Корпоративные исследования и разработки
Для современных разногласий по поводу роли НИОКР в жизни коммерческой компании характерны две противоречащие друг другу тенденции. Большинство американских корпораций, имеющих централизованные научные лаборатории, сокращают или расформировывают их, переориентируя остальные подразделения на выполнение краткосрочных проектов по разработке конкретных продуктов. В то же время многие японские компании движутся в противоположном направлении, стремясь организовать у себя исследовательские центры. Они пришли к выводу, что традиционная зависимость от фундаментальных исследований других стран ослабляет их стратегические позиции. Легче всего рассматривать эти факты как выражение разных точек зрения на относительные достоинства централизации и децентрализации внутрифирменных исследований. Интер - претативный подход предлагает переключить внимание с корпоративной структуры как таковой на роль подразделения НИОКР в налаживании взаимодействия между бизнес - единицами компании, ч. одной стороны, и исследовательским сообществом — с другой.
С точки зрения интерпретации по-другому видится известная история исследовательского центра компании Xerox, Palo Alto Research Center (PARC). Неспособность Xerox извлечь выгоду из сделанных PARC открытий, в частности разработанного там первого графического пользовательского интерфейса, часто трактуется как доказательство неэффективности централизованных исследовательских лабораторий. Корень проблем обычно видят в том, что PARC имел тесные связи с Кремниевой Долиной, и в результате многие из предложенных PARC инноваций послужили им источником прибыли; PARC упрекают в том, что он слишком активно делился полученными знаниями. Однако с точки зрения интерпретативного подхода контакты PARC с другими исследователями были, скорее, его преимуществом, а не недостатком: именно они создавали питательную почву для новых идей. Неудачи Xerox объясняются скорее тем, что компания не смогла наладить должного взаимодействия между исследовательским центром и своими бизнес-единицами. Менеджер-интерпретатор постарался бы найти способ приблизить лабораторию НИОКР к производственным подразделениям, не ослабляя при этом ее связей с независимыми учеными и разработчиками. Таким образом, японские компании, вкладывающие средства в создание централизованных лабораторий, могут извлечь из истории Palo Alto Research Center, такой урок: если изолировать эти лаборатории от более широкого исследовательского сообщества, у них будет гораздо меньше шансов преуспеть.