НЕСООТВЕТСТВИЯ
Несоответствие в области медицинских технологий ПОСЛУЖИЛО источником успеха для компании Alcon Laboratories. В 60-е годы один из основателей компании, Билл Кошіер, обратил внимание на ситуацию, сложившуюся в офтальмологической хирургии. Операция по удалению катаракты была одним из самых распространенных хирургических вмешательств, занимая по этому показателю третье или четвертое место в мире. За триста ле г медики довели ее до совершенства; единственным «устаревшим» этапом оставалось разрезание лигаменга. Хирурги-офтатьмоло - ги научились успешно осуществляй, эту процедуру, однако она настолько выпадала из общей логики операции и так не сочеталась с остальными шагами, что нередко вызывала опасения у врачей. Несоответствие было налицо.
При этом улсе около пятидесяти лет врачи знали о существовании фермента, растворяющего лигамент и позволяющего не разрезать его. Коннер всего лишь добавил в этот фермент консервирующее вещество, продлевающее срок его годности до нескольких месяцев. Офтальмологи немедленно взяли на вооружение новое средство, исключш-ельное право на продажу которого в мировом масштабе получила Alcon Laboratories. Через пятнадцать лет фирма Alcon за огромные деньги была куплена компанией Nestle.
Подобное несоответствие динамике или логике процесса — лишь один из источников инновации. Другой ресурс — противоречие между экономическими реалиями. Например, снижение прибыли при стабильно растущем рынке — как это происходило в сталелитейной промышленности в период между 1950 и 1970 г., — говорит о несоответствии. В нашем случае инновационным ответом сталелитейных компаний на этот вызов стало появление компактных мини-заводов.
Несоответствие между ожиданиями и результатом тоже откры - вает простор для поисков. Всю первую половину XX в. кораблестроители и судовладельцы упорно старались увеличить скорость водного транспорта и уменьшить потребление им топлива. При
Этом чем более успешными были эти попытки, тем менее выгодной становилась эксплуатация грузовых океанских лайнеров. К1930 г. стало складываться впечатление, что индустрия морских грузоперевозок доживает свои последние дни.
Вся проблема, однако, заключалась в несовместимости исходных отраслевых представлений и реальности. Основные затраты возникали не во время работы (т. е. не в море), а в период просгоя (т. е. бездействия в порту). Как только судовладельцы осознали это, инновационное решение стало очевидным: задействовать судна со специальньїхми устройствами для быстрой погрузки и разгрузки железнодорожных вагонов и автомобилей, а также контейнеровозы. Так, в морских грузоперевозках применили давно известную технологию, уже более 30 лет использовавшуюся на автомобильном и железнодорожном транспорте. Не новая технология, а новая точка зрения позволила кардинально изменить экономику морских грузоперевозок, превратив их в последние 20-30 лет в одну из бысгроразвивающихся отраслей народного хозяйства,