Эмпатическое проектирование: реализация
Реализация идей эмпатического проектирования и подобных ему методов, таких как изучение обстановки, в разных компаниях осуществляется по-разному. Однако большинство из них применяют схему, включающую следующие пять этапов.
Необходимо четко определить, кто будет объектом наблюдения, кто будет вести наблюдение и за чем именно нужно будет наблюдать.
Кто будет объектом наблюдения? В этом качестве могут выступать ваши клиенты, лица, вашими клиентами не являющиеся, клиенты ваших клиентов, а также группа людей, относящихся к разным категориям, но совместно выполняющих общую задачу.
Компания Hewlett-Packard выпускает программу-анализатор протоколов, позволяющую сетевым администраторам осуществлять диагностику сетевых сбоев. Воспользовавшись тем, что компьютерные сети становятся все более сложными, небольшие компании начали предлагать некоторым клиентам HP программы, ориентированные на выполнение специфических требований именно этих организаций. Узнав об этом, разработчики Hewlett-Packard провели широкомасштабное исследование
4 - 5728 рынка, в ходе которого собрали множество противоречивых мнений о том, с какими еще типами данных должны работать аналитики HP. Это не только серьезно затруднило усовершенствование продукта, но и ничего не дало для повышения его эффективности. Пользователи просто утонули в потоках данных и не могли преобразовать их в полезную информацию. Тогда специалисты из HP решили перестать фокусироваться исключительно на своих традиционных потребителях, администраторах компьютерных сетей, и обратили внимание на техников по обслуживанию этих сетей.
Понаблюдав за их работой, разработчики HP обнаружили, что в действительности их клиенты нуждались не в том, чтобы, как они заявляли, увеличить объем доступных для анализа данных, а в возможности быстро восстанавливать компьютерные системы после аварийных отказов. Смена ракурса привела к сдвигу технических акцентов. Результатом такого смещения стало появление завоевавшего огромную популярность нового продукта под названием Network Advisor, в котором сбор, анализ и предоставление информации не рассматриваются как приоритетные задачи. Вместо этого программа нацелена на то, чтобы выявлять имеющиеся в сети проблемы и предлагать решения, а также способы их быстрой реализации. (См. раздел «Наблюдение в киберпространстве» в конце этой статьи.)
Кто будет вести наблюдение? Из-за разницы в образовании, опыте, природных склонностях разные люди извлекают из наблюдения за одной и той же ситуацией разную информацию. Специалист по эргономике обращает внимание на позы людей, инженер — на угол наклона предметов и их механическое взаимодействие, дизайнер — на пространство и формы. Конечно, многие люди сочетают в себе навыки разных специалистов. Но лучший способ зафиксировать наиболее важные моменты — поручить наблюдение небольшой команде, каждый из членов которой — профессионал в определенной области. Именно такую команду организовала дизайн-студия IDEO, получив заказ от
Details — дочерней фирмы производителя офисного оборудования Steelcase. Чтобы помочь Details разработать более мобильную компьютерную клавиатуру, IDEO отправила специалиста по эргономике, инженера и дизайнера в «антропологическую» экспедицию по офисным зданиям. Команда вернулась из этого похода с тремя блокнотами заметок, причем у каждого из них были свои особые наблюдения.
Поскольку важнейшая задача подобной экспедиции — сопоставление невыраженных потребностей пользователей с технологическими возможностями, по крайней мере один из исследователей в группе должен иметь опыт в изучении поведения людей, а еще один обязан хорошо представлять возможности, которыми располагает организация. Когда команда формируется из работников сторонней консалтинговой фирмы, в нее необходимо включить представителей компании-заказчика, чтобы обеспечить глубокое знание технического потенциала. Например, когда фирма DobJin Group должна была придумать новую концепцию обслуживания пассажиров для компании SAS, она собрала для выполнения этого задания большую команду специалистов, в которую наряду с социологами и специалистами по организации информации вошли пилоты и бортпроводники авиалинии. Служащие SAS прекрасно представляли возможности авиакомпании и могли предвидеть, какие из предложенных нововведений могут потребовать изменения не только порядка работы организации, но и ее корпоративной культуры.
Как правило, компании не могут похвастаться большим количеством специалистов, способных проводить подобные «антропологические» экспедиции. Отвечая на вопрос, какими чертами характера должны обладать участники команд, занимающихся вопросами эмпатического проектирования, менеджеры, использующие эту технику, перечисляли редко упоминаемые в автобиографиях качества: восприимчивость, наблюдательность и любопытство. Отделы кадров не привыкли отслеживать их наличие. Некоторые компании, подобно Intel и Xerox, принимают в штат исследовательских, маркетинговых и проектных отделов специалистов по культурной антропологии и социальной психологии, потому что эти люди обладают профессиональной наблюдательностью и по роду деятельности проявляют интерес к человеческому поведению. Другие организации поручают такие задания студиям дизайна, зная, что подобные специализированные компании имеют сотрудников самого разного профиля: специалистов по эргономике, графическому и визуальному дизайну, инженерным наукам.
За нем нужно будет наблюдать? Люди, за которыми будут наблюдать члены команды, должны вести привычный для себя образ жизни: играть, есть, отдыхать или работать в офисе или дома. Проводя исследования мобильных коммуникаций, компания Doblin Group отследила один день женщины-юриста с момента, когда она утром оставила детей в детском саду, до позднего вечера, когда ее малыши крепко уснули в своих кроватках. В результате работники компании выявили множество серьезных потребностей, которые раньше оставались незамеченными. Безусловно, трудно ожидать, что подопытные не будут обращать внимания на постоянно маячащую у них за спиной группу специалистов, фиксирующих каждый их шаг. Однако атмосфера реальной жизни — пусть даже и слегка наигранная — все же предпочтительнее тех искусственных условий, в которых проводятся изучение фокус-групп и лабораторные исследования. При работе с определенными продуктами и услугами члены команды могут проводить исследования ненавязчиво, расположившись в местах скопления людей и наблюдая за тем, как они ведут себя в обычной для них обстановке. В этом случае исследователь практически сливается с толпой праздных зевак, отличаясь от них только систематичностью своих наблюдений.
Поскольку при проектировании, чутко улавливающем потребности человека, предпочтение отдается наблюдению, а не
Интервьюированию, то относительно небольшое количество сведений собирают с помощью ответов на вопросы. (См. таблицу «Интервьюирование и наблюдение: в чем разница?») Чтобы правильно интерпретировать действия человека, наблюдатель может иногда задать несколько прямых вопросов, например: «Почему вы так поступаете?» Нередко у наблюдателя имеется при себе список вопросов, напоминающих, на что обратить внимание, например: «С какими проблемами сталкивается потребитель?» Однако в основном данные собирают посредством
Восприятия визуальной, звуковой и сенсорной информации, поэтому команды очень часто используют в своей работе фото - и видеосъемку.
Видеосъемка позволяет запечатлеть едва различимые, мимолетные изменения мимики и жестов, которые могут нести большую информационную нагрузку, и сохранять снимки для их последующего просмотра и анализа. На протяжении более десятка лет сотрудники Xerox PARC, научно-исследовательского центра фирмы Xerox в Пало-Альто, снимают на видеокамеру процесс знакомства потребителей с новыми продуктами компании, в частности новыми моделями копировально-множительных устройств. Исследователи получают возможность видеть, что приводит людей в недоумение, наблюдать, как они ищут на устройстве нужные кнопки, и замечать непроизвольные реакции пользователей, когда те не находят нужных кнопок в ожидаемых местах. Такие проявления быстротечны, и успеть описать их словами на бумаге достаточно сложно.
Информацию, которую легко было бы упустить при вербальном описании, порой содержат фотоснимки. Nissan Design International поручила одному фотографу побывать в нескольких городах и пофотографировать людей в пикапах. Цель компании состояла в том, чтобы лучше понять,
какие именно функции выполняют автомобили этого типа в качестве средства передвижения для всей семьи или машины, на которой жители пригорода ежедневно ездят в город на работу, Сотрудники NDI были поражены, обнаружив, насколько редко пикапы Nissan (и ее конкурентов) используются в целях, упоминаемых в рекламе, и отчетах маркетологов. Президента NDI Хершберга удивило то, как часто люди принимают в пикапах пищу, причем «не просто пьют или перекусывают, но устраивают обильные трапезы, поедая, например, спагетти!» Специалисты компании также заметили, насколько владельцы были похожи на свои автомобили и какие порой встречались «потертые» экземпляры. Это натолкнуло их на мысль: не
Фотоснимки отображают пространственные соотношения и детали, которые можно упустить из виду при непосредственном наблюдении.
Должны ли некоторые машины походить в этом смысле на джинсы, которые выглядят тем лучше, чем они изношенней?
Фотоснимки и рисунки (художники и дизайнеры могут делать их прямо на месте наблюдения) отображают пространственные соотношения и
Фиксируют детали, на которые участники команды могли не обратить внимания. Когда члены одной команды наблюдателей разместили на стенде фотографии, сделанные скрытой камерой в офисном здании, их потрясло огромное количество извивающихся на полу проводов, о которые служащие постоянно спотыкались. В результате в офисных перегородках нового поколения компания предусмотрела специальные кабелепроводы - А на рисунках, запечатлевших домашнюю вечеринку на открытом воздухе, разработчики нового угольного гриля компании Thermos увидели женщин, сражавшихся с оборудованием, явно рассчитанным на больший рост и мускульную силу мужчины. Было очевидно, что его производитель явно обольщался, полагая, что шеф-поваром на семейных пикниках чаще бывает представитель сильного пола.
ЭТАП ТРЕТИЙ: РАССМОТРЕНИЕ И АНАЛИЗ
Собрав данные в самой разнообразной форме, члены команды обращаются к результатам наблюдений и вместе с остальными коллегами анализируют полученную визуальную информацию.
Этих коллег не отвлекают от сути посторонние знания (например, репутация компании или индивидуумов, служивших объектами изучения, или, может быть, иогодные условия, при которых осуществлялось наблюдение), и они способны сфокусировать свое внимание на полученных данных. Каждый из них также увидит в этой информации что-то свое. Они будут задавать вопросы, на которые участники команды смогут — или не смогут — дать ответы и которые, возможно, заставят членов группы принять решение продолжить наблюдение. Именно на этом этапе команда пытается сформулировать все вероятные проблемы и нужды потребителя.
Команда разработчиков из дизайнерской студии IDEO, перепроектировавшей передающее устройство, которое было частью системы обеспечения неотложной индивидуальной помощи пожилым людям Lifeline Systems, обнаружила одну потенциально опасную проблему только благодаря ее обсуждению с коллегами. Оказалось, что, уходя на продолжительное время, многие пользователи выключали свои передатчики, чтобы сотрудники диспетчерской не приняли отсутствие сигналов за признак чрезвычайной ситуации. Однако, поскольку у передатчика не было какого-либо заметного индикатора состояния, то по возвращении домой пользователи часто забывали включать его. На возможность усовершенствовать передатчик обратили внимание инженеры, первоначально не входившие в группу наблюдателей. В результате IDEO предложила новый вариант передатчика, который был оснащен хорошо заметным даже для слабовидящих людей индикатором отключения и автоматически включался при попытке пользователя послать диспетчеру свой обычный сигнал «все в порядке»,
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОИСК СВЕЖИХ РЕШЕНИЙ
«Мозговой штурм» всегда играет важную роль в процессе поиска новых решений; в эмпатическом проектировании он используется для того, чтобы преобразовать полученные наблюдения в графические изображения возможных решений. Дизайнерские студии утверждают, что значение этого этапа часто недооценивается: «Наши клиенты иногда не могут понять, почему "мозговой штурм" требует таких больших затрат — и приносит так много пользы, — пока им самим не случится побывать на одном из подобных собраний, после которых заказчики выходят, качая головами pi повторяя: "Вот это да! Это действительно было нечто!"» Несмотря на то что «мозговой штурм», как правило, ассоциируется с творческим поиском, это отнюдь не хаотический и неуправляемый процесс. Руководители IDEO просят своих сотрудников придерживаться пяти правил: не торопиться с критикой, отталкиваться от идеи, высказанных коллегами, говорить по одному, не забывать о цели «мозгового штурма» и поддерживать самые смелые предложения.
Ценность таких обсуждений заключается в том, что интересные решения рождаются у их участников не только во время самого «мозгового штурма», но и после его окончания: люди возвращаются с работы домой, а их мозг продолжает обрабатывать полученную информацию.
Компании, которые в процессе эмпатического проектирования регулярно проводят «мозговые штурмы», нуждаются в соответствующей вспомогательной инфраструктуре. Это может быть обыкновенный стол с листами толстой бумагой, на которой удобно делать заметки или машинально что-то чертить. По окончании обсуждения можно оторвать от листов те части, где запечатлены самые интересные мысли, и унести их с собой для дальнейшего обдумывания. Это может быть и такая сложная система, как «Фабрика идей» — физическое и виртуальное пространство, которое создается в Сан-Франциско для помощи коммерческим структурам в разработке продуктов и бизнес - стратегий нового поколения. Чтобы облегчить коллективное творчество, «Фабрика идей» будет оборудована дисплейными терминалами, программными средствами для автоматизации групповой работы и новейшим оборудованием, позволяющим распечатывать любые тексты и графические объекты, написанные и изображенные на сенсорных поверхностях.
ЭТАП ПЯТЫЙ:
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВОЗМОЖНОГО РЕШЕНИЯ
Совершенно очевидно, что принцип моделирования применяется не только при проектировании. Однако чем радикальнее новшество, тем труднее понять, как оно должно выглядеть, действовать и использоваться. По мере того как исследователи собирают полезную визуальную информацию, они могут стимулировать обмен ею, создавая формы физического представления новой концепции, касающейся конкретного продукта или услуги. Изготовление моделей — важнейший элемент эмпатического проектирования как минимум по трем причинам:
• Модель помогает всей команде яснее понять принцип действия нового продукта или услуги.
• Она дает возможность знакомить с предлагаемым решением специалистов, которые официально не входят в состав команды.
■ Благодаря наглядному воплощению новой идеи модель позволяет получить отклики потенциальных потребителей нового продукта и способствует диалогу с ними.
Иногда для работы используют сразу две модели, одна из которых демонстрирует действие продукта, но не его форму, а другая воплощает его идеальный облик, но не работает. Занимаясь разработкой уличного гриля, специалисты Thermos Lifestyle изготовили две модели, получившие названия Monitor и Merrimack (по именам двух кораблей времен Гражданской войны). Monitor был функционирующим образцом, но команда считала его некрасивым, a Merrimack выглядел стильно и элегантно, но был бездействующим объектом из пенопласта. Для того чтобы узнать мнение о будущем продукте потребителей и представителей розничной торговли, разработчики показывали им обе модели.
Очень полезен и метод имитационного моделирования. При этом имитации вовсе не обязательно должны быть такими же сложными и высокотехнологичными, как установленная в
Иллинойском университете система CAVE, способная воспроизводить трехмерную модель замкнутого пространства, где с помощью специальных программ можно задавать параметры самых разных типов помещения, например заводского цеха. В действительности, многие имитационные модели создаются без всякой помощи компьютера. Так, специалистам Chaparral Steel Company нужно было разработать защитные щитки, устанавливаемые вдоль транспортера, по которому раскаленные добела металлические заготовки подавались к прокатному стану. Чтобы опробовать различные варианты защиты, они на разной высоте и под разным углом разместили вдоль транспортера пропитанные водой куски фанеры. Из-за близости горячего металла фанера, конечно, была испорчена, однако экспериментаторы успели понять, какой из вариантов наиболее эффективен.
Еще одна форма имитационного моделирования — ролевые игры. Молодым сотрудникам Interval Research Corporation, расположенной в Пало-Альто, Калифорния, занимавшимся разработкой средств управления мультимедийными устройствами, предложили надеть перчатки, запотевшие очки и прикрепить к рукам и ногам утяжелители. Это было сделано для того, чтобы проектировщики смогли представить, каких усилий потребует от пожилых людей пользование опытными дистанционными пультами и управление телевизорами, видеомагнитофонами и прочими электронными устройствами нового поколения. Имитация помогла молодым ученым применить свои знания в области передачи информации для понимания факторов, действие которых они не могли испытать на собственном опыте (по крайней мере, в ближайшие годы).