НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Инновациям, в основе которых лежат новые знания — научные, технические или социальные, — принадлежит высшее место среди наиболее значимых. Это звезды на предпринимательском небосклоне, приносящие и славу, и деньги. Именно их обычно имеют в виду, говоря об инновациях. Но не все подобные новшества оказываются действительно важными.
Инновации, построенные на знаниях, отличаются or остальных — по времени их реализации, степени риска, предсказуемости, а также степенью сложности проблем, с которыми приходится сталкиваться предпринимателю. Как и все суперзвезды, они тоже могут быть своенравными, капризными и труднокон ■ гролируемыми. Для них, например, характерен самый длительный период разработки: от момента появления новых знаний до момента их трансформации в применимую на практике технологию проходит долгий срок. Не меньше времени требуется и для того, чтобы эта технология была реализована в виде конк ретных процессов, продуктов или услуг. Цикл разработки подобного нововведения составляет приблизительно 50 лет; и за всю многовековую историю человечества эта цифра существенных изменений не претерпела.
Успешными инновации подобного рода обычно бывают в том еіучае, когда они опираются на сочетание сразу нескольких открытий в разных областях. Возьмем для примера одну из самых действенных среди известных нам инноваций, построенных на новых знаниях: современное банковское дело. Концепция предпринимательского банка, подразумевавшая целенаправленное использование капитала для экономического развития, была сформулирована графом Сен-Симоном в эпоху Наполеона. При всем авторитете и известности Сен-Симона только через 30 лет после его смерти в 1825 г. двое из его последователей, братья Исаак и Якоб Перейр, основали первый предпринимательский банк, Credit Mobilier, пред- вестивший наступление эры финансового капитализма.
Братья Перейр, однако, не были знакомы с коммерческой банковской деятельностью, развивавшейся примерно в то же время по другую сторону Ла-Манша, в Англии. Их начинание бесславно провалилось. Несколько лег спустя двое молодых людей, американец по имени Дж. П. Морган и немец Георг Сименс, свели воедино рожденную во Франции теорию предпринимательского банка и зародившуюся в Англии концепцию коммерческого банка. В результате на свет появились первые успешные банки нашего времени: нью-йоркский J. P. Morgan & Company и берлинский Deutsche Bank. Еще через десять лет молодой японец, Сибусава Эйиги, адаптировал идеи Сименса к условиям своей страны, заложив тем самым основы современной японской экономики. Такой же путь проходит любая инновация, источником которой служат новые знания.
Вспоминая другой пример, можно заметить, что создание компьютера стало возможным благодаря научным открытиям как минимум в шести областях знаний. Этими новшествами были:
■ двоичная система счисления;
• вычислительная машина Чарльза Бэббиджа, придуманная им в первой половине XIX в.;
• перфокарта, изобретенная Германом Холлеритом в период подготовки к переписи населения США в 1890 г.;
• вакуумная трубка аудион — электронная лампа-усилитель, появившаяся в 1906 г.;
• логика символов, разработанная Бертрандом Расселом и Альфредом Нортом Уайтхедом в 1910-1913 гг.;
• принципы программирования и обратной связи, сформулированные в годы Первой мировой войны в результате неудачных попыток создать эффективные противовоздушные средства.
И хотя все перечисленные открытия были сделаны уже к 1918 г., первая действующая цифровая вычислительная машина была изготовлена только в 1946 г.
Длительность «созревания» и необходимость конвергенции знаний из разных научных областей обьясняют как особый ритм, развития подобных инноваций, так и их преимущества и недостатки. Сначала идет долгий период обсуждений и предпринимается мало конкретных шагов. Затем все необходимые элементы неожиданно складываются в единое целое, вызывая всеобщий душевный подъем, повышенную активность и большие ожидания. В период между J880 и 1890 гг., например, в развитых странах появилось около тысячи компаний по производству электроаппаратуры. Потом, как это всегда и бывает, многие из них разорились и ушли с рынка. К 1914 г, их было уже не больше двадцати пяти. В начале 20-х гг. прошлого века в Соединенных Штатах насчитывалось от 300 до 500 автомобильных компаний; к 1940 г. их осталось всего четыре.
Несмотря на все трудности, инновации, основанные на использовании новых знаний, осуществимы, Успех дает тщательный анализ всех видов информации. Именно так поступили Дж. П. Морган и Георг Сименс, решившие организовывать свои банки, и братья Райт, задавшиеся целью создать первый действующий самолет.
Кроме того, надо внимательно изучить потребности и, что еще важнее, — возможности предполагаемого пользователя. Как бы это ни казалось странным, судьба инноваций, основанных на новых знаниях, больше, чем будущее других нововведений, зависит от характеристик и предпочтений рынка. Британская компания De HaviJland спроектиров&та и построила первый пассажирский реактивный самолет; при этом, не проанализи-
Наивысшей похвалой, ПОТ^ебнОСТИ РЬШка' °на ^^
Которую может телу - тила из WW Два ключевых момента.
Жить новое решение, Первый -— правильное соотношение служит отзыв: «Это оптимальных размеров и полезной на - же очевидної» грузки, подходящее для тех маршрутов,
На которых использование реактивных самолетов принесло бы авиаперевозчику наибольшую прибыль. Второй, не менее прозаический, вопрос — как авиакомпаниям достать средства на приобретение столь дорогих самолетов. Невнимание De Havil - land к потребностям потенциальных клиентов привело к тому,
1 1 - 5728 что рынок коммерческих реактивных самолетов захватили две американские компании —■ Boeing и Douglas.