КРЫЛАТЫЙ МЕТАЛЛ

СВОЙСТВА ПО ЗАКАЗУ

П

О своему химическому составу и свойствам алюминие­вые сплавы очень разнообразны. Самые простые из них состоят из алюминия с добавкой какого-нибудь одного металла, а более сложные содержат дополнительно три и более элемента. Составляя различные составы, комбини­руя характер добавок и их количество, металлурги нау­чились выплавлять сплавы, обладающие самыми разно­образными свойствами. По заказу конструкторов машин и технологов сплаву удаётся придавать именно те каче­ства, в которых нуждаются детали машин в зависимости от своего назначения и характера работы.

Детали изготовляются различными путями. Некото - рые из них отливаются в заранее приготовленные формы, другие куются, прессуются, штампуются, прокатываются.

В соответствии со способами обработки металлурги соз­дали две большие группы алюминиевых сплавов — литей­ных, обозначаемых «Ал», и ковочных — «Ак».

В наше время нет ни одного авиационного, автомо­бильного и тракторного мотора, в котором не было бы де­талей из ковочных алюминиевых сплавов. Современный поршневой авиадвигатель [21]) имеет до двух десятков ци­линдров, в которых сгорает горючая смесь. Поршни этих цилиндров нельзя изготовить из стали или другого тя­жёлого сплава потому, что условия работы их в высшей степени своеобразны. Вследствие огромного давления рас­калённых газов поршень быстро движется в цилиндре. Изготавливая эту деталь из алюминиевых сплавов, можно значительно уменьшить её вес, массу и этим уменьшить вредные силы, возникающие при движении поршня; они будут в несколько раз меньше тех, которые могли бы поя­виться, если бы поршень был изготовлен из тяжёлого ма­териала, например из стали или меди.

Замечательная особенность этой группы сплавов за­ключается ещё и в том, что они прекрасно отводят тепло, не позволяя поршням нагреваться выше 250—270°, а также великолепно обрабатываются в нагретом состоянии ковкой и штамповкой.

При горячей штамповке поршневые сплавы пластичны, как воск; они могут изменять свою форму как угодно без появления трещин. А такое полезное свойство весьма важно, так как оно отсутствует у многих других сплавов.

Широкое распространение во многих отраслях техники получили сплавы типа дуралюмин. Подобный сплав — кольчугалюминий — был получен в 1922 году на Кольчу - гинском заводе. В состав дуралюмина, кроме алюминия, входят: медь (не более 5,2%), магний (не более 1,7%), марганец (не более 1,2%). В некоторые марки таких спла­вов добавляют никель и титан. Все эти металлы, введён­ные в алюминий в небольшом количестве, увеличивают его прочность в 7—8 раз.

Из дуралюмина разных марок изготовляют самые раз­личные детали самолётов (рис. 7). Это объясняется заме­чательными качествами сплава. Дуралюмин хорошо про - катьгвается в листы, ленты, вытягивается в трубы, прес­суется в виде балок, имеющих в сечении самые различные формы. Но важнейшее его свойство, присущее, правда, и многим другим алюминиевым сплавам, заключается в том, что дуралюмин обладает способностью к старению,—■ постепенно вылёживаясь в условиях комнатной темпера­туры, он становится более прочным и твёрдым.

СВОЙСТВА ПО ЗАКАЗУ

Самолёт имеет около полумиллиона

Заклёпок из дуралюмина Обшивка самолёта сделана из дуралюмина

Із дуралюмина изготовляют элементы крыла

Лопасти пропеллера выполнены из дуралюмина

Сплав силумин

Используется для корпуса колёс

Рис. 7. Из алюминиевых сплавов изготовляются самые различные части самолёта.

В первые часы после закалки дуралюмин имеет весьма низкую прочность, зато обладает высокой пластич­ностью. Затем он начинает постепенно упрочняться и че­рез семь суток после закалки становится в три раза проч­нее и твёрже. Этой особенностью дуралюмина широко пользуются технологи при изготовлении из него сложных деталей. Пока сплав пластичен, его можно растягивать, гнуть, ковать, но через семь суток деталь становится прочной, твёрдой и при работе хорошо сохраняет свою форму.

Чтобы самолёт долгое время мог лететь без посадки, нужен большой запас горючего; его хранят во вмести­тельных баках, установленных в - крыльях и фюзеляже. Для изготовления баков сталь не годна. Она тяжела и не­стойка против ржавчины. Правда, есть нержавеющие стали, но они втрое тяжелее и значительно дороже алю­миния, поэтому на самолёте, где идёт борьба за каждый грамм веса, лучший материал для баков — сплавы алю­миния с небольшой добавкой магния или марганца. Такие сплавы отличаются стойкостью против ржавения и легко соединяются друг с другом при помощи газовой сварки.

При постройке современного самолёта средних разме­ров расходуется около полумиллиона заклёпок, соединяю­щих алюминиевые листы, балки и другие детали. Место соединения — заклёпочный шов — должно быть не менее прочным, чем сами детали. Заклёпки изготовляют из спе­циальных алюминиевых сплавов, весьма пластичных в момент установки заклёпочной головки, но прочных и твёрдых после того, как прошёл процесс старения.

Советский металловед, лауреат Сталинской премии профессор С. М. Воронов в годы Великой Отечественной войны создал новые промышленные марки алюминиевых сплавов. Новые сплавы С. М. Воронова имеют высокую пластичность и отлично обрабатываются давлением.

Но несмотря на свою большую распространённость, обработка металла давлением и резанием не всегда спо­собна конкурировать с литьём. Литьё — наиболее эконо­мичный и совершенный вид производства деталей машин. Представьте себе, что нужно изготовить какую-нибудь коробку с внутренней полостью. Внутри коробки не­сколько отсеков, а в стенках — пазы и отверстия. Подоб­ные коробки имеются, например, в поршневом авиадвига­теле. Если по модели изготовлена форма, то после заливки её расплавленным металлом получается почти готовая деталь. Достаточно небольшой зачистки неровно­стей, и она готова для использования. Не случайно по­этому около половины всех алюминиевых деталей авиа­двигателя изготовляется литьём.

В настоящее время у нас производится свыше полу­тора десятков разнообразных по своему составу марок литейных алюминиевых сплавов. Эти сплавы обладают хорошей жидкотекучестью, то-есть способны полностью заполнять при литье все извилины формы. Вместе с этим они имеют небольшую усадку — так называют уменьшение объёма металла в момент затвердевания. Усадка — вредное явление. Если она велика, то при за­стывании образуются внутренние пустоты — раковины, бич многих чёрных и цветных литейных сплавов.

В зависимости от того, какая из добавок к алюминие­вой основе является главной, все литейные сплавы де­лятся на три группы: алюминиево-кремниевые, алюми­ниево-медные и алюминиево-магниевые.

Самое большое распространение получили литейные сплавы алюминий-кремний. Кремний часто называют ещё силицием. Отсюда и название сплавов — силумины. Помимо кремния силумины часто содержат медь, магний и марганец. Перед другими литейными сплавами силу­мины имеют ряд преимуществ: они обладают небольшим удельным весом, незначительной усадкой, большой жидкотекучестью, высокой стойкостью против окисления. Из сплавов этой группы отливаются сложные по форме де­тали, например корпусы и внешние стенки цилиндров двигателя, а также части самолётных колёс, детали при­боров и т. д.

Но наибольшей прочностью среди литейных алюми­ниевых сплавов обладают те, где алюминий выступает в содружестве с магнием. Именно из них отливают наи­более прочные детали самолёта. Из таких сплавов делают колёса шасси, испытывающие при посадке машины силь­ные удары. Особенно хороши эти сплавы для поплавков гидросамолётов, так как, кроме высокой прочности, они не боятся и действия солёной морской воды, разъедаю­щей многие металлы.

Лучшей стойкостью против воздействия высоких тем­ператур обладают литейные сплавы, в состав которых вводится 10—14% меди. Но зато у них есть и слабая сто­рона — такие сплавы менее устойчивы против коррозии, о которой мы и поговорим сейчас поподробнее.

КРЫЛАТЫЙ МЕТАЛЛ

Сергей Шапран производитель алюминиевых конструкций

Главной чертой Сергея Шапрана является целеустремленность, именно поэтому предприниматель решил не просто вернуть предприятие в рабочее состояние, а подарить ему вторую жизнь.

Алюминиевый лист

В строительстве и других сферах сегодня активно используется алюминиевый лист. Его широкая распространенность объясняется перечнем привлекательных эксплуатационных качеств. Чтобы заказать требуемое количество листов подходящих размеров и характеристик, достаточно обратиться в …

Купить трубу алюминиевую – почему стоит обратить внимание на профиль именно из этого материала

Сейчас появляется все больше современных и необычных материалов используемых в строительстве или в сельскохозяйственной промышленности, но наибольшим спросом пользовался и пользуется алюминиевый профиль самого различного сечения. При этом, больше всего …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua