КАК КИНО СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

«ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ»

Как же можно снимать движущиеся предметы, а затем воспроизводить их в движении на экране?

Рассмотрим сперва устройство и работу простейшего съёмочного киноаппарата.

Съёмка кинофильмов производится на прозрачной плёнке из гибкого материала — целлулоида, покры­того светочувствительным слоем. Плёнка режется в виде узкой длинной ленты шириной в 35 миллиметров.

подпись:

Рис. 13. Киноплёнка с перфорацией.

подпись: рис. 13. киноплёнка с перфорацией.

I

подпись: iПеред съёмкой рулон такой плёнки помещается в светонепроницаемую метал­лическую коробку — кассету. Кассеты современных киносъёмочных аппаратов вмещают в себя до 300 метров плёнки — количество, достаточное для непрерыв­ной съёмки движущихся предметов в течение 10—15 минут.

При съёмке, при обработке заснятой киноплёнки и при демонстрации её в кинотеатре киноплёнка движется с определённой скоростью. Для этого плёнка снабжается так называемой перфорацией — двумя рядами отверстий, расположенных по боковым сторонам плёнки на строго одинаковом расстоянии друг от друга (рис. 13). Кассета с плёнкой вставляется в тёмную камеру съёмоч­ного аппарата, очень похожую на камеру фотоаппарата.

Ящик

«ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ»

Тнка

Обзектив

Обтюратор

Грейфер

Лод'ающая

Кассета

■Рриетая

Кассета

Рис. 14. Простейшая схема киноаппарата, предназна­ченного для съёмки фильмов.

Камера аппарата для киносъёмки отличается от фото" графической в основном тем, что имеет специальный механизм для передвижения плёнки (рис. 14).

Однако светочувствительная плёнка не может двигаться в киноаппарате непрерывно. Чтобы запечатлеть изображе­ние предмета, она должна на какой-то, хотя бы на самый короткий, промежуток времени остановиться против объектива съёмочной камеры.

Зубчатый

Барабан

подпись: зубчатый
барабан

Шип

подпись: шип

Шайба

подпись: шайба

Рис. 15. Это нехитрое приспособление обеспечивает прерывистое движение ки­ноплёнки. Барабан быстро поворачивает­ся на четверть оборота, когда шайба делает полный оборот и шип входит и вырез мальтийского креста.

подпись: рис. 15. это нехитрое приспособление обеспечивает прерывистое движение ки-ноплёнки. барабан быстро поворачивается на четверть оборота, когда шайба делает полный оборот и шип входит и вырез мальтийского креста. «ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ»

Мальтийский крест

подпись: мальтийский крестПростейшим приспособлением, обеспечивающим пре­рывистое движение киноплёнки, является сочетание так называемого мальтий­ского креста с зубча­тым барабаном, изве­стное в технике ещё задолго до изобрете­ния кинематографа (рис. 15). В этом ос­троумном механизме шайба вращается не­прерывно. Когда она сделает полный обо­рот и шип войдёт в вырез мальтийского креста, барабан бы­стро поворачивается на четверть оборота и передвигает плёнку на один снимок или, как его называют, кадр. В современных съёмочных и проек­ционных киноаппа­ратах для прерыви­стого передвижения плёнки применяются более сложные механизмы, называемые грейферами (см. рис. 14).

Как быстро движется при съёмках киноплёнка?

Мы уже знаем, что глаза человека сохраняют зритель­ные впечатления в течение примерно 0,1 доли секунды. Следовательно, чтобы получить на экране впечатление непрерывно движущегося изображения, нужно снимать на плёнке не менее 10 изображений в секунду.

Для установок немого кино принято производить съёмку со скоростью 16 отдельных снимков-кадров в секунду. Частота съёмки для звукового кинематографа ещё ббль - шая — в секунду снимается 24 кадра.

Таким образом, шестнадцать раз за одну секунду дви­жущаяся плёнка останавливается у объёктива и снова приходит в движение. Во время перемещения плёнки объек­тив аппарата, конечно, должен быть закрыт. Световые лучи, идущие от снимаемого предмета, должны действовать на светочувствительный слой плёнки только в тот момент, когда плёнка стоит неподвижно; в противном случае изо­бражения не получится. Для этого в киноаппаратах имеется специальное приспособление, закрывающее объектив в мо­мент перемещения плёнки. Это приспособление называется обтюратором. Обычно это чёр­ный жестяной кружок с вырезан­ными частями (рис. 16). При кино­съёмке обтюратор вращается; при этом скорость его вращения строго согласована со скоростью передвиже­ния плёнки.

«ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ»Как же производится киносъёмка? Кинооператор, то-есть человек, Рис. 16. Обтюратор, производящий съёмку, устанавливает съёмочную камеру в нужном положег нии на особой подставке — штативе. Вслед за этим он производит наводку объектива на фокус. Кроме того, в спе­циальное окошечко оператор рассматривает снимаемые предметы и выбирает нужное размещение изображения в кадре плёнки. После этого можно начинать съёмку - Кино­оператор вращает ручку съёмочной камеры или включает специальный мотор, автоматически приводящий в движе­ние все механизмы камеры: грейфер, обтюратор, барабаны для передвижения плёнки.

Специальный зубчатый барабан непрерывно извлекает плёнку из подающей кассеты (см. рис. 14). На короткую долю секунды плёнка останавливается против открытого объектива, при этом производится съёмка очеред­ного снимка — кадра. Затем крыло обтюратора прикрывает объекте в, и грейфер быстро передвигает плёнку вниз на величину одного кадра. После этого плёнка снова остана­вливается, обтюратор открывает объектив, производится съёмка нового кадра и т. д.

Отснятая плёнка подаётся зубчатым барабаном в так называемую приёмную кассету и по окончании съёмки вынимается вместе с этой кассетой из аппа­рата.

Так устроен и работает простейший съёмочный кино­аппарат.

«ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ»В настоящее время, однако, применяются аппараты во много раз более сложные (рис. 17). Они снабжаются целым набором объективов, позволяющих снимать предметы более или менее резко, уда­лённые от съёмочного аппарата на сотни метров и т. д.

После съёмки кас - сзты с плёнкой по­ступают в обработку.

В специальных про­явочных машинах плёнка проявляется, закрепляется, промы­вается водой и су­шится. Всё это де­лается так же, как и при обработке фо­тографической пла­стинки.

Отдельные куски отснятой и прояв­ленной затем плёнки склеиваются друг с другом в определён­ной последовательно­сти. Это производится в монтажных мастер­ских киностудий. За­тем в нужных ме­стах в плёнку ВКЛеи - Рис. 17. Одни из современных аппара - ваются куски другой тов для съёМ1<и кинофильмов,

Плёнки с поясняю­щими надписями. Негатив будущего немого кинофильма готов.

Он поступает на копировальную фабрику, где с него делается несколько сотен отпечатков — позитивов, так называемых фильмокопий. Фильмокопии рассы­лаются по кинотеатрам.

Для демонстрации кинофильма на экране служит осо­бый проекционный киноаппарат—кинопроектор. Это —
проекционный фонарь, снабжённый механизмом для пере­движения плёнки.

Оптическая система проектора, снабжённая сильным источником света, воспроизводит на экране изображение, заснятое на плёнке. В проекционном киноаппарате плёнка движется так же, как перемещалась она в съёмочной камере. Каждый кадр останавливается перед объективом на корот­кое время, затем обтюратор прикрывает объектив и один кадр почти мгновенно сменяется другим.

Смена кадров происходит столь быстро, что на экране мы наблюдаем лишь слабо заметное мигание света. Скорость движения плёнки при демонстрации кинокартины должна быть такой же, как и при съёмке. Если скорость плёнки увеличить, движение на экране будет неправдоподобно ускоренным, например, спокойно идущий человек вдруг побежит. Наоборот, при замедленном движении плёнки мы увидим на экране вялые, ленивые движения.

Долгое время после своего возникновения кинематограф имел большой недостаток. На экране показывались только движущиеся изображения, без звука. Поэтому кинемато­граф образно называли «Великим немым». Понадобились ещё годы упорного труда, чтобы «Великий немой» заговорил. О том, как это случилось, рассказано в следующей главе.

КАК КИНО СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

«Пушкин»: стоит ли смотреть?

Стоит ли смотреть новый сериал «Пушкин»? Это современная комедия, рассказывающая о том, как вор-карманник случайно попал на съемки сериала о русском поэте. Подробности о сюжете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

М Ы рассказали о замечательном изобретении — кине­матографе— и о том, где и как это изобретение приме­няется в наши дни. Кино поставлено в Советской стране на службу науке, культуре, народному …

КИНО И ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИЕЙ

При помощи кино облегчается и ускоряется приобрете­ние людьми трудовых навыков, освоение профессии. Совет­ский академик Е. А. Чудаков ещё в довоенные годы пред­ложил создать специальный кинокурс «Автомобиль». Это предложение было принято …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.