Изучая предпосылки быстрого роста
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ мы изучили деятельность более чем 30 компаний, занятых приблизительно в 30 различных отраслях и работающих в разных странах мира. Объектами нашего исследования были организации с высокими темпами роста доходов и прибылей и компании, демонстрирующие не слишком впечатляющие результаты. Выясняя причины этой разницы, мы опрашивали сотни руководителей, аналитиков и исследователей. Мы анализировали
Организационные и функциональные характеристики этих компаний, их стратегические предпочтения. Мы пытались выявить типичные для конкретных отраслей или организаций модели. И наконец, мы сравнивали параметры двух групп компаний, которые принято считать определяющими потенциал экономического роста. Развиваются ли частные компании быстрее публичных? Как влияют на организацию темпы роста отрасли в целом? Имеют ли молодые компании преимущества перед упрочившимися на рынке? Опережают ли компании, во главе которых стоят молодые решительные лидеры, фирмы, возглавляемые менеджерами старшего поколения?
Мы пришли к выводу, что ни один из этих факторов не имел в нашем случае принципиального значения. Высокие темпы роста достигались большими и маленькими компаниями из разных стран, в сфере высоких и традиционных технологий, молодыми и занимающими прочные позиции, частными и публичными.
Определяющее значение имел подход руководителей каждой из двух групп компаний к осмыслению стратегий. Беседуя с руководителями, мы обсуждали принятые ими стратегически важные решения и то, чем они были обусловлены. Таким образом, мы выяснили их позиции по отношению к каждому из пяти аспектов стратегии: отраслевым стереотипам, стратегическим доминантам, потребителям, активам и компетенциям и предложению товаров и услуг Анализ собранной информации дал поразительные результаты. Топ-менеджеры всех компаний, демонстрировавших высокие темпы роста, руководствовались логикой ценностных инноваций. Стратегическое мышление менеджеров менее успешных компаний соответствовало традиционным моделям.
Заинтересовавшись этим открытием, мы решили проверить, применяют ли руководители успешных компаний данную стратегическую логику при планировании новых бизнес-проектов. Оказалось, что это именно так.
Более того, проанализировав на примере более сотни компаний структуру выпускаемых на рынок новых продуктов, мы смогли дать количественную оценку влияния ценностных инноваций на рост доходов и прибыли. 86% общего
Числа нововведений были не чем иным, как простым расширением ассортимента, т. е. эволюционным усовершенствованием; при этом на их счет приходилось 62% совокупного дохода и лишь 39% совокупной прибыли. Оставшиеся 14% нововведений ~ истинные ценностные инновации — принесли компаниям 38% валового дохода и поразительно большую прибыль — 61% общего объема.