КАНАЛИЗАЦИЯ

ДЮКЕРЫ, ПЕРЕХОДЫ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ТРУБОПРОВОДАМИ

В местах пересечения канализационной сети с реками, оврагами, судоходными и водосточными каналами, железными дорогами, авто­страдами устраивают дюкеры, эстакады и переходы.

Дюкер состоит из входной (верхней) и выходной (нижней) камер и трубопровода (рис. 3.30).

ДЮКЕРЫ, ПЕРЕХОДЫ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ТРУБОПРОВОДАМИ

Рис. 3.30. Дюкер

1 — коллектор; 2—входная камера; 3 ~ направляющие для установки шибера; 4— задвижка; 5 — аварийный выпуск; 6 — напорные трубы; 7 — выходная камера

Средний участок трубопровода укладывают с небольшим уклоном, а боковые наклонные участки (нисходящий и восходящий) — с углом наклона восходящей части дюкерных труб не более 20° к горизонту. Прокладывают не менее двух рабочих линий дюкеров (из стальных труб диаметром не менее 150 мм с усиленной антикоррозионной изоляцией) и только через овраги и суходолы — одну линию из стальных, чугунных, асбестоцементных и железобетонных труб.

Трасса дюкера должна иметь: 1) направление, перпендикулярное пе­ресечению; 2) минимальные длину и глубину заложения труб; 3) наибо­лее благоприятные грунтовые условия; 4) неразмываемые в месте пере­сечения берега и дно реки.

Трассу дюкера на судоходных реках и водоемах согласовывают с управлением судоходства. Подводную часть дюкерных труб укладыва­ют на глубине не менее 0,5 м от дна реки, считая до верха трубы, а в пре­делах фарватера на судоходных реках — не менее 1 м. Расстояние между дюкерными трубами в свету должно быть не менее 0,7—1,5 м.

Входную камеру дюкера (рис. 3.31) разделяют бетонной стенкой на две части: мокрую и сухую. В мокрой размещают открытые лотки, в су­хой — трубы, задвижки или щитовые затворы, с помощью которых можно выключать любой из трубопроводов дюкера. Размеры камер в плане зависят от числа и диаметра труб. Расстояние между трубами в камере принимают не менее 400 мм, а ширину боковых проходов — не менее 250 мм; для труб диаметром более 500 мм эти расстояния удваивают. Высота камер должна обеспечивать удобство обслуживания и размещения задвижек и затворов и быть не менее 1800 мм, считая от бермы лотка до перекрытия. Открытые лотки набивают по плавным кривым из бетона марки 200 с железнением поверхности. Высота лот­ков равна диаметру самотечного коллектора.

Камеры оборудуют люками, лестницами или скобами для опускания рабочих, а на коллекторах диаметром более 700 мм и ограждающими решетками. Если размеры люков недостаточны для опускания через них задвижек и снарядов, предназначенных для прочистки труб, то уста­навливают дополнительно люки больших размеров или делают съемное перекрытие. Камеры следует выполнять из сборных железобетонных ко­лец и элементов, а в случае сложной конфигурации — из монолитного бетона и как исключение из кирпича. При водоносных грунтах наруж­ную поверхность камеры покрывают битумом, внутренние бетонные сте-

ДЮКЕРЫ, ПЕРЕХОДЫ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ТРУБОПРОВОДАМИ

Рис. 3.31. Входная камера дюкера из сборных железобетонных блоков

I — прямоугольный коллектор; 2 — блоки; 3—-вставка из монолитного железобетона; 4 — направляю­Щие для шиберов; 5 —лестница для спуска; 6— вентиляционная труба; 7 — механизированные щи­товые затворы; 8 — трубы дюкера; 9 —- съемные решетки, Ю — металлические ограждения; // — лот­ки из монолитного бетона марки 200

Ны торкретируют, а у кирпичных стен швы расшивают цементным рас­твором. Устраивают аварийный выпуск из верхней камеры дюкера или из ближайшего колодца перед дюкером.

На трубах дюкера большой протяженности, прокладываемых через поймы и долины, рекомендуется устанавливать колодцы с ревизиями, а в пониженной части — выпуски для опорожнения и промывки дюкера на случай ремонта.

Дюкер заканчивается Выходной камерой, где напорные трубы пере­ходят в самотечный коллектор. Здесь же устанавливают шиберы.

Разность отметок уровней воды и лотков подводящих и отводящих коллекторов во входной и выходной камерах определяют расчетом. Она равна сумме всех гидравлических потерь на трение и местные сопротив­ления в дюкере. Дюкеры должны проверяться на пропуск расчетного расхода при выключении одной трубы с учетом допустимого подпора.

Дюкерные трубы недоступны для осмотра, а потому для обеспечения надежной и бесперебойной работы расчетные скорости течения неосвет- Ленной жидкости в них принимают не менее T м/с, а в коллектора перед Дюкером — не более скорости в дюкере.

В общесплавных системах канализации дюкеры должны уклады­ваться не менее чем из двух труб, при этом диаметр одной из них пре­дусматривается на пропуск расхода в сухую погоду с необходимыми скоростями.

В Москве освоен способ укладки дюкера одновременно из двух ли­ний в подготовленную траншею в течение одной ночи без перерыва на реке судоходства и без разборки набережных.

Эстакады устраивают при пересечении самотечных коллекторов с ов­рагами. Эстакада по конструкции более проста, чем дюкер, и может одновременно использоваться как пешеходный мост (рис. 3.32). Эста-

ДЮКЕРЫ, ПЕРЕХОДЫ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ТРУБОПРОВОДАМИ

Рис. 3.32. Эстакада через овраг

-продольный разрез; б— поперечный разрез; J — колодец; 2—труба; 3—подпорная стенка; 4 — железобетонный сборный кожух; 5 — железобетонные опоры; 6 — подготовка под короб

Када представляет собой мост на опорах, по которому проложен само­течный трубопровод из длинномерных металлических, железобетонных или асбестоцементных труб в утепленном коробе — футляре.

Эстакады устраивают из сборных железобетонных конструкций на железобетонных опорах или на сваях. Трубы укладывают в коробе на подкладках; их утепляют шлаком, минеральной шерстью, пористым бе­тоном, пенобетоном.

При укладке коллекторов по эстакадам диаметры труб, наполнение и скорости течения в них принимают такими же, как и у прилегающего участка коллектора. Трубам придают требуемый уклон.

На трубопроводе вместо колодцев устанавливают ревизии для про­чистки труб, а перед эстакадой — аварийный выпуск с согласия орга­нов санитарно-эпидемиологической службы. Расстояние между ревизия­ми принимают 50 м и более аналогично расстановке линейных смот­ровых колодцев (см. § 35). К выбору трассы эстакады предъявляются такие же требования, как и к выбору трассы дюкеров.

Напорные канализационные трубопроводы при пересечении рек и оврагов иногда подвешивают в утепленных коробах к пролетам су­ществующих мостов.

Переходы под железными и автомобильными дорогами применяют: для дорог, проходящих в глубоких выемках, — дюкерные (рис. 3.33, а), а в остальных случаях — самотечные (рис. 3.33, б).

Переходы под железными и автомобильными дорогами I и II класса и магистральными городскими проездами проектируют в металлических или железобетонных футлярах, в непроходных и проходных туннелях. Металлические футляры прокладывают продавливанием при бестран­шейной проходке. При пересечениях канализационными линиями элек­трифицированных железных дорог необходимо защищать металличе*

Ские трубы от коррозии. Трубопроводы под путями железных дорог и трамвайными путями допускается прокладывать без футляра или без туннеля: безнапорные линии — из напорных чугунных или железобетон­ных труб, а напорные — из стальных.

При трассировке переходов под автомобильными и железными до­рогами необходимо предусматривать пересечение в местах с возможно меньшим числом железнодорожных путей и перпендикулярно им, а так­же обеспечивать бесперебойное движение транспорта и предохранение дороги от размыва при повреждениях труб.

ДЮКЕРЫ, ПЕРЕХОДЫ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ТРУБОПРОВОДАМИ

9

Рис 3 33. Переходы под железнодорожными путями

А ~ дюкером; б — в футляре, 1 — входная камера; 2— дюкерные трубы; 3 — стул из железобетона; 4—-основание под стул, 5—выходная камера; 6—ремонтный участок, 7 —футляр из стальных труб, 8 — самотечный коллектор; Р—приямок

На напорных трубопроводах под магистральными железными и ав­томобильными дорогами устанавливают колодцы с отключающими устройствами с обеих сторон перехода, а на самотечных — только с верх­ней стороны. Расстояние от колодца до крайнего рельса, бордюрного камня или подошвы насыпи принимается не менее 5 м, а до бровки вы­емки или водоотводных устройств — не менее 3 м.

Расстояние по вертикали от подошвы рельса железнодорожных пу­тей или покрытия автомобильной дороги до верха трубы, футляра или туннеля следует принимать: при открытом способе производства ра­бот— не менее 1 м; при закрытом способе производства работ путем продавливания или горизонтального бурения — не менее диаметра фут­ляра или туннеля, но не менее 1,5 м; при щитовой проходке — не менее диаметра щита.

Проекты переходов под железными и автомобильными дорогами I и II категории необходимо согласовывать с органами министерств путей сообщения СССР или автомобильного транспорта и шоссейных дорог союзных республик.

Переходы дюкериого типа (см. рис. 3.33, а) под дорогами укладыва­ют с соблюдением тех же условий, что и дюкеры под реками. В перехо­дах предусматривают: повышенные расчетные скорости течения, доста­точные диаметр и число труб, надежный материал труб, незначительный наклон восходящего участка, аварийные выпуски и т. д.

Переходы самотечного типа (см. рис. 3.33, б) выполняют из труб того же диаметра, что и подводящий коллектор, с сохранением неизменных скоростей течения и степени наполнения. Канализационные самотечные

ДЮКЕРЫ, ПЕРЕХОДЫ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ТРУБОПРОВОДАМИ

Рис. 3.34. Пересечение канализационных коллекторов различного назначения

1 — существующий коллектор дождевой канализации; 2 — проектируемый коллектор производствен­но-бытовой канализации; 3 — проектируемый выпуск; 4 —оголовок

Переходы выполняют из стальных, чугунных и железобетонных труб. Типовые переходы разработаны для трубопроводов диаметром 150— 1000 мм.

Переходы под путями могут иметь следующие конструкции: а) труба без футляра (кожуха); б) труба в массивном стуле — бетонном, желе­зобетонном с усиленным перекрытием (см. рис. 3.33, а); в) труба в фут- ляре-кожухе (см. рис. 3.33, б); г) открытый лоток в галерее или туннеле, устраиваемый открытым способом или способом щитовой проходки.

Трубы в массивном стуле под железнодорожными путями укладыва­ют при мелком заложении и открытом способе производства работ. Пе­реход в виде трубы в футляре прокладывают способом продавливания стальной трубы-футляра в грунте под насыпью с помощью гидравли­ческих домкратов или горизонтальным бурением (см. § 40). Внутренние диаметры футляров и непроходных туннелей при прокладке в них тру­бопроводов принимают: при открытом способе производства работ — на 200 мм более наружного диаметра трубопроводов; при закрытом спо­собе производства работ в зависимости от длины перехода и диаметра трубопроводов — по указаниям главы СНиП III-A.11-70 «Техника безо­пасности в строительстве». При укладке в проходных туннелях расстоя­ние от стенки трубы до внутренней поверхности ограждающих конструк­ций и стенок других, трубопроводов необходимо принимать не менее 200 мм.

Размеры проходного туннеля следует принимать с учетом возмож­ности укладки и ремонта в них трубопроводов.

При неглубоком заложении коллектора работы проводят открытым способом с устройством обходного пути или моста из балок либо из рельсового пакета, уложенного на клетки из шпал.

Пересечение коллекторов с другими подземными сооружениями В плане должно быть перпендикулярным. Расстояние между коллек­торами и другими подземными сооружениями, имеющими значительную

Глубину заложения, должно быть таким, чтобы при производстве работ, а также при ремонте была обеспечена сохранность трубопроводов, рас­положенных вблизи места раскопки.

При пересечении коллекторов в одном уровне необходимо предусмат­ривать перепад на одном коллекторе (рис. 3.34). Иногда перестраивают коллектор дождевой канализации, чтобы оставить без перекладки крупный коллектор бытовой канализации. В других случаях переклады­вают коллектор бытовой канализации в виде короткого дюкера, а кол­лектор дождевой канализации оставляют без изменений. Устройство дюкера целесообразно на бытовой канализации, работающей при по­стоянном притоке сточных вод. Аналогичным образом устраивают пере­сечение канализационных коллекторов с различными туннелями.

Иногда допускается пересечение водостоком шелыги канализацион­ного коллектора. Круглое сечение коллектора на небольшом участке ме­няют на полукруглое для уменьшения его высоты в точке пересечения. Коллектор небольшого диаметра при пересечении с крупным водостоком можно заключать в футляр из стальных труб и пропускать через водо­сток без изменения его направления, а водосток в этом месте уширить.

КАНАЛИЗАЦИЯ

Как поддерживать канализацию в хорошем состоянии: полезные практики для домовладельцев

Надежная и безупречно работающая канализационная система - залог комфортного проживания и работы в любом доме. Для того чтобы сохранить ее в хорошем состоянии и избежать неприятных ситуаций, необходимо следовать нескольким …

Виды автономных канализаций для частного дома

Согласно ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., СанПиН 42-128-4690-88, СП 2.1.5.1059-01 и СП 32.13330.2012, запрещено сливать неочищенные сточные воды на грунт или в водоём. Это может привести к экологической катастрофе …

Разводка канализации

Канализационные трубопроводы предназначены для отвода отработанной питьевой и технической воды, это сложная и важная система обеспечения жизни, создание ее связано со множеством нюансов. На сегодня канализационные системы, созданные в прошлые …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.