СТРЕССЫ И КОНФЛИКТЫ
Как участники съемок справлялись со стрессом, вызванным жесткими временными и бюджетными ограничениями, оторванностью от привычной обстановки и окружения, неуверенное 1ЪЮ в Юм, насколько хорошим получится будущии фильм?
Преодолевать этот стресс им в значительной степени помогал дух взаимовыручки и сотрудничества, царивший на площадке. Он выражался в уважительном отношении к чувствам других и в готовности поддержать коллег в трудную минуту. Это мог быть символический жест: сочувственный взгляд, похлопывание по плечу, но имели место и личные просьбы, и разговоры по душам, и праздничный обед на День благодарения (приготовленный одной из актрис). Подобные знаки внимания ободряли людей и создавали у них чувство защищенности, демонстрируя им, что окружающие относятся к ним не только как к обычным коллегам по работе. Такие проявления заботы постоянно помогали членам группы чувствовать по отношению к себе дружеское участие и заинтересованность.
Символическая поддержка такого рода важна не только в том случае, если ее демонстрируют рядовые члены коллектива, но и когда она исходит от самого руководителя. Сотрудников фирмы, напряженно трудившихся над сложным проектом в области высоких технологий, как-то пригласили встретиться в пятницу в конце рабочего дня в близлежащем отеле с президентом компании, где все обязательно должны были присутствовать. В назначенное время, усталые и подавленные, они явились в назначенное место, ожидая крупного разноса за отсгавание от графика. Вместо этого сотрудникам предложили коктеили, а президент компании обратился к ним со словами благодарности. Он сказал, что до финиша еще далеко, по ему хотелось бы сообщить веем, что руководство высоко ценит проделанную ими работу.
Артур Пеннс необычайным упорством ограждал свою команду от стрессов, защищая рабочую территорию от присутствия посторонних. Джин Хэкмен объяснял это так: «На съемочной площадке, в основном благодаря стараниям режиссера, складывается непринужденная, семейная обстановка. Однако этот защитный купол легко может быть разрушен любым внешним воздействием. Когда я работаю над сценой, то чувствую себя не в своей тарелке, если краем глаза вижу какой-нибудь чужеродный объект или постороннею человека рядом с камерой».
Когда речь идет не о творческих, а о промышленных или коммерческих проектах, контролировать территориальные границы, конечно, гораздо сложнее, однако существуют и другие способы помочь подчиненным сконцентрировать внимание на поставленной перед ними задаче, не отвлекаясь на посторонние вопросы. Например, нормальному ходу работы часто мешают организационные, хозяйственные и личные проблемы. В некоторых случаях целесообразно назначить специального человека, «амортизирующего» внешние воздействия и обслуживающего участников рабочей группы. Например, он сможет разобраться с невыплаченной зарплатой, с недоставленным вовремя стендом, ошибками снабженцев и протекающей над рабочим столом крышей.
Возможно, даже стоит возложить на него обязанность выполнять и мелкие поручения личного характера, вроде заииси на прием к зубному врачу или парикмахеру, обналичивания чеков или выяснения, когда можно забрать отремонтированную машину из мастерской. Бытует мнение, что подобные личные бытовые
8 - 572Н проблемы работники должны решать сами, однако очень часто сделать это можно только в рабочие часы. Во время производства фильма «Ночные ходы» такие услуги членам съемочной группы оказывали специальные помощники. Артур Пенн исходил из того, что «все раздражители отвлекают от работы», и не пытался делить отвлекающие факторы на «личные» и «служебные».
Еще один типичный источник стресса во временных организациях — конфликты, возникающие между людьми, которым приходится работать в тесном контакте. Современные методики построения организаций во многих случаях рекомендуют разрешать конфликты путем очного выяснения причин конфронтации. Однако при съемках фильма время настолько дорого (в нашем случае стоимость одного съемочного дня доходила до 25 тыс. долларов), что тратить его на улаживание рабочих отношений, которые скоро подойдут к концу, — непозволительная роскошь. Здесь вступает в дело профессиональная этика. Неписаное правило гласит, что независимо от того, насколько расстроены, раздражены или удручены режиссер или актеры, они должны оставлять все жалобы и конфликты за пределами съемочной площадки, забыв о них до официального окончания рабочего дня. В свободное время люди могут бороться со стрессом разными способами. Кто-то пытается уйти от реальности с помощью книг, музыки, алкоголя или наркотиков. Другие развлекаются в компаниях и публичных местах.
Об одном из главных источников стресса и напряженности во временных—ив постоянных—организациях говорить обычно не принято. Это поведение руководителя. Так, некоторые менеджеры выискивают отрицательный смысл во всем, что говорят им коллеги и рядовые сотрудники. В результате подчиненные могут начать активно избегать общения с таким начальником, стремясь защитить себя от негативных эмоций из-за беспрестанных придирок.
Даже самые незначительные поступки могут усугублять или, напротив, частично снимать стресс, если руководитель их систематически повторяет. Например, когда подчиненные не спешат заканчивать перерыв, режиссер или менеджер может командным
Голосом потребовать, чтобы «все немедленно вернулись к работе». А может подняться с места и молча показать на часы, полагаясь на то, что профессиональная этика заставит работников приступить к делу. В последнем случае гораздо меньше вероятность того, что члены коллектива обидятся на его упрек и, соответственно, перестанут ему доверять.
Будучи убежденным сторонником неукоснительного соблюдения съемочного графика, Артур Пенн был суровым начальником. Он требовал от людей напряженно трудиться по многу часов в день. Джин Хэкмен рассказывает, как Пенну удавалось свое напряжение, возникающие из-за ограниченности времени, направить в позитивное русло: «Он потрясающий руководитель. Он все время поддерживает темп. Какая-то маленькая часть его мозга занята подсчетом долларов. Но когда он просит актера не сбавлять темп, то говорит: "Молодец! Продолжаем в том же духе!"»
В большинстве временных организаций стрессы возникают по тем же причинам, что и в сьемочной группе, за которой мы наблюдали: из-за неуверенности в успехе, жестких временных и финансовых ограничений, долгих часов работы и большей, чем обычно, взаимозависимости членов коллектива. Пытаясь понять меру своей ответственности, многие менеджеры, особенно из научных и инженерных отраслей, естественно, обращаются к аналогии с физической моделью. Это приводит их к предположению, что стресс подобен напряжению материала; пока не превышен определенный «предел упругости», человек сохраняет способность ему противостоять. К сожалению, у людей стресс носит кумулятивный характер, т. е. накапливается. Единственный способ быть в курсе того, испытывают ли ваши подчиненные стресс, каковы его причины и степень интенсивности, — не упускать эту проблему из виду, задавать вопросы и прислушиваться к высказываниям работников.
Последний стресс, с которым люди из театральных и кинематографических кругов справляются хорошо, возникает на этапе, когда ставится точка. Режиссер или продюсер обычно устраивает мероприятие, посвященное окончанию работ, например вечеринку для актерского состава. В действительности, многие руководители идут по тому же пути, организуя праздник или торжественный ужин, чтобы выразить благодарность участникам проекта, дать им возможность отмстить его окончание и почувствовать удовлетворение от собственных достижений, прежде чем двигаться дальше. Хорошо, если руководитель способен без напряжения, по всем правилам провести подобный ритуал. Однако это удается далеко не всем. В таком случае менеджеру следует найти кого-то, кто сможет помочь ему или даже сделать это за него; в числе первых может быть кондидатура его собственного шефа. Завершающий ритуал в некоторой степени важен и для руководителя следующего проекта, в котором примут участие члены рабочего коллектива. Когда руководство находит способ отметить окончание работы и тем самым помогает сотрудникам почувствовать, что они достигли итоговой отметки, это психологически освобождает их для перехода к новому проекту.