Креативный лабиринт
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ отличие внешней мотивации от внутренней, представим коммерческую задачу в виде лабиринта.
Один человек стремится добраться до выхода с наименьшим риском и как можно быстрее, желая получить определенное материальное вознаграждение, скажем, деньги, — так мышь бросается вперед учуяв кусочек сыра. Этот человек найдет самую прямую и простую дорогу к цели и воспользуется ею. По сути, если ему хочется поскорее завладеть наградой, он может выбрать проторенный путь и решить проблему точно так, как ее решали до него.
Подобный подход, основанный на внешней мотивации, действительно поможет человеку выбраться из лабиринта. Однако принятое им решение в процессе продвижения к выходу едва ли интересно и самобы гно. Он не сумеет по - новому увидеть сущность проблемы или обнаружить ее неожиданные аспекты. Полученное им механическое решение вряд ли продвинет бизнес далеко вперед.
Другой поступит иначе. Ему процесс блуждания по коридорам лабиринта, возможно, покажется занимательным и забавным способом испытать собственные силы. Без сомнения, его путешествие отнимет больше времени и не обойдется без ошибок, поскольку во всяком лабиринте — в любой действительно сложной проблеме — тупиков намного больше, чем выходов. Но когда человек, движимый внутренней мотивацией, наконец найдет выход, очень вероятно, что решение окажется намного интересней стандартного. Оно будет творческим.
О важности внутренней мотивации свидетельствуют высказывания многих выдающихся деятелей, известных
Творческими достижениями. Отвечая на вопрос, в чем залог успеха ученого, лауреат Нобелевской премии физик Артур Шавлов заметил: «Огромное значение имеет интерес к своему делу. Наиболее успешны часто не самые талантливые, а самые любопытные. Их снедает жажда найти ответ». Альберт Эйнштейн говорил о внутренней мотивации как о «радости поиска и познания». Писатель-романист Джон Ирвинг, комментируя безмерно долгие часы, потраченные на сочинительство, сказал: «Мною движет страсть. Объяснение моей работоспособности в том, что я не воспринимаю это как работу». А в контракт Майкла Джордана, которому, возможно, нет равных в творческом подходе к игре, включен пункт о «любви к баскетболу», в котором Джордан оговаривает право играть в баскетбол, где и когда он захочет.
Далеко не все творческие люди становятся суперзвездами наподобие Майкла Джордана. В действительности львиную долю творческой работы в мире бизнеса сегодня выполняют люди, чьи имена никогда не попадут в анналы истории. Этих людей отличают высокий уровень компетенции, хорошие навыки творческого мышления и глубокая внутренняя мотивация. И что не менее важно, работают они в организациях, руководители которых сознательно создают условия, способствующие развитию всех перечисленных элементов, а не их подавлению.
Teresa М. Amabile, Creativity in Context: Update to the Social Psychology of Creativity (Boulder, Colo.: Westview Press, 1996).
Teresa M. Amabile, Robert Burnside, and Stanley S. Gryskicwicz, User's Manual for KEYS: Assessing the Climate for Creativity (Greensboro, N. C.: Center for Creative Leadership, 1998).
Rdsabeth Moss Kanter, Frontiers of Management (Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1997).