Японский культ чая
Японцы позаимствовали культ чая у своего соседа - Китая. Ввезенный оттуда чай впервые упоминается в Японии тогда, когда столицей была Нара (710-784). Первыми чай стали употреблять буддийские монахи, причем как лекарство. Миряне начали пить чай в эпоху Хайан (Heian) (784-1185). По инициативе императора было увеличено возделывание чая. Общедоступным он стал, однако, только с 1192 г., когда столицей стала Камакура, тогда буддийский монах Ейсай Мюоан (Eisai Муоап) привез из Китая новые семена чая. Культ чая (chado) начался во время правления династии Асикага (Ashikaga) (1338-1565), но особого расцвета достиг при правлении династии Токугава (1600-1867).
В 729 г. император Шому (724-748) пригласил сто буддийских жрецов, чтобы вместе с ними читать книгу Ханниакио (Hannyakyo).
|
Для чайной церемонии нужно немного: комната примерно 9 кв. м, посередине очаг; необходимые принадлежности: ложка для разливания чая, бамбуковая кисточка для взбивания зеленого чая и простые, удобные керамические пиалы. В традиционном японском доме тонкие
|
Подвижные стены отделяют чайную комнату от сада или альпинария, столь естественных, будто их создала сама природа.
|
На следующий день он угостил жрецов чаем. Первое возделывание чая связано с Сайхо (Saicho), основателем секты тендай. В 805 г. Сайхо посадил привезенные им из Китая семена чая в Сакамото, недалеко от Киото. Затем интерес к чаю пропал. И снова оживился только в 1168 г., когда жрец Ейсаи, основатель секты цэн в Японии, посадил чай недалеко от Фукуока. Введение чайной церемонии связано с буддийским жрецом Мусо Кокуши, который получил в подарок дайсу - полочку для чайных приспособлений, и он начал собирать правила приготовления чая. Правила в их классической форме были сформулированы в 1564 г. знаменитым мастером приготовления чая Сен но Соеки, который более известен как Рикиу. Он записал правила на стене первого чайного домика в Хигашияме близ Киото: «Когда гости собрались, нужно оповестить об этом, постучав деревянной доской (хан). Необходимо настроиться на очищение помыслов. Только после того, как хозяин пригласит гостей, они могут войти в дом. Принадлежности для чая и еда должны быть простыми. Те, кто не способны оценить красоту природы и сада, лучше пусть сразу покинут дом.
Когда кипящая вода зашелестит, как теплый сухой ветерок, тогда зазвенит колокольчик, и гости могут войти в чайную комнату. Строго запрещается не обращать внимания на воду и очаг. В чайной комнате и за ее пределами запрещаются разговоры о мирских делах. Хозяин и гости не должны льстить друг другу.
Собрание не должно длиться более 2 часов (по старому исчислению это соответствует нашим 4 часам). Но нет ничего плохого в том, если за беседой о буддизме или эстетике гости останутся дольше. Эти семь правил составляют основной закон чайной церемонии, и кто хочет по-настоящему насладиться чаем, не должен пренебрегать ими».
Так в чем же тайна чайной церемонии? Какуцо Окакура говорит в своей книге о культе чая, основанном на восхищении прекрасным среди грязи повседневности: «Культ чая заключает в себе чистоту и гармонию, таинство сострадания, романтику общественной упорядоченности. По своей сути он является почитанием несовершенства, поскольку он - лишь тщетная попытка достичь совершенства в нашей несовершенной жизни».
И далее: «Изоляция Японии от прочего мира была очень полезна для развития чайной церемонии и самопознания. Наш дом, наши обычаи, одежда, кухня, наш фарфор, лаковая живопись и даже наша литература - все развивалось под влиянием изоляции. Каждый, кто изучает японскую культуру, не может не понимать этого. В обыденной речь есть выражение «человек без чая внутри», так мы говорим о человеке, который не понимает трагикомичности собственных переживаний. Однако мы отвергаем и неистовых эстетов, которые не обращают внимания на мирские трагедии и дают увлечь себя своим необузданным чувством, о таких мы говорим: «У него слишком много чая внутри»».
|
Ритуальное действо перед чайной церемонией: очищение у источника в саду, тем самым облагораживаются мысли и забывают о социальном положении участников чайной церемонии.