Креативность в бизнесе
Креативность, как правило, ассоциируется с миром искусства и способностью генерировать оригинальные идеи. Вспомним ПаОло Пикассо, создавшего новые традиции в живописи, или Уильяма Фолкнера, переосмыслившего принципы построения литературного произведения. Но когда речь идет о бизнесе, одной оригинальности недостаточно. Творческая идея в бизнесе подразумевает также и ее уместность, т. е. полезность и выполнимость. Ее реализация должна тем или иным образом повлиять на бизнес: скажем, усовершенствовать предлагаемый компанией продукт или позволить по-новому организовать тот или иной процесс.
Восприятие креативности в контексте оригинальности нередко ведет к растерянности и непониманию роли и места творческой инициативы в коммерческой организации. На своих семинарах я спрашиваю у менеджеров, есть ли в их компании подразделения, где проявления креативности для них нежелательны. Примерно в 80% случаев они отвечают: «Бухгалтерия». Похоже, творческие идеи в их представлении сводятся к маркетингу и НИОКР. На самом деле творческий подход к делу всегда идет па пользу организации, вне зависимости от того, в какой сфере он проявляется. Возьмите хотя бы ведение финансовой отчетности на основе видов деятельности. Что это, как не открытие — бухгалтерское изобретение, притом оказавшее огромное положительное влияние на весь деловой мир.
Настороженное отношение к творческой инициативе в бухгалтерских подразделениях — а точнее говоря, в любых организационных единицах, деятельность которых связана с какими-либо систематическими процессами или правовыми нормами, — у многих руководителей сочетается с ограниченностью
их представления о креативности. В их понимании воображение ассоциируется исключительно со способом мышления и проявляется, например, в том, насколько изобретательно человек подходит к решению проблемы. Умение нестандартно мыслить действительно компонент креативности, однако оно невозможно и без двух других составляющих: компетентности и мотивации. (См. диаграмму «Три компонента креативности».)