Луцк

Кассовый разрыв: банки взвинтили тарифы — пострадал малый бизнес

С начала кризиса российские банки практически вдвое повысили тарифы на расчетно-кассовое сервис (РКО) корпоративных клиентов. Под РКО понимается комплекс услуг, связанных с ведением текущего счета, воплощением безналичных платежей, пополнением и снятием наличных средств со счета.

Кассовый разрыв: банки взвинтили тарифы - пострадал малый бизнесС начала кризиса российские банки практически вдвое повысили тарифы на расчетно-кассовое сервис (РКО) корпоративных клиентов. Под РКО понимается комплекс услуг, связанных с ведением текущего счета, воплощением безналичных платежей, пополнением и снятием наличных средств со счета.

Комиссионеры

В стандартной банковской отчетности нет инфы о том, сколько банки зарабатывают на РКО. В то же время опрошенные Делом банкиры констатируют рост доходов от этой услуги.

"Доходы УкрСиббанка от услуг по управлению финансовыми потоками (так именуемый сash management) и расчетно-кассового обслуживания в 2010 г. возросли, по сопоставлению с 2009 г., на 14%", - отметил Дмитрий Кушниренко, директор центра пассивных товаров и управления валютными потоками УкрСиббанка (г.Киев; с 1990 г.; 10 тыс.чел.).

Он не пожелал озвучить абсолютные характеристики дохода, но отметил, что увеличение доходов от услуг по управлению финансовыми потоками и РКО в главном обосновано повышением количества и объемов платежей.

Так, если сначала 2010 г. один клиент в среднем за месяц проводил 54 платежа, то уже к концу года - 84. Доходы "ВТБ Банка" в 2010 г. от операций по РКО корпоративных клиентов (без учета представителей малого бизнеса) составили более 50 млн грн. При всем этом доходы по данной статье растут с 2008 г.

По словам Олега Савина, заместителя начальника управления средних корпоративных клиентов "ВТБ Банка" (г.Киев; с 2005 г.; 4 тыс.чел.), рост комиссионных доходов обоснован в том числе увеличением цен на услуги по неким операциям РКО.
По воззрению банкира, услуги РКО для юридических лиц равномерно дорожают, что обосновано общими инфляционными процессами, также повышением себестоимости оказываемых услуг.

"Доходы банка от РКО размеренно росли в связи с повышением количества клиентов, также благодаря росту активности использования РКО клиентами. Больший доход приносят операции с наличными", - сказал Патрик Пражак, директор департамента корпоративного бизнеса "Эрсте Банка" (г.Киев; с 2005 г.; 2,5 тыс.чел.). Интересно, что некие банкиры не признаются в повышении тарифов.

"Тарифная политика банка по отношению к РКО для наших корпоративных клиентов не изменялась с марта 2009 г., - убеждает Сергей Сафонов, член правления по развитию корпоративного бизнеса банка "Форум" (г.Киев; с 1993 г.; 3,5 тыс.чел.). - При всем этом значительно вырос доход от таких операций в расчете на 1-го корпоративного клиента. Больший комиссионный доход банку приносит проведение клиентских операций по текущим счетам и на денежном рынке".

В "ВТБ Банке" отмечают, что обычно более доходными статьями в сфере расчетно-кассового обслуживания юридических лиц являются операции по купле-продаже зарубежной валюты и операции с наличными средствами.

Наложенным платежом.

Стремясь привлечь максимально большее количество клиентов, банки до кризиса интенсивно снижали тарифы на услуги РКО. Время от времени они опускалась ниже себестоимости услуг. При всем этом в критериях кредитного бума банкирам удавалось восполнить условные утраты на РКО за счет дохода от кредитования клиентов.

Когда в конце 2008 г. общее кредитование малого и среднего бизнеса закончилось, банки стали думать о повышении тарифов по кассовым операциям.

Только только приведения цены услуг к экономически обоснованному уровню оказалось недостаточно. За счет комиссионных от РКО финучреждения попытались восполнить падение доходов от кредитной деятельности.

"С 2008 г. в связи с резким спадом кредитования банки стали больше внимания уделять другим фронтам клиентского обслуживания, соответственно, наращивая объем и увеличивая цена этих операций", - гласит г-н Савин. Такая политика ориентирована сначала на сбалансирование структуры доходов банка.

В большинстве случаев корпоративные клиенты совершают операции по переводу денег с 1-го счета на другой. По данным НБУ, за 2010 г. российские банки через систему электрических платежей (СЭП) сделали практически 305 млн платежей в целом на 5,9 трлн грн. Это соответственно на 7,6% по количеству и 28,2% по объему больше, чем в кризисном 2009 г. Приблизительно 80% безналичных операций - это клиентские платежи.

Интересно, что 70% от полного количества транзакций составили платежи на сумму до 1000 грн. Правда, толика таких маленьких платежей в общем обороте системы (по объему) составила всего 0,7%.

Таким макаром, исходя из этих данных и при условии, что средняя цена платежного поручения составляет 3 грн., можно представить, что лишь на проведении платежей в 2010 г. банки заработали около 1 миллиардов грн.

Пакетик нужен?
Увеличение цены услуг посильнее всего стукнуло по представителям малого и среднего бизнеса, потому что размер оплаты в главном зависит не от объема операций, а от их количества. Не считая того, маленьким клиентам, в отличие от больших, не под силу торговаться с банками и навязывать им свои условия.

Большие банки с западным капиталом, обычно, относят к малому и среднему бизнесу (МСБ) компании с годичным оборотом менее EUR5 млн. По оценкам банкиров, средний представитель МСБ совершает в год приблизительно 300 платежей и официально обналичивает 250-300 тыс.грн.

Практика указывает, что таковой бизнесмен растрачивает на РКО 3-5 тыс.грн. в год. Банки интенсивно предлагают клиентам МСБ пакетное сервис по РКО. Предложения разрабатываются с учетом оборотов бизнеса, нрава основной части операций (наличные/безналичные) и даже отрасли, в какой работает компания.

В рамках разных пакетов отдельные услуги тарифицируются по-разному. Но общий смысл в том, чтоб в конечном итоге на каждом клиенте каждый месяц зарабатывать определенную сумму. К примеру, базисный пакет РКО для малого и микробизнеса от "Райффайзен Банка Аваль" обходится в 45 грн. (месячная абонплата), при всем этом цена платежной операции за границы банка составит 3 грн., а в системе банка - 1 грн.

По другому пакету абонплата составляет 400 грн., но одна платежная операция будет стоить всего 0,5 грн., а в границах банка - вообщем проводиться безвозмездно. Другими словами бизнесмен может избрать тарифный план зависимо от уровня активности (частоты проведения платежей). При всем этом всех клиентов в неотклонимом порядке подключают к системе удаленного обслуживания счета "клиент - банк".

За открытие текущего счета в большинстве больших банков возьмут 100 грн. Отметим, что финучреждения всячески стимулируют клиентов воспользоваться каналами удаленного доступа к счету. Конкретно с этой целью резко увеличивается цена обработки обычных картонных платежек.

"Абонплата за ведение счетов юрлиц в целом снизилась, если эти счета подключены к системам "клиент - банк" либо интернет-банкинга. Но возросла плата за проведение платежей на картонных носителях с 1,5-2 грн. до 3-10 грн. и абонплата по счетам клиентов, не использующих электрические каналы", - гласит Патрик Пражак.

Больше других в этом смысле отличился Проминвестбанк, который не так давно прирастил цена выполнения платежного поручения на картонных носителях до 50 грн. за операцию. В то же время платежи с внедрением системы PIB-online обойдутся дешевле в разы.

А именно, если клиент каждый месяц совершает до 100 платежей, то цена одной транзакции составит 2 грн. Если же за месяц проводятся более 500 переводов, то каждый обойдется в 1 грн. Аналогично дела обстоят в других больших банках.
Например, ПриватБанк предлагает клиентам выбор: воспользоваться системами удаленного доступа или же по старинке приносить в банк бумажные платежки. При всем этом цена обработки стандартного платежного поручения составит 4 грн. - в два раза дороже обработки электрического документа.

Интересно, что УкрСиббанк не практикует разной цены перевода снутри банка и за его пределы. Цена одной картонной платежки в обоих случаях составляет 6 грн. При использовании системы электрического банкинга перевод платежа за границы банка обойдется в 2 грн., а снутри банка будет бесплатным.

В Укрсоцбанке один платеж на картонном носителе стоит 10 грн., а при использовании электрического банкинга - 2 грн. Все бы ничего, но многие банки не готовы предоставлять клиентам удаленный доступ к счету безвозмездно.

А именно, за установку системы "клиент - банк" Укрсоцбанк просит 100 грн. плюс за подключение каждого дополнительного рабочего места - еще 50 грн. Каждомесячная абонплата за обработку электрических документов составляет 60 грн. В банке "Деньги и Кредит" подключение к электрическому банкингу будет стоить 50 грн., а абонплата - 50 грн. за месяц.

Банкиры молвят, что по мере автоматизации услуг РКО их цена будет уменьшаться. По воззрению Дмитрия Кушниренко, этому будет содействовать усиление конкуренции посреди банков за вербование ресурсов.

В таких критериях рентабельность услуг РКО для банков, кроме других причин, будет зависеть от их возможности к наибольшей стандартизации и автоматизации транзакционных процессов, обеспечивающих снижение себестоимости операций.

Патрик Пражак считает, что финучреждения будут предлагать более приклнные условия по РКО клиентам, работающим со своими контрагентами через единственный банк, также группам компаний. При всем этом банки будут наращивать объемы и качество автоматизации услуг, стараясь уходить от ручной работы.

Финансист - о тенденции
Вячеслав Кондрашов (35), заместитель директора по логистике и финансам ООО "Карапуз" (г.Киев; создание стиральных порошков; с 2001 г.; около 60 чел.):
- Банки начали увеличивать цены на РКО, выросла цена платежных операций. Банки не желают давать льготные комиссионные на снятие наличных с текущего счета по чековой книге.

По последней мере, совершенно точно можно утверждать, что есть плохая тенденция к повышению цены обслуживания. Думаю, повышая тарифы, финучреждения пробуют прирастить свою доходность. С кредитами ничего неплохого не происходит - банкам нужно как-то выживать.

Пока нас это удорожание особо не затронуло, потому я не рассматриваю способности смены обслуживающих банков, как будет далее - поглядим. Мы не подсчитывали, во сколько компании обходится РКО, потому что в этом пока не было необходимости.

Хотя, в принципе, мы повсевременно ведем переговоры об личных тарифах. Больших клиентов банки очень обожают и идут на различные уступки им. Для более маленьких игроков ситуация складывается наименее успешно.

Банкир - о ценообразовании
Алексей Саливон (40), заместитель председателя правления, директор по корпоративному бизнесу "VAB Банка" (г.Киев; с 1992 г.; 2,5 тыс.чел.):
- Формирование ценовой политики в отношении РКО сначала находится в зависимости от желания банка привлечь на сервис того либо другого клиента либо группу клиентов. Также принимается во внимание, как интенсивно клиент пользуется банковскими услугами.

Учитываются как объемы кредитных операций, так и степень воззвания к другим банковским продуктам. При всем этом банк развивает линейку собственных предложений, чтоб предприятие могло приобрести лучший себе пакет зависимо от частоты и объема использования тех либо других операций.

Для корпоративных клиентов часто создаются личные предложения, где тарифы отличаются от стандартных. Тут во главу угла ставится сначала объем операций. Банки стараются сделать акцент на удешевление более нередко применяемых операций.

Обычно, это платежи в государственной и зарубежной валюте, операции по купле-продаже валюты, кассовые операции. Нередко понижается цена услуг системы "клиент - банк", потому что финучреждения заинтересованы в том, чтоб клиент очень перенес сервис в систему дистанционного доступа.

Более того, на данный момент банки равномерно перебегают на бесплатное подключение клиентов к системе "клиент - банк". Гласить о понижении цен на РКО трудно, так как по отдельным операциям тарифы, естественно, корректировались, но при всем этом на цена пакета в целом это не оказывало существенного воздействия.

Источник: БИЗНЕС №15(950) от 11.04.2011

Создатель: Гриньков Дмитрий Михайлович

Добавить комментарий

Луцк

Строители

В протяжении всей нашей жизни мы строим. Строим дела, время от времени, близкого человека), планы, лица, глазки, свое будущее, собственное счастье. Даже путь, который выбирает для собственных людей правительство, можно именовать строем. А все поэтому, что строить

Популярно о станциях чистки бытовых сточных вод

Отходы жизнедеятельности человека неминуемы, но они должны попадать в окружающую среду исключительно в концентрациях, неопасных для людской жизни. В особенности это относится к аква ресурсам.Как очищали бытовые сточные воды в древности?В старых городках тоже существовали

6 правил делового этикета Джен Ягер

Относительно правил делового этикета существует величавое огромное количество разных материалов, в том числе научно-исследовательских. Мы желали бы тормознуть на 6 главных заповедях этикета, сформулированных американкой Джен Ягер. 1. Делайте все вовремяЗапоздания

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.