КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

КОНКУРЕНЦИЯ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РЫНКА

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотноше­ний субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.

Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребитель­ским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответст­вия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продук­ции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресур­сов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производст­ва и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику предприятия и ее результатив­ность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эф­фективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой про­дукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в сере­дине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

Английский экономист, философ, выдающийся представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе [1] "Исследование о природе и причине богатства народов" провел анализ конкуренции.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного ме­ханизма.

А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая "невидимая рука" рынка, кото­рая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли.

Новизна теории конкуренции А. Смита состоит в том, что он впервые:

1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены при сокращении предложения и уменьшающего цены при избытке предложения;

2) обозначил главный принцип конкуренции - принцип "невидимой руки", в соответствии с которым, "дергая" за ни­точки марионеток-предпринимателей, "рука" заставляет их действовать согласно с неким "идеальным" планом развития эко­номики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3) разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает от­раслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма кон­куренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускаю­щие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;

4) определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказы­вать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);

5) разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно мак­симальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом [2].

Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли: Д. Рикардо, Дж. С. Милль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф. А. Хайек, Ф. Найт, К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, М. Портер, Г. Л, Азоев, Ю. И. Коробов, Л. П. Кураков, Л. Г. Раменский, РА. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов и др.

"Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", - считает совре­менный американский экономист П. Хайне [3].

Представитель неоклассической школы американский экономист Фрэнк Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы [2].

Макконнелл К. Р. и Брю С. Л. считают, что конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупате­лей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его [4].

Выдающийся австрийский экономист, создатель эволюционной теории экономического развития, синтезировавший рав­новесный и неравновесный методы анализа рыночного хозяйства Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество ста­рого с новым, с инновациями [5].

Австрийский ученый экономист и социолог, виднейший представитель неолиберализма Ф. А. Хайек отмечал, что кон­куренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции [6].

В своей книге "Международная конкуренция" М. Портер отмечает, что конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые произ­водственные процессы и новые рыночные сегменты [7].

Известно [8], что конкуренция - важное средство контроля в рыночной экономике. Рыночный механизм спроса и пред­ложения доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них - и до поставщиков ресур­сов. Однако именно конкуренция обязывает предприятия-изготовителей и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Конкуренция ведет к лучшему использованию способности и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения пребывания на рынке, и она стимулирует рациональность.

Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция - особый метод воспитания умов, изобретателей и предпринимателей.

Сторонники традиций не должны навязывать свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.

Конкуренция - процесс доказывания правоты меньшинства - новаторов. Конкуренция усиливает эффективность, меня­ет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях [2].

На современном этапе развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения конкурен­ции. Так, одни авторы [9, 13] под конкуренцией понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (кон­курентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы [10] понимают конкуренцию как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравне­нию с конкурирующей компанией.

Лунев В. Л. рассматривает конкуренцию как форму взаимного соперничества (с победителями и побежденными) субъ­ектов рыночной экономики. В работе [11] он отмечает, что конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкнове­нию между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов деловых людей.

Кураков Л. П. рассматривает конкуренцию [12]:

- как соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;

- борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наи­высшей прибыли;

- состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать ре­шающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке.

Фатхутдинов Р. А. предлагает следующее определение: "Конкуренция - процесс управления субъектом своими конку­рентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворе­ние объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рам­ках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей" [2].

Юданов А. Ю. утверждает, что рыночная конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спро­са потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А. Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкуренции, и в монографии "Конкуренция: теория и практика" констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет [14].

Дополнил модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости немецкий экономист, социолог, политиче­ский деятель, основоположник научного коммунизма К. Маркс в "Капитале" [15].

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функцио­нальной.

Поведенческая трактовка конкуренции - борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка конкуренции - анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупате­ля на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкуренции - соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инст­рументом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном [2].

Конкуренция - элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формирова­нию хозяйственных пропорций и санации экономики.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внут­риотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция - соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгод­ные условия выпуска и сбыта товаров. Это происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифициро­ванной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Несмотря на эти различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравнению цен и прибылей. Межотраслевая конкуренция - вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях эко­номики. В основе межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам:

1) число фирм-производителей;

2) различие ("дифференциация") товаров;

3) уровень концентрации (т. е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара);

4) способ формирования цены товара;

5) возможности для появления новой фирмы на данном рынке;

6) степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров;

7) в какой мере покупка осуществляется без принуждения.

В современных международных торгово-экономических отношениях постепенно сформировались правила конкурен­ции. Это, прежде всего международные согласованные нормы по контролю и защите конкуренции. Наиболее детально пра­вила конкуренции изложены в ст. 85, 86 и 91 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Можно выделить следующие виды конкуренции: чистая, монополистическая и олигополистическая.

Конкуренция чистая: рынок чистой конкуренции образуют множество продавцов и покупателей какого-либо схожего (взаимозаменяемого) товара.

Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не оказывает решающего влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной, поскольку известно, что покупатель может свободно приобрести любое необходимое количество товара по рыночной цене.

Конкуренция монополистическая: рынок монополистической конкуренции составляют множество покупателей и про­давцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Такая возможность обусловлена способностью продавцов предло­жить покупателям различные товары. Изделия могут отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформле­нию, а также по ассортименту сопутствующих услуг. Покупатели видят эти различия и готовы платить за товары вплоть до самых высоких цен, фиксируемых на рынке.

Конкуренция олигополистическая: олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, крайне чувстви­тельных к политике ценообразования и маркетинговой стратегии. Незначительность количества участников олигополисти - ческого рынка в большей мере обусловлена жесткими условиями проникновения на такой рынок. Одно из существующих признаков олигополистического рынка состоит в том, что его участники не могут рассчитывать на долговременный пози­тивный результат повышения цен: конкуренты вынудят снизить их.

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в той или иной стране, можно выделить неоди­наковые типы конкуренции.

В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько типов конкуренции:

♦ простых товаропроизводителей;

♦ единоличных капиталов;

♦ монополий;

♦ национальных капиталов;

♦ интернациональных капиталов.

Конкуренция, например, между крестьянами-тружениками и ремесленниками ориентируется на общественную (рыноч­ную) стоимость товара.

Те из товаропроизводителей, что затрачивают на единицу продукции больше труда по сравнению с общественно необ­ходимой величиной, разоряются.

Соперничество между капиталистическими предпринимателями ведется ради иной цели - получения большей прибыли (которая составляет разницу между стоимостью продукции и издержками ее производства - затратами на средства произ­водства и заработную плату).

Несмотря на различия, все отмеченные типы конкуренции имеют некоторые одинаковые черты и общие тенденции. Конкуренция - это поистине "война всех против всех", когда сражение на рынке ведется на три "фронта".

Первый - среди продавцов: все они хотят продать свои продукты подороже, но побеждает тот, кто сбывает товары по­дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, зато продает больше. С этой целью иногда даже применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким ("бросовым") ценам.

Второй - среди покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Здесь побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую по сравнению с рыночной цену.

Третий - между "армиями" продавцов и покупателей, стоящих в отношении уровня цен на противоположных позициях. Выигрывает "армия", которая больше сплочена, и в итоге может навязать противнику свою цену.

В итоге всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковыми качествами. Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены.

Свободная конкуренция, которая ведется посредством "сбивания" цен, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отража­ются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы. Таким образом, рыночное сотрудничество приводит к успеху, если товаровладелец заботится о том, чтобы сохранить и рас­ширить производство, усовершенствовать его технику и организацию, если он применяет эффективные экономические ме­тоды борьбы с соперниками:

♦ снижает стоимость своих товаров (путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);

♦ повышает их качество, расширяет ассортимент;

♦ улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Среди конкурентов особенно выделяются смелые предприниматели, которые нередко рискуют своим имуществом, изо­бретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования производственных ресурсов. Тем самым они прокладывают для всех дорогу к научно - техническому и экономическому прогрессу.

Конкуренция является основным правилом рыночной экономики. "Конкурентные правила игры" предпринимателя во многом определяются степенью свободы движения капиталов, товаров и рабочей силы.

Рынок является открытым и конкурентным, а это значит, что он позволяет свободно взаимодействовать достаточному числу покупателей и продавцов - конкурентоспособных объектов стоимости.

Обострение конкуренции стимулируют более высокие, чем обычно, прибыли.

В Японии считают: "Чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно найти лучшее в мире, перенять его и сделать со­вершеннее, чем это было раньше". Подобной стратегии японские предприниматели придерживаются в отношении не только научно-технических новинок, но и организационно-управленческих методов работы, которые изобретаются за рубежом. В Японии, например, наиболее полное воплощение обрели теории "о внутренней мотивации участников производства" и "об участии работников в производстве", рожденные в США.

Мировой практикой апробированы первоочередные средства создания конкурентных условий для производителей сы­рья, материалов и комплектующих изделий, которые включают:

♦ ускоренную малую приватизацию во множестве ее форм;

♦ всемерное кредитно-финансовое и организационное поощрение малого бизнеса, в том числе в сфере производствен­ных услуг (содействие получению ссуд, нежилых помещений и т. п.);

♦ создание благоприятного климата для зарубежных инвесторов (гарантии всех видов, прежде всего, залоговые);

♦ государственную поддержку образования новых промышленно-коммерческих структур в монополизированных сфе­рах (путем предоставления доступа к ресурсам всех видов, включая производственные площади).

Для поощрения конкуренции во внешней торговле и придания ей цивилизованных форм принимаются, например, сле­дующие меры:

♦ новичкам облегчается доступ к торгово-коммерческой информации;

♦ предоставляются необходимые гарантии;

♦ ликвидируются системы квот и лицензий.

В Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 01.01.96 в ст. 4 "Определение основных понятий" конкуренция рассматривается как "состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке" [16].

Такой подход к данному вопросу является односторонним, так как рассматривает конкуренцию только как деятельность по ограничению свободы соперников и не учитывает собственной заинтересованности субъектов в положительном дейст­вии. Такой подход является явно недостаточным для изучения сути конкурентоспособности, так как она сводится исключи­тельно к наличию возможности и средств эффективно препятствовать свободе действия соперников. Однако здесь просмат­ривается весьма существенная, скорее даже основополагающая, составляющая конкуренции - принцип состязательности.

Таким образом, конкуренция, хотя в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономиче­ских субъектов, и наиболее типичными определениями являются [2]:

- состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;

- состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйствен­ной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат;

- конкуренция есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которой при наличии, в принципе, рав­ных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая сторона;

- соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Проведенный анализ литературных источников, посвященных данной проблеме показывает, что присутствуют три под­хода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход отражен в отечественной литературе. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позво­ляет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход рас­сматривает конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка [2].

Как экономическая категория конкуренция характеризуется предметом, в качестве которого выступает товар или услу­га, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары-аналоги. В широком смысле это представляется в виде удовлетворения потребности. Данное понимание приводит к более широкому набору конкурентов - здесь действуют все те, кто так или иначе может удовлетворить данную потребность товаром, услугой или перевести ее в какую-то иную потребность [17].

В роли объекта конкуренции выступает потребитель и покупатель. Именно в этом качестве они имеют возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Разделение предмета и объекта конкуренции показывает, что в конкурент­ной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) - с другой. Вследствие указанного разделения различаются методы и приемы конкурентной борьбы, а также их влияние [11].

Конкуренция на рынке выступает, как было отмечено выше, в различных формах и может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или предмет­ной. Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные по­требности потребительского и производственного спроса, т. е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства.

Будучи обязательным и исходным элементом рыночного хозяйства, конкуренция претерпела значительную эволюцию: от свободной и полной в период первоначального накопления капитала до государственно-монополистических образований в период индустриальной революции и "цивилизованной", "добросовестной" конкуренции в современный, постиндустри­альный период развития общества [18].

Свободная конкуренция в процессе эволюции приводит к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, а также к разорению тех, кто отстает от прогресса в производстве.

Создав определенные экономические условия, "питательную среду" в виде небольшого количества наиболее устойчи­вых и эффективно функционирующих хозяйственных структур и достигнув определенной критической массы (с точки зре­ния механизма хозяйствования), конкуренция на определенном этапе развития (на рубеже XX в.) порождает противополож­ное своей сути явление - монополизм. Своеобразный экономический "маятник" уходит в другую сторону, меняя полюса и приобретая новое качество. В этом проявляется внутреннее противоречие самой конкуренции.

Свободная конкуренция как способ хозяйствования уступает место монополизму. Данный переход становится отраже­нием не столько собственных противоречий в дилемме "конкуренция - монополия", сколько проявления более фундамен­тальных процессов - действия экономических законов общественного развития: концентрации и специализации производства, законов научно-технического прогресса (НТП), управления и др.

В процессе общественного развития мелкое производство постепенно вытесняется крупным, централизованное управ­ление занимает все более широкие сферы деятельности. Сначала планомерная организация охватывает уровень основного хозяйственного звена - предприятие, затем планомерное регулирование распространяется на более крупные сферы производ­ства - монополистические объединения. Непосредственные функции управления экономикой берет на себя государство, окон­чательно централизуя процесс выработки и принятия управленческих решений. Постепенно сфера деятельности государствен­ных структур выходит за рамки чисто производственных процессов и распространяется на экономику в целом, а также на со­циальную область.

Научно-техническая революция многократно ускорила процесс возникновения новых технологий, привела к появлению товаров с качественно новыми потребительскими свойствами и образованию рынков принципиально новой продукции, спо­собствовала быстрому обновлению производства. Все это придало экономике столь недостающие ей в период господства монополии динамизм и гибкость, сделало возможными резкие структурные сдвиги.

Существенные изменения произошли в характере и содержании труда. Постепенно во все более широких областях дея­тельности произошел отказ от узкофункционального труда, с преобладающей технической направленностью. Труд стано­вится более творческим, разнообразным, требующим высокой квалификации, принятия быстрых и нестандартных решений. Процесс управления перемещается с верхних этажей на нижние. Функции верхних эшелонов управления, в том числе госу­дарственных структур, ограничиваются, а права первичных хозяйственных звеньев, наоборот, расширяются [18].

По мере развития этого процесса все более неэффективными оказываются громоздкие иерархические управленческие структуры, способствующие консервации монополистических отношений в экономике и препятствующие развитию конку­ренции.

Принципиально изменяется положение малого бизнеса. Из придатка монополистических структур мелкие и средние предприятия превращаются в их конкурентов, препятствуют консервативной технической политике крупных корпораций. Во многих странах малый бизнес получает значительную правовую и финансовую поддержку государства, становясь тем самым значительной революционизирующей силой в экономике развитых стран, способствует развитию конкуренции. Он выступает реальным ограничителем монополизма. Гибкость и динамизм, придаваемые современному производству научно - технической революцией, приводят к перманентному перераспределению экономической силы между различными компа­ниями, появлению новых флагманов и аутсайдеров, а в итоге - к росту конкуренции.

Фирмы, занимающие монопольные позиции в той или иной сфере деятельности и пытающиеся обезопасить свою моно­полию за счет консервации своих "ноу-хау", зачастую оказываются обойденными другими фирмами, уделяющими первосте­пенное внимание новым научно-техническим разработкам, изучению конъюнктуры рынка и запросов потребителей. Миро­вая история дает немало примеров подобного рода. Так, в 1950-е годы сильные позиции на мировом рынке часов принадле­жали фирмам Швейцарии. Пытаясь увековечить свою монополию, они запретили экспорт оборудования для производства часов в другие страны. Уверенные в своем превосходстве, они замедлили обновление производства. В результате американ­ские и японские фирмы сумели значительно потеснить швейцарских конкурентов на мировом рынке, разработав собствен­ную технологию для часовой промышленности и предложив потребителю качественно новые потребительские товары, в частности, электронные часы.

Обострение конкуренции в современных условиях связано с усилением процессов интернационализации производства, глобальным характером деятельности крупнейших корпораций. В этих условиях господство в той или иной стране монопо­листической структуры и связанные с этим тенденции к торможению научно-технического прогресса неизбежно приводят к ослаблению позиций данной фирмы (следовательно, и страны в целом) на мировом рынке. Поэтому со стороны государст­венных структур предпринимаются различные усилия по поддержанию конкурентоспособности различных фирм - крупных производителей на мировом рынке. Как показывает практика, разные страны выбирают при этом различные подходы.

Наибольшего успеха добиваются фирмы, которые функционируют в условиях конкуренции, постоянно находятся в по­иске, ориентируются на запросы потребителя, преодолевают в себе консерватизм и инерцию. Роль государственных центра­лизованных структур сводится не к непосредственному управлению, не к созданию тепличных условий, а к различным фор­мам регулирования процесса: созданию наиболее благоприятных условий, поддержке необходимых соотношений и пропор­ций, проработке стратегических вопросов функционирования экономической системы в целом.

Ретроспективный анализ развития конкуренции в рыночной экономике позволяет сделать следующие выводы.

1. В условиях рыночных отношений конкуренция необходима для развития производительных сил, экономических систем.

2. Конкуренция - это противовес монополизму, диктату монополий по отношению к потребителю. Однако взаимосвязь монополизма и конкуренции не сводится к простому противопоставлению. Их взаимодействие гораздо шире и сложнее: при определенных условиях конкуренция может привести к монополизму и наоборот.

3. В дилемме "монополия или конкуренция" (в разрешении ее противоречий) важнейшую роль приобретает государст­во. Его место и результирующее эффективное воздействие неоднозначны, динамичны и определяются разными факторами и условиями.

4. Эффективная роль государства в рыночной экономике проявляется не во всеохватывающем и централизованном управлении хозяйствующими субъектами и различными сферами общества (в конечном итоге это приводит к многократно увеличенному монополизму и застою), а в выработке механизма, ограничивающего монополию и развивающего здоровые конкурентные начала, т. е. в разумном регулировании рыночных процессов.

Конечная цель любого предприятия - достижение определенных результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг пред­приятия, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий. Таким образом, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Помощь в создании предприятия

С каждым годом идея собственного бизнеса привлекает все больше людей. Монотонная работа в офисе подходит далеко не каждому. Кто-то создает стартапы, другие реализуют их. В основном люди далеки от юридических …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Что такое система учета рабочего времени и для чего она нужна?

Система учета рабочего времени – неотъемлемый атрибут любой организации. Ведь без неё невозможно грамотно управлять самым ценным ресурсом – временем. Давайте разберемся, каких видов бывают системы учета и какая подойдет именно вашей компании.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.