Расчет и выбор комплектных электроприводов и их компонентов
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Широкий спектр продукции, представленной на современном рынке регулируемых электроприводов, в сочетании с высокопроизводительными компьютерными средствами автоматизации обеспечивает возможность решения прикладных задач автоматизации любого уровня сложности. Актуальной задачей, возникающей сегодня перед проектировщиком систем автоматизации типовых производственных механизмов и технологических комплексов, является расчет и выбор компонентов комплектных электроприводов машин и комплексов по следующим критериям, определяющим технические и экономические показатели создаваемых систем:
Обеспечение требуемых технических характеристик системы; соответствие международным стандартам и положениям; экономичность принимаемых технических решений; надежность и универсальность;
Устойчивость к внешним факторам, действующим со стороны нагрузки, питающей сети, окружающей среды;
Оптимизация по критериям энерго - и ресурсосбережения; простота в обслуживании и ремонтопригодность.
Тщательная проработка технических решений при первоначальном расчете и выборе комплектного электропривода, как правило, помогает предотвратить появление проблем при пуско-наладке и дальнейшей эксплуатации электропривода, а также снизить уровень затрат на внедрение системы.
Приведем общие положения, на которые необходимо обращать особое внимание при выборе электропривода переменного тока на базе асинхронного двигателя.
• Выбор номинальной мощности преобразователя частоты по номинальной мощности двигателя не является достаточным. При выборе стандартных приводов в общем случае необходимо осуществлять проверку соответствия номинального тока двигателя номинальному выходному току преобразователя, т. е. соблюдение условия /дв < /пр. Выбор мощности привода, предназначенного для механизма с постоянным моментом нагрузки, требует предварительного анализа нагрузочной диаграммы этого механизма в целях проверки способности преобразователя выдерживать ожидаемые перегрузки.
• Учет требуемого рабочего диапазона регулирования скорости двигателя. Работа в области частот выше номинальной (50 Гц), как правило, возможна только при пониженном моменте двигателя, т. е. при Мт < Мт ном = (9550Рдв. ном)/ядв. ном (где Мдв. ном — номинальный момент двигателя, Н м; Ршном — номинальная мощность двигателя, кВт; «дв. ноч — номинальная частота вращения ротора двигателя, об/мин). Необходимо также учитывать, что максимальная частота вращения ротора определяется параметрами механической части двигателя. При работе двигателя в области низких частот с моментом, близким к номинальному, необходимо учитывать параметры системы охлаждения двигателя. Во избежание перегрева, а следовательно, потерь мощности двигателя в этом режиме требуется использовать принудительную вентиляцию.
• Возможность работы привода в тормозном режиме с отдачей энергии торможения через модуль инвертора на звено постоянного тока. При проектировании приводов подъемно-транспортных машин, устройств размотки материала и прочих механизмов с большим моментом инерции, режим работы которых подразумевает быструю остановку или резкое снижение скорости, необходимо предусматривать тормозные модули (тормозные резисторы) либо модули рекуперации энергии торможения в питающую сеть.
• Учет длины силового кабеля для подключения двигателя. При превышении допустимой длины кабеля требуется предусматривать специализированный фильтр на выходе преобразователя частоты и учитывать дополнительные потери мощности в фильтре и питающем кабеле.
Для надежного функционирования электропривода необходимо обеспечить соответствие параметров питающей сети техническим характеристикам преобразователя.
Допустимые отклонения номинальных параметров питающей сети. Преобразователи частоты, серийно выпускаемые фирмами — производителями приводной техники, предназначены для эксплуатации в сетях с ограниченными значениями напряжения питания и частоты. Так, например, преобразователи частоты Simovert VC фирмы Siemens могут эксплуатироваться в сетях с следующими рабочими диапазонами трехфазного переменного напряжения: от 200 В -15 % до 230 В +15 %; от 380 В -15 % до 480 В +10 %; от 500 В -15 % до 600 В +10 %; от 660 В -15 % до 690 В +15 %.
Номинальная частота питающего напряжения для данных преобразователей должна лежать в пределах (50/60 Гц) ±6 %.
В некоторых случаях указанные пределы могут быть превышены. Например, питающее напряжение может резко возрасти на конечных участках длинных магистральных линий в вечерние часы и выходные дни, когда отключаются мощные потребители. При питании электроприемников от локальных источников электроэнергии (например, дизель-генераторов) возможно значительное снижение питающего напряжения. При проектировании электропривода необходимо проводить оценку возможных отклонений параметров питающей сети от номинальных.
Искажения в питающей сети. В большинстве случаев частота и напряжение питающей сети находятся в пределах нормы, однако периодически в сети возникают возмущения, которые могут привести к возникновению неисправностей или выходу из строя преобразователя. Для предотвращения таких ситуаций необходимо обращать внимание на следующие факторы: наличие обору
дования для коррекции коэффициента мощности сети (так как, например, переключение ступеней конденсаторной установки может вызвать большие броски напряжения, которые часто являются причиной выхода из строя преобразователей частоты); наличие мощного сварочного оборудования, особенно контактных и высокочастотных сварочных аппаратов; наличие других приводов, полупроводниковых преобразователей электротермических систем и т. д. Современные преобразователи частоты способны выдерживать довольно интенсивные возмущения в питающей сети, например броски напряжения до 4 кВ. Однако перечисленное оборудование может вызвать более мощные искажения. При невозможности устранения исходных причин искажений в питающей сети необходимо, как минимум, предусмотреть установку входных сетевых дросселей в цепи питания преобразователей, а также ограничителей перенапряжений на базе варисторов. Необходимо наличие защиты преобразователя от коротких замыканий в сети и устройства грозозащиты.
Сети с изолированной нейтралью. Некоторые промышленные установки предназначены для работы в условиях повышенных требований к электробезопасности. Как правило, питание таких установок осуществляется от сетей с изолированной нейтралью. Использование преобразователей частоты в таких сетях возможно только при отсутствии входных помехоподавляющих фильтров. При наличии в преобразователе встроенного фильтра подавления электромагнитных помех необходимо удалить конденсаторы фильтра, связанные с корпусом преобразователя. Для предотвращения нежелательных отключений преобразователя от замыкания выходной фазы на землю рекомендуется использовать устройство защитного отключения (УЗО).
Ограничения режимов со стороны двигателя. В стандартном исполнении асинхронный двигатель охлаждается с помощью крыльчатки, вращающейся со скоростью вращения его вала. Этот способ охлаждения эффективен при работе двигателя с номинальным моментом при номинальной скорости (зона 1 на рис. 3.8).
|
При работе в продолжительном режиме на пониженной скорости (зона 3) максимальный момент двигателя ограничен значением, равным 75 % номинального момента при нулевой частоте. Допустимый момент увеличивается до уровня номинального при увеличении частоты вращения до 50 % от номинального значения. При работе двигателя в данной зоне требуется применение вентилятора независимого обдува. Работа двигателя с увеличенным моментом (зона 2) обычно не продолжительна, так как ограничена перегрузочной способностью преобразователя (обычно 150 % номинального тока преобразователя в течение 60 с) и не приводит к перегреву двигателя.
Рис. 3.8. Режимы работы системы ПЧ—АД под нагрузкой:
/ — зона работы с номинальным моментом при номинальной скорости; 2 — зона работы с увеличенным моментом двигателя; 3 — зона продолжительной работы на пониженной скорости
Рис. 3.9. Механические характеристики различных Mt нагрузок:
1 — с постоянным моментом, не зависящим от частоты; 2 — с переменным моментом, зависящим от частоты; 3 — с нелинейной зависимостью момента от частоты
Работа стандартных асинхронных двигате - ^^^^
Лей в диапазоне частоты выше номинальной, %
Как правило, ограничена двойной номинальной частотой вращения двухполюсного двигателя (6000 об/мин) вследствие наличия ограничений со стороны подшипников. Однако в данном режиме происходит снижение потока магнитного возбуждения (так как выходное напряжение преобразователя ограничено значением входного напряжения), что влечет за собой уменьшение максимального момента двигателя пропорционально повышению частоты вращения выше номинального значения. Если обмотки стандартного асинхронного двигателя с параметрами Л/А 380/220 В соединить треугольником (номинальное напряжение двигателя £/д„ ном = 220 В) и питать его через преобразователь частоты с номинальным входным напряжением 400 В, номинальный момент можно обеспечить на частоте п{ = — 1,73идвном.
Тип нагрузки механизма. Выбор системы преобразователь частоты—двигатель определяется требованиями, предъявляемыми к диапазону регулирования скорости, и характеристикой нагрузки приводного механизма. Соотношение между частотой вращения п двигателя и моментом нагрузки Мп различно для разных классов машин и механизмов (рис. 3.9). Большинство из них могут рассматриваться как нагрузки с постоянным, не зависящим от частоты вращения моментом (прямая 1). Типичным примером таких механизмов являются конвейеры, компрессоры и т. д.
Некоторые механизмы следует рассматривать как нагрузки с переменным моментом, зависящим от частоты вращения (кривая 2). Типичным примером таких нагрузок служат центробежные насосы и вентиляторы. Момент нагрузки этих механизмов пропорционален квадрату частоты вращения, а потребляемая мощность соответственно пропорциональна частоте вращения в третьей степени. Данный факт означает, что снижение частоты вращения двигателя приводит к значительному снижению мощности, потребляемой механизмом, и соответственно обеспечивает экономию электроэнергии, что является основной причиной применения регулируемых электроприводов вентиляторов и насосов.
|
Некоторые механизмы имеют нелинейные зависимости момента нагрузки от частоты вращения (кривая 3). Выбор двигателя для таких механизмов требует предварительного анализа их механических характеристик, так как необходимо обеспечить достаточный запас по моменту двигателя для реализации всех требуемых режимов работы механизма. Отдельного рассмотрения требует режим пуска привода, т. е. выбранный двигатель должен обеспечивать достаточный пусковой момент и момент, требуемый для ускорения механизма (см. подразд. 3.2.3).