизнеса в разви­вающихся странах является продолжающая набирать силу урбанизация.

Сохранение и стремительное развитие малого предпринимательства во многом определяет его тесная связь с аграрным сектором, в котором проживает и занята основная масса населения развивающихся стран.

Следует подчеркнуть, что оживление интереса к национальной куль­туре, местным особенностям в сочетании с уникально высокими темпами роста международного туризма дали вторую жизнь кустарным, ремеслен­ным производствам и промыслам, значительная часть которых использует ручной труд и особые навыки, специализируясь на традиционных художе­ственных изделиях. Это явление вносит заметный вклад участия малой экономики в международном разделении труда и, кроме того, способствует сохранению национального культурного наследия.

Реформа экономической системы в Китае способствовала быстрому возрождению индивидуального и частного предпринимательства (индиви­дуальные предприятия в китайской печати называют «единоличными дво­рами»). Хотя индивидуальный и частный сектора рассматриваются в Китае как вспомогательные по отношению к государственному и коллективному, за годы хозяйственной реформы они заняли заметное место в многоуклад­ной структуре экономики, внесли немалый вклад в развитие производи­тельных сил страны и решение социальных проблем. К началу 1997 года в городах и деревнях Китая официально зарегистрировано около 28 млн ин­дивидуальных и частных предприятий, на которых было занято около 62 млн человек, что составило 9 % от общей численности экономически активного населения. Зарегистрированные основные фонды этих предпри­ятий превысили 590 млрд юаней, что примерно равно 3,5 % общей суммы зарегистрированного капитала государственных и коллективных предпри­ятий. Доля в валовой продукции промышленности составила 15,5 %, в роз­ничном товарообороте - 32 %. Инвестиции в основные фонды за 1980­1996 гг. достигли 1789 млрд юаней или 15,4 % от общей суммы капитало­вложений в стране за этот период.

В Китае придается большое значение дальнейшему развитию инди­видуальной и частной экономики, потенциальные возможности которой еще не раскрылись в этой стране полностью. На XV съезде КПК подчерки­валась необходимость продолжения поддержки и развития всех форм ча­стного предпринимательства путем совершенствования правового меха­низма, обеспечивающего равные условия конкуренции между предпри­ятиями различных секторов, осуществления контроля за их деятельностью и поступлением доходов. Китайские специалисты считают, что в перспек­тиве доля частного сектора в ВНП может возрасти до 30 %, а доля индиви­дуального сектора и смешанных предприятий с участием иностранного ка­питала - до 10 %, не изменив при этом главенствующей роли общенарод­ной формы собственности.

Характерной чертой тайваньской экономической модели является доминирование малых и средних предприятий. На их долю приходится около 98 % общего числа фирм, на которых занято 78 % трудоспособных граждан. В конце 90-х годов на долю МСП приходилось около 1/3 объема продаж на острове и около 1/5 части экспорта страны. Значителен вклад малого бизнеса в госбюджет. В частности, величина доходов, полученных центральным бюджетом от налога на добавленную стоимость, в 1999 году составила 44 %.

На Тайване к МСП относят разные по размерам фирмы в зависимо­сти от отрасли:

- в промышленности и строительстве с числом занятых менее 200 человек и с уставным фондом менее 60 млн дол.:

- в других отраслях с числом занятых менее 50 человек и с годовым объемом продаж менее 80 млн дол.

Для мелких предпринимателей, были организованы специальные подготовительные курсы, преподавание на которых включает практиче­ские и обучающие программы. Создаются информационные сети и базы данных, обеспечивающие малым предприятиям быстрый доступ к новей­шей информации о рынках, конкуренции на них, новейших технологиях, об уровне прибыльности в различных отраслях и т. п. При ведущих уни­верситетах появились подготовительные центры, организующие профпод­готовку персонала МСП, снабжающие мелкие фирмы пособиями для обу­чения сотрудников непосредственно на рабочих местах, а также предос­тавляющие инструкторов. Например, в 1999 году в этих центрах функцио­нировало около 300 курсов, которые окончили более 20 тыс. человек.

Для ускорения интеграции экономики острова в мировое хозяйство принят общегосударственный план строительства коммуникационной и транспортной инфраструктур, базирующихся на интернет-технологиях. Эти программы предполагают создание так называемых «цепочек предло­жения», что позволит малым и средним предприятиям планировать свою деятельность: организовывать поставки, рассчитывать загрузку мощно­стей, находить заказы и налаживать сбыт продукции и т. д.

К началу 2000 года на Тайване действовало 48 бизнес-инкубаторов, в которых размещалось более 300 компаний, специализирующихся на ин­формационных технологиях, электронике, мультимедийном бизнесе, био­технологиях и др.

В целом, масштабы развития малого предпринимательства за рубе­жом выглядят следующим образом.

Таблица 5

Масштабы развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах мира (конец XX-нач. XXI в.)

Страна

Доля МСП в общем ко­

Доля МСП в

Доля

МСП в

Занято в сек­

Доля МСП в

Количество МСП на

Личестве

ВВП,%

Объеме

Торе

Объеме

1000 жите­

Хозяйствен­

Инвести­

МСБ,

Экспор­

Лей, ед.

Ных субъек­

Ций^

%

Та, %

Тов, %

Бельгия

99,0

46,0

55,0

Велико­

75,8

53,0

36,0-

46,0

Британия

49,0

Венгрия

99,0

50,0

65,0

20,0

80,0

Германия

99,0

57,0

46,0

70,0

30,0

37,0

Индия

70,0-85,0

Испания

98,0

Италия

84,0

73,0

16,3

Канада

99,0

37,0­80,0

Киргизия

38,3

76,0

Китай

15,4

9,0

Корея

61,0

США

99,9

48,0

50,0

65,0

30,0

74,2

Тайвань

98,0

78,0

20,0

Узбеки­

12,6

Стан

Франция

99,9

50,0

65,0

35,0

Эстония

98,6

Япония

99,2

80,6

50,0

Как показывает таблица, доля малых и средних предприятий в об­щем количестве хозяйствующих единиц составляет в различных странах от 40 % до 99,9 %. Вклад малого и среднего бизнеса в валовой внутренний продукт также весом - от 12 % до 60 %. Занято в этом секторе до 80 % трудоспособного населения, доля в товарообороте колеблется от 20 до 80 %, на малые фирмы приходится примерно треть экспорта. Тем не менее, по мировым регионам существуют различия в масштабах развития малого и среднего бизнеса. Наиболее он развит в Северной Америке и Западной Европе. Эта тенденция связана с историческими, культурными, природны­ми, демографическими особенностями регионов. Малый и средний бизнес доминирует в экономике стран с протестантской и католической религией, а также в некоторых странах конфуцианской культуры (Япония, Китай,

Тайвань). Ислам и буддизм, по-видимому, наложили отпечаток на разви­тие предпринимательства в странах Востока и большинства стран Африки. Данные о малом и среднем бизнесе в этих регионах практически не встре­чаются в информационных источниках. Особенности климатических усло­вий, неразвитость промышленности и экономической инфраструктуры из - за длительной колонизации, преобладание отсталого сельского хозяйства, политическая нестабильность - все это в той или иной степени тормозит развитие малого бизнеса в некоторых странах Востока и Африки.

Основными факторами, способствующими развитию малого пред­принимательства в мире, являются следующие.

Таблица 6

Основные факторы, способствующие развитию

Малого предпринимательства за рубежом

Факторы

Содержание

1. Финансово - кредитная и инвести­ционная поддержка

1. Предоставление государством финансовой по­мощи при расширении и модернизации дейст­вующих фирм (для покупки недвижимости, оборудования, технологий) начинающим пред­принимателям, безработным, женщинам, моло­дежи, представителям национальных мень­шинств, инвалидам и т. д.

2. Выплата премий преуспевающими бизнесмена­ми молодежи по созданию бизнеса, безвозмезд­ная финансовая помощь крупных компаний на цели поддержки мелких бизнесменов.

3. Фиксированные низкие процентные ставки по кредитам на весь срок кредитования, длитель­ные сроки кредитования (до 10-20 лет).

4. Гарантирование государством или специализи­рованными финансовыми институтами до 60­80 % кредитов малых фирм.

5. Создание обществ взаимных гарантий (поручи­тельства), касс взаимопомощи и компаний кол­лективных действий.

6. Предоставление венчурного капитала молодым предпринимателям и студентам.

2. Налоговая под­держка

1. Освобождение от ряда налогов в первые 2-4 го­да работы предпринимателей.

2. Снижение налоговых ставок для малых пред­приятий в 2 раза по сравнению с другими субъ­ектами предпринимательской деятельности.

3. Привлечение ма­лых фирм к выполне-

1. Законодательное резервирование производства определенного перечня товаров и объема работ

Нию государственных заказов.

Для малых предприятий. 2. Привлечение малых фирм к выполнению госза­казов в оборонной промышленности.

4. Поддержка экс­портной деятельности малых фирм

1. Содействие продвижению продукции малых предприятий на рынки других стран.

2. Льготы и скидки для предприятий, выходящих на мировой рынок.

3. Финансирование внедрений малыми фирмами современных информационных технологий для выхода на мировой рынок.

5. Поддержка науч­ных исследований малых фирм

1. Принятие специальных программ поддержки научных исследований малых предприятий, предоставление льгот на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, низкие проценты кредитования, дли­тельные сроки.

2. Предоставление наукоемким малым предпри­ятиям производственных, служебных, торговых помещений.

3. Создание «технопарков», «бизнес - инкубаторов», «промышленных ульев».

6. Кадровая поддерж­ка малого бизнеса

1. Государственные премии малым предприятиям, увеличивающим число работников, в том числе молодых.

2. Развитая сеть бизнес-образования.

3. Действие программ подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации работников, специалистов и руководителей в области малого предпринимательства на всех уровнях государ­ственного и частного образования.

4. Обеспечение профессионального обучения, свя­занного с освоением новых технологий.

7. Региональное раз­витие малого бизнеса

1. Инвестиционная поддержка депрессивных ре­гионов.

2. Предоставление налоговых льгот малому бизне­су в депрессивных регионах и освобождение от некоторых налогов в первые годы работы.

3. Финансирование государством затрат предпри­нимателей при их переезде в провинцию.

4. Региональные премии за создание предприятий, новых рабочих мест, при найме безработных.

Резюмируя основные тенденции и факторы развития малого бизнеса

За рубежом, можно сделать следующие выводы.

1. Государственная и негосударственная поддержка малого бизнеса мно­гих государств мира составляет приоритет в экономической политике. России следует использовать накопленный мировой опыт, анализиро­вать и разумно применять успешные модели развития и поддержки ма­лого предпринимательства, трансформируя их с учетом национальных, территориальных, климатических, производственных, инфраструктур­ных особенностей, накопленных знаний и умений.

2. Наиболее полезен для нашей страны опыт европейских стран, США, Канады, близких к нам по климатическим условиям и федеративному устройству, а также Японии, Китая, Тайваня, стремительно совершив­ших экономический прорыв.

3. Наиболее приоритетными направлениями поддержки малого бизнеса в России должны стать:

- привлечение малых фирм к выполнению государственных заказов, резервирование определенного перечня и объема работ (услуг) для малых предприятий, привлечение малых предприятий в конверсион­ные программы государства;

- содействие интеграции малого, среднего и крупного бизнеса, раз­витию франчайзинга и субподряда;

- поддержка научных исследований малых предприятий, возвраще­ние механизма льгот на НИОКР, введение института льготного кре­дитования научных исследований малых фирм и производства нау­коемкой продукции;

- развитие и поддержка венчурного механизма финансирования предпринимательства;

- образовательная деятельность в сфере малого бизнеса. Создание сети образовательных центров при государственных и коммерческих структурах образования;

- поддержка экспортной деятельности малых предприятий;

- создание условий для внедрения альтернативных бюджетному ис­точников финансирования поддержки малого предпринимательства, например внедрение практики привлечения средств общественных организаций, крупных предприятий и преуспевающих бизнесменов с предоставлением им льготных условий функционирования;

- создание государственных и негосударственных касс взаимопо­мощи, обществ взаимных гарантий и компаний взаимных действий;

- развитие современных информационных технологий для создания обширных баз данных для разных категорий пользователей в сфере бизнеса и его поддержки, исследование рынка внешней и внутренней институциональной среды функционирования малого предпринима­тельства;

- региональное развитие малого бизнеса, децентрализация развития и поддержки предпринимательства. Главный вектор институцио­нальных преобразований в сфере малого бизнеса Россия должна на­править на его развитие в регионах с учетом их особенностей и при­оритетов.

МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВЫ

4 основных правила PR для малого бизнеса

Связи с общественностью (PR) имеют множество аспектов, и малый бизнес не освобождается ни от одного из них. PR для бизнеса может включать в себя все, от публичных выступлений до газетных …

Что дает CMR малому бизнесу

Для любого бизнеса приоритетом является наличие клиентов. Каждый из них важен для компании. Очень важно не потерять никого из них, ведь с ростом фирмы их число растет в геометрической прогрессии. …

Успех малого бизнеса: смягчение правовых проблем

Владение и управление малым бизнесом - это не маленький подвиг. Это также связано с множеством юридических вопросов, которые заслуживают большого внимания. Юридические вопросы бизнеса распространяются на предприятия всех размеров. Малая, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.