По пути быстрого роста
Одно из самых поразительных открытий нашего исследования состоит в том, что, несмотря на глубокое влияние, которое стратегическая логика оказывает на развитие компании, далеко не всегда она формулируется. Поскольку логика стратегии не определяется и не изучается, следовательно, нет и последовательного ее воплощения.
Каким образом руководители высшего ранга могут стимулировать внедрение ценностных инноваций? В первую очередь они должны выявить и сформулировать преобладающую стратегическую логику компании. Затем необходимо проверить ее. Нужно проанализировать сложившиеся в отрасли стереотипы, стратегические интересы компании и подходы — к потребителям, к собственным активам и компетенциям, к предлагаемым товарам и услугам — т. е. ко всему, что воспринимается как само собой разумеющееся. Переосмыслив стратегическую логику компании и направив ее в русло ценностных инноваций, следует ответить на четыре вопроса, помогающих компании выстроить новую ценностную кривую. От каких традиционных для отрасли компонентов есть возможность отказаться? Какие параметры можно снизить относительно принятых в отрасли стандартов? Какие характеристики необходимо поднять выше принятых в отрасли стандартов? Какие возможности, не предлагавшиеся ранее, нужно создать? Прибыльный рост требует рассмотрения всех вопросов в комплексе, не ограничиваясь только одним или двумя. Ценностная инновация подразумевает одновременное повышение потребительской стоимости и снижение расходов компании.
Руководителям диверсифицированных корпораций логика ценностных инноваций также может быть полезна при определении наиболее перспективных направлений деятельности. Все компании-инноваторы, которые мы изучали, — пионеры и первопроходцы, покоряющие новые рубежи и предлагающие потребителю продукты и услуги качественно нового уровня. Расширение этой метафоры помогает представить потенциал роста существующих и будущих направлений компании.
«Пионеры» — это направления, создающие потребительскую стоимость качественно нового уровня. Они наиболее перспективны для прибыльного роста. На противоположном полюсе —■ «оседлые жители», — виды деятельности, ценностные кривые которых практически совпадают с традиционными для отрасли. Они, как правило, не вносят большого вклада в развитие компании. Где-то между ними обосновались «мигранты». Предлагая потребителю улучшенный продукт но более низкой цене, они меняют привычное для отрасли начертание ценностной кривой, однако не слишком отступают от ее обычного вида.
Руководителям, стремящимся обеспечить быстрый рост своей организации, полезно проанализировать текущую и планируемую структуру деятельности компании с помощью матрицы «Пионеры, мигранты, оседлые жители» (см. таблицу «Струкгу - ра деятельности и перспективы роста»). Если как в настоящей, так и в планируемой структуре представлены преимущественно «оседлые жители», компания развивается по траектории медленного роста, и ее нужно подталкивать в направлении ценностных инноваций. Вполне вероятно, что она слишком увлеклась конкурентной борьбой. Если и в настоящей, и в планируемой структуре много «мигрантов», есть основания прогнозировать ощутимый рост, однако компания не использует весь имеющийся потенциал и рискует оказаться вытесненной тем или иным новатором.
Подобный анализ особенно ценен руководителям, которые хотят видеть дальше сегодняшних показателей. Валовой доход, рентабельность, доля рынка, уровень удовлетворенности
Структура деятельности и перспективы роста |
Потребителей отражают лишь положение компании на текущий момент. Вопреки всем постулатам традиционной логики, они никак не помогают прогнозировать будущее. Матрица «Пионеры, мигранты, оседлые жители», позволяет компании решить задачу, которая в условиях динамично меняющегося рынка становится крайне сложной и чрезвычайно важной: она дает возможность планировать темпы роста и объемы будущей прибыли.