КАК КИНО СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАПИСИ ЗВУКА НА КИНОПЛЁНКУ

Пользуются широкой известностью две системы записи звука. Обе они разработаны представителями советской ки­нематографии—проф. П. Г. Тагером и проф. А. Ф. Шориным.

По способу проф. Тагера звукозапись производится следующим образом (рис. 23).

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАПИСИ ЗВУКА НА КИНОПЛЁНКУ

Рис. 23.Упрошенная схема записи звука на плёнку по способу проф. П. Г. Тагера.

Записываемые звуки улавливаются мембраной микро­фона и превращаются в колебания электрического тока. Пройдя усилительное устройство, этот ток усиливается в сотни тысяч раз и попадает в так называемый моду­лятор света. Это — прибор, превращающий коле­бания электрического тока в световые колебания. Он представляет собою небольшой сосуд, наполненный особой жидкостью — нитробензолом; в неё помещены пластинки — электроды, к которым и подведены провода от уси­лителя. Нитробензол обладает замечательной особенностью изменять свои светопреломляющие свойства в зависимости от изменения силы электрического тока, идущего от усили­теля к электродам модулятора.

Модулятор стоит на пути световых лучей, направляемых от спокойно горящей электрической лампочки через щель и объектив к непрерывно движущейся светочувствительной плёнке, на которой должен быть записан звук -

Проходя в нитробензоле между электродами моду­лятора, свет под влиянием меняющегося электрического тока будет то ярче, то слабее. Поэтому, падая за модулято­ром на движущуюся киноплёнку, он окажет различ­ное химическое воздействие на её светочувствительный слой. Звуковые колебания будут сфотографированы.

На плёнке, между снимками-кадрами и перфорацией, появится узкая «звуковая дорожка»), или фонограмма.

Она будет состоять из параллельных чёрточек, одинаковых по высоте, но отличающихся шириной и степенью про­зрачности (рис. 24).

Система Тагера называется интенсивной, или тоновой.

Рис. 24. Так выглядит «звуковая дорпжкэ» (слева), записанная на плёнку по способу проф. П. Г. Тагера.

подпись: 
рис. 24. так выглядит «звуковая дорпжкэ» (слева), записанная на плёнку по способу проф. п. г. тагера.
Ещё более простой модулятор света был предложен заслуженным деятелем науки и техники В. Д. Охотнико­вым совместно с А. Машковичем в 1929 году. По своему устройству этот модулятор походит на обычную электрическую лампочку накаливания (более подробно об этом, а также вообще о различных способах записи звука см. брошюру «Научно-попу­лярной библиотеки» Гостехиздата —

В. Д. Охотников «В мире застывших звуков»).

После того как процесс звукоза­писи закончен, плёнка подвергается такой же обработке, как и любая негативная киноплёнка с отснятыми на ней кадрами. В результате полу­чается негатив фонограммы. При изготовлении позитива кинокартины на одной и той же позитивной плён­ке печатается сначала зрительный ряд (изображение), а потом фонограмма.

Способ звукозаписи, разработан­ный проф. А. Ф. Шориным отли­чается от описанного также устрой­ством модулятора света. В аппарате Шорина исполь­зован в качестве модулятора так называемый струн­ный гальванометр.

Вот как записывается звук по способу проф. Шорина (рис. 25). Световые лучи от небольшой электрической лампочки, пройдя через узкую щель и специальный объ­ектив, падают в виде узенькой полоски на непрерывно движущуюся светочувствительную плёнку. На пути лучей, как и в аппарате Тагера, установлен модулятор света. Но здесь он представляет собой магнит с натянутой между его полюсами нитью из дюралюминия. Через эту нить и пропускается усиленный электрический ток, идущий от микрофона.

Так как сила электрического тока, проходящего через нить, всё время изменяется, благодаря звуковым коле­баниям, то в такт этим изменениям нить приходит в колеба -

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАПИСИ ЗВУКА НА КИНОПЛЁНКУ

ЗВук

Рис. 25. Упрощённая схема записи звука на плёнку по способу проф. А. Ф. Шорина.

Тельное движение. Она начнёт выгибаться то сильнее, то слабее.

Рис. 26. Фонограмма, записанная на плён­ку по способу проф. А. Ф. Шорина.

подпись: 
рис. 26. фонограмма, записанная на плёнку по способу проф. а. ф. шорина.
Аппарат Шорина устроен таким образом, что когда нить находится в спокойном состоянии, тень от неё по­крывает половину световой щели, сквозь которую освещается плёнка. Во время работы аппарата, когда нить приходит в колебательное дви­жение, она перекрывает световую щель то в большей, то в меньшей степени. В соответствии с этим и плён­ка освещается то сильнее, то слабее. Таким образом, на её светочувстви­тельном слое окажутся записанными малейшие изменения электрического тока, вызванные колебаниями звука перед микрофоном.

«Звуковая дорожка», записанная по способу проф. Шорина, состоит

Из прозрачных и зачернённых час­

Тей, образующих между собой зуб­чатую границу (рис. 26).

Так записывается звук на кино­плёнку.

Надо сказать, что теперь при­меняемые в практике звукозаписы­вающие аппараты отличаются ещё более сложным устройством. Над их совершенствованием работали де­сятки специалистов во всех странах мира. Но в основе
всех этих аппаратов лежат устройства, разработанные нашими советскими учёными: профессорами Тагером, Шориным и заслуженным деятелем науки и техники Охотниковым.

В заключение следует ещё рассказать о том, что скорость движения плёнки при съёмке (а также и при демонстрации) звуковых фильмов примерно в 1,5 раза бельше, чем ско­рость плёнки в немом киноаппарате.

Чем вызвано такое повышение скорости плёнки в звуко­вом кинематографе?

Это необходимо для того, чтобы обеспечить доброка­чественные запись и воспроизведение звука. Действи­тельно, наиболее высокие звуки, которые бывает необхо­димо записать на плёнку, имеют около 10 тысяч колеба­ний в секунду. При принятой в звуковом кино скорости движения плёнки на одно колебание приходится всего

0, 045 Мм длины «звуковой дорожки». Это очень небольшая величина.

И если бы плёнка двигалась медленнее, эта величина стала бы ещё меньше, и изображения отдельных звуковых колебаний на плёнке просто слились бы. В этом случае хорошего воспроизведения звука не удалось бы получить.

КАК КИНО СЛУЖИТ ЧЕЛОВЕКУ

«Пушкин»: стоит ли смотреть?

Стоит ли смотреть новый сериал «Пушкин»? Это современная комедия, рассказывающая о том, как вор-карманник случайно попал на съемки сериала о русском поэте. Подробности о сюжете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

М Ы рассказали о замечательном изобретении — кине­матографе— и о том, где и как это изобретение приме­няется в наши дни. Кино поставлено в Советской стране на службу науке, культуре, народному …

КИНО И ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИЕЙ

При помощи кино облегчается и ускоряется приобрете­ние людьми трудовых навыков, освоение профессии. Совет­ский академик Е. А. Чудаков ещё в довоенные годы пред­ложил создать специальный кинокурс «Автомобиль». Это предложение было принято …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua

За услуги или товары возможен прием платежей Онпай: Платежи ОнПай