Конкурентные позиции бизнеса

Критерии оценки конкурентоспособности товаров

Как было отмечено в первом концептуальном положении, конкуренто­способность товаров может оцениваться с помощью их рейтинга или при помощи обобщенного показателя конкурентоспособности, в зависимости от этапа оценки товаров. Разработку критериев конкурентоспособности начи­наем с интегрального индекса конкурентоспособности товара (в дальнейшем - индекса конкурентоспособности). Рейтинг, представляющий критерий предварительной оценки товара, ориентирован на использование ограничен­ного количества локальных критериев, более стабильных во времени. Рей­тинговая оценка должна быть ориентирована на широкий круг покупателей товара и относительно независима от личного мнения каждого из них. Рей­тинг рассматривается как первичная опосредованная оценка товара, дающая ответ о его примерном местоположении среди других товаров аналогичного назначения.

Первым шагом формирования индекса конкурентоспособности являет­ся определение системы признаков и параметров, входящих в его структуру, представляющую собой в математическом отношении свертку показателей. Так как оценка конкурентоспособности производится товаропроизводителем для поддержания соответствующего уровня товара или потребителем - для оценки его потребительских свойств при покупке, то структура оценочных признаков должна удовлетворять запросам этих субъектов оценки. Правда, учитывая концепции маркетинга, полагающие, что акцент в работе делается на потребителя, превалирующими факторами в обобщенном показателе оценки конкурентоспособности должны быть те, которые важны именно с его точки зрения.

Индекс конкурентоспособности представляется в виде свертки сле­дующих трех локальных показателей:

1. Показатель (F) функциональных и потребительских свойств, основ­ным назначением которого является фиксация наличия в оцениваемом това­ре множества приведенных полезных свойств. Наличие того или иного свойства фиксируется в двоичном виде: изделие обладает некоторым свой­ством или нет, безотносительно к глубине его технической проработки. На­пример, обладает ли товар свойством обеспечения грузоподъемности, ско­рости перемещения, эргономичности, эстетичности, технологичности или безопасности при эксплуатации. Вместе с тем, в состав F могут быть вклю­чены потребительские свойства, такие, например, как свойства предоставле­ния скидок при продаже, свойства до - и послегарантийного обслуживания, наличия скидок при продаже, свойства, связанные с размером и сроками по­ставок, и другие.

2. Показатель (К) качества товара, интегрально определяющий глубину его проработки по каждому из зафиксированных показателей F.

3. Показатель (С) цены товара и стоимости его потребления, который ввиду своей важности и способности интегрально учитывать затраты на из­готовление и эксплуатацию, целесообразно выделить из общей системы по­казателей F, что соответствует первому концептуальному положению, при­веденному выше. В этом случае ряд показателей потребления, в основном, качественного характера (условия монтажа, гарантийные обязательства, ус­ловия сервиса, имидж товара, наличие или отсутствие скидок при продаже) включаются в состав F и, следовательно, не учитываются при определении показателя С. Их количественная оценка затруднительна. Остальные показа­тели потребления количественного характера включаются в расчет С. Так, например, при расчете С учитываются цена продажи товара и количествен­ные показатели цены потребления (расходы на ремонт, на расходные мате­риалы, на эксплуатацию и обслуживание и ряд других).

В дальнейшем показатель С будет выступать как цена товара с учетом расходов на потребление.

Индекс конкурентоспособности может быть представлен в следующем виде:

Q = ai F + a2 K + a3 C

Где a1, a2, a3 - удельные веса значимости показателей F, K и C, соответст­венно.

Во 2-й концепции сформулировано предложение о необходимости меха­низма, который позволял бы каждому потенциальному покупателю влиять на оценку исходя из своих соображений. В качестве такого механизма может быть принят линейный вектор влияния. У каждого покупателя подходы к оценке значимости показателей могут значительно отличаться. Это опреде­ляется не только индивидуальными особенностями или вкусами человека, а часто диктуется требованиями окружающей среды. Так, при покупке одного и того же промышленного товара различными покупателями цели приобре­тения могут значительно отличаться друг от друга. В одном случае нас в первую очередь интересует степень универсальности приобретаемого изде­лия, что определяется показателем F, и в меньшей степени нас беспокоят показатели качества K и стоимости C. Естественно, что значение коэффици­ента a1 должно быть существенно больше, чем a2 и a3 . Но не менее важно, чтобы численные значения этих коэффициентов устанавливал бы не прода­вец товара, а покупатель или независимый представитель по его пожеланию, который приобретает товар для удовлетворения своих специфических по­требностей. Точно так же другой покупатель аналогичного товара может ставить другие цели. Например, при покупке товара на первое место ставит­ся показатель С, что определяется финансовым положением этого покупате­ля. В этом случае доминирующим будет коэффициент a1. Следовательно, механизм воздействия потенциального покупателя на оценку конкуренто­способности товара представляется в виде реализуемой возможности уста­навливать значения a1, a2, a3 исходя из поставленных целей. Необходимо помнить, что сумма этих коэффициентов, входящих в вектор влияния, все­гда равна 1, что позволяет легко перераспределять свои приоритеты.

В заключение необходимо отметить логическую взаимосвязанность вы­бранных показателей оценки конкурентоспособности с жизненным циклом товара. Жизненный цикл товара, включающий этапы его разработки, выве­дения на рынок, роста, достижения зрелости и упадка, ни в коей мере не предполагает того, что техническое и экономическое состояния товара ос­таются постоянными. На этапе разработки показатель функционального на­значения товара F, показывающий покупателю широту функциональных возможностей товара, и показатель качества К, указывающий покупателю на глубину технической проработанности товара по всему спектру функцио­нальных свойств, формируются на основе опосредованных пожеланий поку­пателей к товарам данного вида. На этапе выведения на рынок производи­тель товара получает большой объем дополнительной информации вследст­вие прямых контактов с покупателями, что заставляет его критически по­смотреть на реальный спектр показателей F и K. Именно на этом этапе вы­полняется большинство технических доработок товара, улучшающих пока­затели функционального назначения и качества. Показатель цены С косвен­но фиксирует сложность изготовления товара, его последующих доработок и учитывает стратегию выведения товара на рынок. Эта стратегия может существенно изменять величину С безотносительно к издержкам на изго­товление и доработку товара. Успешность технической доработки товара отчетливо проявляется на этапе роста и материализуется в виде увеличения количества продаж.

Рассмотрим характерные особенности формирования рейтинга товаров. Детализируем основные отличия метода оценки товаров с помощью обоб­щенного показателя и рейтинговой оценки. Целью обоих методов является выбор товаров из группы их однотипных представителей. Рейтинговая оценка при этом должна обеспечивать высокую оперативность метода, что, как правило, связано с некоторой потерей в точности оценки. В случае ис­пользования индекса конкурентоспособности степень его достоверности яв­ляется весьма высокой. Второе отличие связано с тем, что для определения этого индекса необходимо провести детальный анализ группы предвари­тельно отобранных товаров. Время этой оценки непосредственно предшест­вует моменту принятия решения о покупке. При рейтинговой оценке каж­дый предполагаемый товар имеет свой количественный рейтинг, присваи­ваемый независимой организацией, несущей полную меру юридической и материальной ответственности за свои действия по присвоению рейтингов.

Величина рейтинга определяется следующим образом:

R = a1 F + a2 K

Обозначения показателей и коэффициентов те же, что и при опреде­лении индекса конкурентоспособности. Сумма коэффициентов a1 и a2 равна 1. Диапазон изменения рейтинга, так же как и индекса конкурентоспособно­сти, лежит в диапазоне от 0 (низшее значение) до 1 (высшее значение). При необходимости, для удобства пользования, умножая Q и R на 100, этот диа­пазон расширяется от 0 до 100.

При рейтинговом отборе не требуется никакого дополнительного ана­лиза. Из группы однотипных товаров требуемого целевого назначения отби­раются те, которые имеют наивысшие рейтинги. Вопрос о качестве предва­рительно отбираемых однотипных товаров для последующего определения их конкурентоспособности с помощью индекса конкурентоспособности ре­шает покупатель. Как видно, оперативности принятия решения способствует то, что товары в нужный момент имеют уже свои рейтинги. Достоверность рейтинговой оценки в наибольшей степени зависит от двух факторов:

1. Полноты тех показателей товаров, которые положены в основу для определения рейтинга.

2. Периодичности обновления рейтинга, так как имеет место старение

Товара, при котором изменяется значение его показателей.

Остановимся на первом из этих факторов. Подсчет рейтинга начинается с определения полноты функциональных свойств товара, для чего можно воспользоваться одним из списков этих свойств, формируемых при опреде­лении индекса конкурентоспособности. Принимая в качестве исходной по­сылки положение о том, что какой-либо товар по своим функциональным и качественным показателям с течением времени не ухудшается, можно вы­сказать ряд положений. Если постепенно спрос на этот товар падает, то это объясняется не тем, что товар стал хуже, а тем, что стали лучше товары - конкуренты. Товаропроизводитель, стремясь увеличить объем продаж, заин­тересован в постоянном повышении рейтинга своих товаров. Но так как из­менение рейтинга связано с качественным совершенствованием товара, то именно это регламентирует периодичность обновления рейтинга. Таким об­разом, после любой модернизации или доработки товара товаропроизводи­тель будет ставить вопрос о проведении соответствующей аттестации его товара, позволяющей повысить его рейтинг.

Конкурентные позиции бизнеса

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.