КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Обзор определений понятия "конкурентоспособность предприятия&quot

Определение

Автор

1 Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной про­дукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производ­ственной деятельности

Донцова Л. В. [17]

2 Реальная и потенциальная способность компа­нии, а также имеющихся у них возможностей способностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и нецено­вым характеристикам в комплексе более при­влекательны для потребителей, чем товары кон­курентов

Рубин Ю. Б. [46]

3 Сравнительное преимущество фирмы по отно­шению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами

Млоток Е.

4 Способность компании реализовывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лица­ми (обеспечение определенного уровня рента­бельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала)

Джакот Д. Х. [17]

5 Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товар­ные рынки

Багиев Г. Л. [48]

6 Свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность опреде­ляет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на дан­ном (внутреннем или внешнем) рынке

Фатхутди - нов Р. А. [49]

7 Под конкурентоспособностью предприятия по­нимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал

Сергеев И. В. [17]

8 Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствую­щего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, эконо­мических, организационных и других характе­ристик объекта требованиям потребителей, оп­ределяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов

Светунь - ков С. Г. [50]

9 Конкурентоспособность - это способность стра­ны или фирмы продавать свои товары

Рове М. [17]

10 Конкурентоспособность предприятия - это отно­сительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удов­летворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятель-

Мескон М. Х. [51]

Определение

Автор

Ности конкурентоспособность предприятия ха­рактеризует возможности и динамику приспо­собления к условиям рыночной конкуренции

11 Конкурентоспособность предприятия - это спо­собность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей в полном объеме его финансово - экономических обязательств, а также количест­венный и качественный рост его потенциала

Самоду­ров Д. О. [52]

12 Конкурентоспособность - это внутреннее свой­ство субъекта рыночных отношений, выявляе­мое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капи­талистического типа для расширения производ­ства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легаль­ной хозяйственной деятельности

Петров В. [53]

13 Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно ха­рактеризующие такое состояние и его динамику

Селезнев А. [53]

14 Конкурентоспособность предприятия - это спо­собность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента

Миро­нов М. Г. [53]

15 Основная составляющая конкурентоспособно­сти предприятия - это эффективность использо­вания его производственного потенциала (т. е. способность наращивать конкурентоспособ­ность изготовляемой продукции в более быст­ром темпе, чем потенциал конкурента)

Фигур­нов Э. Б., Донец Ю. Ю. [53]

16 Конкурентоспособность предприятия - это со­вокупность следующих характеристик: захва­ченная предприятием доля рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реа­лизации, поставленной цели

Коно Т. [53]

17 Конкурентоспособность предприятия - это от­носительная характеристика, отражающая отли­чие процесса производства данного производи­теля от производителя-конкурента как по степе­ни удовлетворения своими товарами или услу­гами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной дея­тельности

Ермо­лов М. О. [53]

18 Конкурентоспособность предприятия - это воз­можность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции

Яшин Н. С. [53]

По результатам проведенного исследования автор [44] делает следующие выводы:

• большинство авторов не рассматривают понятие "конкурентоспособности предприятия" с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. Такой подход является не совсем точным с точки зрения экономической сущности;

• конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов пред­приятия;

• конкурентоспособность предприятия является динамичным показателем, изменения которого зависят как от внеш­них, так и от внутренних факторов;

• конкурентоспособность предприятия является показателем относительным. Базой для сравнения являются анало­гичные показатели конкурентоспособности предприятий конкурентов либо идеальных (эталонных) предприятий;

• конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями. Тем не менее, предпри­ятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары и услуги. Однако конкуренто­способность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспо­собности товара;

• конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной по­требности по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке;

• конкурентоспособность предприятия - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;

• конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;

• конкурентоспособность предприятия характеризует величину привлекательности данного предприятия для инвесто­ра;

• на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние социальная среда;

• на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние экологическая среда.

На основе проведенного исследования автором [47] сформулировано следующее определение: конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов пред­приятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конку­рентной продукции [41].

Для случая, когда вопросы конкурентоспособности выпускаемой продукции, стоят не столь остро (например, энергети­ческая отрасль): конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия противостоять внешним воздействиям, добиваясь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

В понятие "управление конкурентоспособностью предприятия" следует вкладывать следующий экономический смысл: управление конкурентоспособностью предприятия - деятельность, направленная на формирование ряда управленческих ре­шений, которые в свою очередь должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

Рассмотрим понятие "конкурентоспособность отрасли". Исследование конкурентоспособности отрасли, как правило ба­зируется на определении М. Портера, который ориентируется на выделении критериев оценки уровня конкурентоспособно­сти в системе мировой экономики. В связи с отсутствием четкого понятия довольно часто за конкурентоспособность отрасли выдают либо "отрасли специализации" (в том числе международные), либо "доминирующие отрасли" (занимающие высокий удельный вес в структуре экономики) [35, 54 , 55].

Вместе с тем, по мнению автора работы [54], на мировых рынках конкурируют не отрасли, а товары, базирующиеся на макротехнологиях (технологиях, позволяющих производить крупные производственные изделия, характеризующиеся боль­шой капиталоемкостью, определяемой в свою очередь, наукоемкостью и материалоемкостью).

Одна и та же продукция отрасли может иметь разный уровень конкурентоспособности в той или иной стране в зависи­мости от решаемых функциональных задач. Так, продукция машиностроения России на рынках Западной Европы, США, Японии не всегда является конкурентоспособной, а в Латинской Америке, Южной Африке она - конкурентоспособна в связи с тем, что оценка производится по разным группам критериев. Для Латинской Америки, Южной Африки конкурентоспособ­ность машиностроительной продукции (технология) определяется параметрами простоты эксплуатации, позволяющей при­менить низкоквалифицированную дешевую рабочую силу [54].

Иерархия понятий конкурентоспособность кластера, региона и государства рассматривается в работе З. А. Васильевой [34] в условиях гиперконкуренции среди субъектов конкуренции появляется новый тип - территориально-отраслевой технологиче­ский кластер как структура, объединяющая предприятия по всем этапам производственной цепочки (добыча сырья, первич­ная переработка, сбыт, послепродажное обслуживание), включающая производственные, сбытовые, финансовые предпри­ятия, научные и образовательные учреждения, переплетающие различные сферы деятельности и отрасли промышленности, различные регионы и даже государства. Кластеры могут быть созданы по отраслевому (технологическому) признаку на основе макротехнологий, по признаку инвестиционной привлекательности предприятия с учетом классификации прямых инвестиций в производство на ресурсно--ориентированные (добыча и переработка сырьевых ресурсов), затратно-ориентированные (произ­водство с высокой добавленной стоимостью), рыночно-ориентированные (стратегические инвестиции). Кластеры обладают способностью быстро реализовывать нововведения, так как объединяют усилия власти и бизнеса, связывают в единое целое технологии, минерально-сырьевые ресурсы, интеллектуальный и человеческий потенциал. Особенности структуры эконо­мики России (наличие крупных диверсифицированных отраслей промышленности) позволяют использовать все преимуще­ства кластерных структур для наращивания конкурентных преимуществ отраслей.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Что такое система учета рабочего времени и для чего она нужна?

Система учета рабочего времени – неотъемлемый атрибут любой организации. Ведь без неё невозможно грамотно управлять самым ценным ресурсом – временем. Давайте разберемся, каких видов бывают системы учета и какая подойдет именно вашей компании.

ООО «НЦСНК «Синергия Плюс»: неразрушающий контроль и диагностика профессиональными экспертами

ООО «Независимый центр сертификации неразрушающего контроля «Синергия Плюс» осуществляет свою деятельность по экспертизе промышленной безопасности с 2007 года. В структуре компании имеется специальная диагностическая лаборатория, которая укомплектована современным оборудованием. Подробнее …

Стратегия развития: разработка по стандартам EKS

Разработка стратегии развития является самым подходящим средством, чтобы избежать ошибок. Особенно это полезно для ведения бизнеса в малознакомой стране, ведь прежние уже принципы принятия решений здесь работают лишь отчасти.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.