ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Достижения сетевого общества в системе общественных институтов в Европе

Концепция сетевого общества постепенно проникла в различные сферы

72

нашей реальности, заставив по-другому воспринимать музыку, ставшую

первым шагом к «оцифровке» нашей повседневной действительности; возлагать иные ожидание на СМИ, что обрели (или должны были бы обрести) полную независимость; наконец по-новому посмотреть на эстетику музейного искусства, оказавшегося в нелимитированном доступе в Сети.

Безграничной стали индустрия развлечений; не знает территориальных барьеров современная система образования. Самые способные абитуриенты сегодня не думают о национальной принадлежности университетов, которые они выбрали своей альма-матер. Основание выбора - качество образовательной программы и её соответствие индивидуальным интересам. Географическое месторасположения не имеет значения.

Среди приоритетных направлений в развитии сетевого общества сегодня можно выделить следующие:

Information Society Информационное общество

E-Learning

(Электронное

обучение)

E-Business

(Электронный

бизнес)

E-Entertainment

(Электронные

развлечения)

/

ч

E-Culture

(Электронная

культура)

E-Health

(Электронная

система

здравоохранения)

E-Science

(Электронная

наука)

В настоящий момент развитие глобального информационного общества по каждому из направлений идет довольно быстрыми темпами. Об этом свидетельствует ряд реализованных наиболее развитыми и прогрессивными странами мира инициатив.

В Европе, в силу активной политики Европейской Комиссии и целевых программ правительств стран Евросоюза, сложилось несколько ключевых моделей информационного общества, характерных для развития отдельных стран. Для того чтобы наша картина современного состояния ИО в Европе была более или менее полной, приведем краткое описание некоторых из этих концепций. Мы не ставим перед собой целью раскрыть каждую из развивающихся концепций, но постараемся обратить внимание на ряд наиболее успешных и интересных инициатив, реализованных разными странами в рамках построения глобального информационного общества.

Центрально-европейская модель: Германия, Франция,

Великобритания, Ирландия

Германия73. В сентябре 2000г. стартовала национальная программа «Интернет для всех», явившаяся инициативой правительства Германии и лично федерального канцлера Герхарда Шредера. Вместе с этой программой была принята к реализации концепция продвижения современных информационных технологий в различные отрасли народного хозяйства «Инновации и рабочий места в информационном обществе XXI века», ориентированная на развитие электронной экономики и торговли, расширение сферы использования Интернета в системе всеобщего образования, равно как и снижение стоимости

Интернет-услуг для граждан и обеспечение информационной безопасности в киберпространстве. Также была запущена инициатива «СоюзОнлайн2005», целью которой явилась организация функционирования электронного правительства. На сегодняшний день Интернет стал важным инструментом взаимодействия федерального правительства и общественности, посредством «электронной газеты», содержащей информацию по текущим политическим вопросам и цитирующей выступления канцлера, а также ряда правительственных веб-сайтов, предназначенных как для жителей Германии и находящихся за рубежом граждан страны, так и для зарубежных германских представительств, включая посольства, консульства и т. д.

Очень скоро разработанные программы дали свои плоды. Так, уже к сентябрю 2001г. все немецкие школы были оснащены компьютерами и подключены к Интернету. В целях введения в эксплуатацию в общеобразовательных и высших учебных заведениях новейших информационных технологий Министерство образования Германии разработало программу «Новые СМИ в образовании» и выделило более 600млн. марок на реализацию проекта в период с 2000 по 2004г. г. Также правительство Германии совместно с бизнес-сектором создало 70 тыс. учебных мест по проблематике ИКТ. Было введено несколько социально-направленных образовательных программ в сфере информатики, причем особое внимание здесь было уделено проблеме преодоления разрыва между мужчинами и женщинами, обучающимся дисциплинам, связанным с развитие высоких технологий. Немецкое правительство выделило более полутора миллиардов евро на реализацию научно-исследовательских и образовательных программ в период до 2006г.

Существенно увеличилось число пользователей Интернета (до 50% населения в 2003 г.), причем значительную часть теперь составляют женщины.

С приходом средств массовой информации в Интернет немецкие медиа­концерны понесли существенные финансовые убытки. Электронный медиарынок в момент своего появления стал в Германии, скорее, разочарованием, чем реализацией новых возможностей. Однако постепенно, чтобы справиться с конкуренцией онлайновых СМИ, традиционные издания стали открывать собственные Интернет-сайты, положив тем самым начало так называемой кросс-медийной эпохе в Германии. Кросс-медийные издания (то есть такие, которые существуют как в печатном виде, так и в он-лайне) привлекают широкую аудиторию рекламодателей, а также пользуются популярностью у читателей. Интернет, по мнению многих немецких специалистов, стал равноправным четвертым (после печатной прессы, радио и ТВ) средством массовой информации и не ставит под угрозу существование традиционных СМИ. В любом случае на данном этапе Интернет не воспринимается немецкими СМИ столько критично, как это было в начале 21 века, и движется в сторону коммерциализации.

Франция - вторая после Германии страна, добившаяся на сегодняшний момент наибольших успехов в сфере строительства информационного общества.

В основе теоретического обоснования развития информационного общества во Франции лежит, тем не менее, ряд существенных противоречий, которые долгое время препятствовали процессам его прогрессивного становления. Безусловно, концепция информационного общества и сегодня представляет собой одну из любопытнейших неразрешенных головоломок XXI века. Однако во Франции ведущиеся в научных кругах споры по поводу самого понятия «информационного общества» интересны прежде всего тем, что, развивая технологии и делая существенные шаги в сторону становления этого самого общества, многие французские ученые по-прежнему считают теорию ИО надуманной и ложной.

Надуманность эта заключается в невозможности, по мнению ученых, интеграции всех социальных институтов в единое пространство посредством технологий, отдельные отрасли должны выделяться и занимать обособленную позицию в социо-системе. «Понимание НИКТ и их интеграция в современные общества, - пишет профессор Института информации и коммуникации в Гренобле Бернар Мьеж - предполагают постоянную связь между техническим и социальным, но при условии, что процесс не может быть унифицирован: образование, здравоохранение, гражданство и территориальные составляющие являются «отраслями», которые по-разному взаимодействуют с технологиями информации и коммуникации74».

Также, по мнению французских идеологов информационного общества, новая общественная формация не может прийти на смену индустриальному или постиндустриальному обществу, а будет только дополнением, расширяющим функции и характеристики индустриального общества, или опцией.

Существенную роль в становлении подобных теорий играет и так называемый «национализм» и антиглобализм французов, в технологическом аспекте выражающийся уже хотя бы в языковом обозначении казалось бы унифицированных англоязычных терминов, для которых французы придумали собственные, «национальные» слова: «ordinateur» вместо компьютера (от англ. computer), «numerique», гораздо реже «digital» для обозначение цифровых технологий и т. д.

Важно понимать и то, что французы, в своем стремлении развивать технологии и концепцию общества, построенного на знаниях, хорошо осознают и угрозы, которые несет с собой такое развитие. Так, именно во Франции в свое время появилось наибольшее количество научных публикаций и журнальных статей, исследующих проблемы «двойственности» реальности информационного общества, связанной с изолированием личности в киберпространстве и одиночеством человека, окруженного продвинутыми технологиями и машинами. Именно во Франции зарождается философская теория «общества спектакля75», разработанная для определения основных тенденций информационного общества в 1967г. философом Ги Дебором, которая подчеркивает гиперболизированную степень условности ИО.

Особым является и отношение французских ученых к системе СМИ в структуре информационного общества. По мнению Ж. Бодияра, например, средства массовой информации, на том этапе своего развития, на каком существуют они сегодня, несут не коммуникационную, а скорее наоборот - антикоммуникационную роль: «Ключевая проблема состоит в том, - пишет Ж. Бодияр - что на данный момент СМИ представляют собой однонаправленную коммуникационную систему, поэтому реального процесса коммуникации как взаимодействия передающей и получающей стороны при интерпретации сообщения нет76».

Французская модель ИО отличается от других европейских концепций, прежде всего, четко сформулированной законодательной базой, поддерживающей соответствующие инициативы. Существуют и реализованы на практике отдельные законодательные акты о свободе информатики и коммуникации, о свободе аудиовизуальных СМИ, закон о внедрении электронной цифровой подписи, закон, освобождающий провайдеров от обязанности следить за содержанием информации в Интернете и т. д.

Среди наиболее важных законодательных актов можно выделить Национальный закон «О свободах и информатике», принятый в 1978г. и послуживший толчком к созданию соответствующей Национальной комиссии по свободам и информатике, призванной гарантировать соблюдение неприкосновенности частной жизни и других прав аудитории в контексте деятельности СМИ, использующих более современные технологические механизмы распространения информации. На данный момент рассматривается возможность внесения поправок в этот закон, цель которых - обеспечить реальную действенную силу Национальной комиссии, поле деятельности которой на практике пока ограничивается рекомендательными полномочиями.

13 марта 2000г. был принят Закон об электронно-цифровой подписи (ЭЦП), признавший равноправие электронной (цифровой) и традиционной письменной подписей и обозначивший основные механизмы осуществления электронно-цифрового метода визирования документов. Этот закон направлен, прежде всего, на упрощение процедур проведения сделок и транзакций в Интернете.

28 июня 2000г. был утвержден Закон «О внесении изменений и дополнений в закон от 30 сентября 1986г. о свободе коммуникации» («Закон об аудиовизуальных СМИ»), призванный адаптировать существующее французское законодательство к соответствию требованиям ратифицированной Францией «Конвенции о трансграничном телевидении».

9 июля 2004г. был принят важный закон в сфере электронных коммуникационных технологий, упростивший и стабилизировавший процедуры регулирования системы предоставления и использования кабельных услуг. Принятый чуть ранее, в июне 2004г. закон о развитии цифровой экономики содержал ряд мер по регулированию транзакций в электронном пространстве и был направлен на повышение уровня доверия населения к Интернет-экономике.

Другой важной составляющей успеха Франции в области развития информационного общества стал ряд новаторских и эффективных правительственных инициатив.

В январе 1998г. во Франции была запущена одна из первых правительственных программ, ориентированных на развитие

информационного общества «Действия правительства в области информационного общества» (PAGSI), которая предполагала создание эффективных инструментов построения «информационного общества для всех» (позднее сформировалась международная концепция «информационное общество для людей») и делала акцент на достижение универсального доступа граждан к информационно-коммуникационным технологиям. Программа предусматривала широкое внедрение компьютерных технологий в бизнесе, образовании, области развития культурной политики; ставила своей задачей создание онлайновых порталов для административных органов, что должно было стать первым шагом на пути формирования электронного правительства и в то время представляла существенный прорыв в области развития инициатив по созданию ГИО.

Государственная программа PAGSI предусматривала развитие следующих ключевых областей:

■ образование: создание в Интернете образовательной сети;

■ искусство: преобразование культурного наследия Франции в электронную форму - создание виртуальных музеев и библиотек;

■ государственные службы: модернизация государственных служб с целью дать возможность частным компаниям и гражданам получать к ним доступ и осуществлять финансовые и административные операции по Интернету;

■ научные исследования и инновации: поддержка разработки новых технологий и промышленных новшеств с целью развития государственных исследовательских проектов;

■ правовое регулирование: адаптация правовой базы для деятельности в Интернете;

■ электронная коммерция: развитие электронных бирж (электронное снабжение, государственное снабжение) с участием органов власти и частного сектора, а также создание правовой основы для электронных подписей и платежей.

Только за два первых года существование программы количество правительственных веб-сайтов возросло практически в семь раз. Таким образом, Франция выступила в роли одного из пионеров по популяризации целевых инициатив по построению информационного общества на Европейской арене.

Летом 2002г. правительство Жан-Пьера Раффарэна приняло другую целевую программу под названием «За цифровую республику в информационном обществе» (RESO 2007), ориентированную на компьютеризацию школ и высших учебных заведений, а также рост электронной коммерции. Эта программа не могла по своему размаху и финансированию сравниться, например, с аналогичными инициативами в Германии, однако стало очевидно, что ИКТ вошли в список приоритетных для правительства направлений.

Французское правительство признало фактор развития информационно­коммуникационных технологий на национальном ИКТ-рынке и расширение зоны их применения в различных сферах жизни страны критическим критерием конкурентоспособности Франции в международном экономическом, политическом и социо-культурном пространстве.

Программа RESO-2007, предусматривающая переход ко второй фазе «электронной администрации», обозначила пять ключевых направлений развития ИКТ-индустрии:

■ генерализация телематических служб;

■ продвижение в сфере гарантированного обеспечения защиты персональных данных в сети Интернет;

■ укрепление роли ИКТ как бытового инструмента;

■ расширение области демократических дебатов;

■ увеличение роли общественных структур в системе развития электронной администрации.

В настоящее время в развитии информационного общества во Франции по многим показателям использования информационно-коммуникационных технологий наблюдается существенный прогресс. В качестве сравнения

77

приведем показатели 2002 и 2004гг. :

Показатели

Единица

измерения

2002

2004

Использование бытовой техники в домашнем

% от общего числа семей

36%

44%

хозяйстве

Подключение к Интернету

% от общего числа семей

24%

33%

Среднее

время,

проводимое в Сети

Минут/месяц

650

650

Абоненты

мобильной

связи

Количество

36 000 000

42 000 000

Трафик

использования

мобильной

связи

Минут

110

144

SMS

Миллионы

сообщений

1 450

2 572

Наличие WiFi

Процент от общего числа пользователей Интернета

Менее 1%

5%

Проводимые

операции

посредством

электронной

торговли

В миллиардах евро

2,2

4,7

Подключение к PME

В процентах

82

95

В том же 2002г. французы провели исследование потенциальной эффективности системы электронного голосования, организовав в ходе весенних президентских и летних парламентских выборов посредством телекоммуникационных услуг оператора «Франс Телеком» для избирателей двух округов возможность проголосовать с помощью специально оборудованной электронной кабины голосования, в которой идентификация личности избирателя и выбор кандидата происходил посредством тактильного контакта с чувствительным тач-скрином (touchscreen)78. Ради чистоты эксперимента те же самые избиратели дублировали свое голосование обычной формой бумажного бюллетеня. Однако проведенное исследование позволило французскому правительству выявить основные преимущества и недостатки предлагаемой системы.

В идеале система электронного голосования должна была представлять собой совокупность трех компонентов: описанной выше кабины с тач - скрином; системы звукового сопровождения, призванной помочь кандидатам ориентироваться в механизме проведения голосования и высоконадежной защищенной телекоммуникационной сети, по которой данные о голосовании,

считываемые с электронных кабин, установленных в различных точках страны и предназначенных для граждан, физическое присутствие которых в реальных избирательных участках представляет определенную трудность в силу их географической удаленности от муниципальных центров или слабого здоровья, поступали бы на удаленный сервер, ответственный за подсчет голосов, полученных в системе электронного голосования.

Опробованная система не получила пока широкого распространения. Главной причиной оказалась необходимость внесения существенных поправок в действующее французское законодательство о выборах, не предусматривающее на данном этапе возможность удаленного голосования избирателей. Однако сама система представляет определенный интерес и свидетельствует о готовности французов и дальше развивать концепцию электронной демократии, в структуре которой возможность электронного голосования играет важную роль.

Нужно отметить, что в целом большинство проектов «электронного правительства» во Франции были начаты еще в 1998 году при правительстве Жоспена, и в основном были направлены на такие сферы, как налогообложение, таможенные сборы и социальное обеспечение. Большинство этих проектов было быстро реализовано, но они не выдержали увеличения количества обращений к службам, оказались недостаточно устойчивы или не обеспечивали должной безопасности. Тем не менее, в последние годы государственные органы заметно расширили свои усилия, направленные на улучшение деятельности в этой области.

Для претворения в жизнь своих начинаний государственные органы воспользовались услугами частного сектора, у которого есть необходимый опыт в реализации ИТ-решений.

79

Приведем примеры некоторых таких совместных проектов :

AtosOrigin и проект GEODE

Компания AtosOrigin принимает участие в проекте GEODE по заказу Французского национального бюро по трудоустройству (ANPE). Цель проекта — создание интранет-сети, с помощью которой сотрудники ведомства смогут обмениваться информацией и вести совместную работу с другими учреждениями и партнерами.

В долгосрочной перспективе планируется предоставление доступа населению. Система будет помогать людям, ищущим работу, описать желаемую должность, перечислить собственные умения и навыки и составить резюме, которое можно будет сохранить в базе данных. Поисковые машины представят кандидату вакансии, отвечающие его индивидуальному профилю.

Integris и проект SIO

Компания Integris (входящая в состав группы Bull), являющаяся крупным партнером в государственных проектах, предлагает свои услуги в области организации инфраструктуры, интеграции и безопасности.

Проект SIO, разработанный компанией Integris для почтового ведомства Франции, предназначен для организации электронного отслеживания зарегистрированной почты. Благодаря этому проекту граждане могут следить за движением своих почтовых отправлений (писем и посылок). SIO также представляет интерес и для компаний, которые получают возможность контролировать доставку счетов и других платежных документов. Проект был запущен в действие в 2001 году и в настоящее время тестируется в 600 почтовых отделениях по всей Франции.

■ France Telecom и проект IMAGINE

В основе консорциума, осуществляющего проект IMAGINE, лежит партнерство местных органов власти, провайдеров услуг и ученых - исследователей. В проекте принимают участие четыре европейских города: Касале-Монферрато (Casale Monferrato) в Италии, Партене (Parthenay) во Франции, Торгау (Torgau) и Вейнштадт (Weinstadt) в Германии. Технические партнеры — компании Siemens, Microsoft, Finsiel Consulenza e Applicazioni Informatiche и France Telecom, которые отвечают за общую разработку, поддержку и маркетинг инфраструктуры.

Проект IMAGINE позволит гражданам поддерживать интерактивные взаимоотношения с органами власти и получать доступ к открытой информации и документам, а также к решениям властей. Это будет осуществляться с помощью портала общественных служб, при создании которого была предусмотрена возможность его адаптации для различных культурных регионов Европы.

В г. Партене проект IMAGINE был реализован на базе имеющихся технологий. Существующие приложения и службы были подключены к порталу с помощью интерфейсов. Кроме того, в качестве инфраструктуры для местных сервисов были созданы городские интранет-сети. Эти решения основаны на технологиях Microsoft, дающих возможность доступа к веб­узлам, коммуникационным и сетевым службам.

Созданный портал будет интегрирован с серверами, которые улучшат доступ для различных категорий пользователей, включая пожилых людей, граждан с ограниченными возможностями и пассажиров

общественного транспорта. Кроме того, будут организованы центры обслуживания на базе ПК, Интернет-киосков и мобильных телефонов.

Другим важным направлением правительственной политики в области развития информационного общества в стране стало активное внедрение ИКТ в сферу образования, подключение школ к Интернету, пересмотр значительной части образовательной программы с учетом необходимости повышения уровня компьютерной и технологической грамотности среди учащихся и выпуск многих учебных пособий в электронном виде.

Приведем современную статистику оснащенности французских учебных заведений инструментами ИКТ80:

1. Оснащенность учебных заведений микрокомпьютерами (из расчета

на одного учащегося)

Школы

Коллежи

Лицеи

2000г.

23

14

6

2003г.

17

9

4,5

2. Подключение к Интернету

Школы

Коллежи

Лицеи

2000г.

50%

91%

100%

2003г.

80%

99,8%

100%

Также по всей стране было создано множество специализированных мультимедийных культурных центров и центров искусств, призванных обучать общественность навыкам использования информационных технологии с культурным уклоном.

Более того в ходе развития использования современных информационных технологий в сфере образования во Франции получила распространение концепция «школ без преподавателя», предполагающая

построение системы электронного обучения на базе ИКТ, которая на определенном этапе широко обсуждалась в общественных кругах.

Министерство национального Образования, исследования и технологии и Министерство Культуры и Связи совместно создали объединенную систему по изучению и поддержки инициатив в области развития исследований в науке, технологии и искусстве.

В те же годы, на которые во Франции пришелся своего рода бум развития правительственных программ, ориентированных на реализацию концепции «информационного общества для всех» на практике, французское правительство организовало ряд инициатив по поддержке обучающих проектов и поощрению индустриализации ноу-хау. Министерство национального Образования, Исследований и Технологий выступило также в поддержку распространения высокоскоростных цифровых аудиовизуальных фондов. Министерство BPS («Banque de Programmes et de Services» - Банк Программ и Услуг), созданное на базе телеканала TV5 приняло активное участие в создании и распространении адаптированного обучающего материала и мониторинга 200 экспериментальных школьных сайтов.

Одним из уникальных достижений Франции, послуживших как во благо, так и, в оценках многих специалистов, в определенном смысле во вред дальнейшему развитию ИО стало изобретение общенациональной телематической сети «Минитель», ставшей в 1980х г. г. не только французским аналогом, но и заменителем Интернета для жителей страны. «Минитель» - французская видеотекс-системы, по сути своей - национальная информационная сеть была создана в 1978г. государственной телефонной компанией Франс Телеком. Технически система состоит из информационных серверов, доступ к которым осуществляется по телефонным линиям с помощью специальных текстовых терминалов (также существуют бесплатные программы-эмуляторы этих терминалов для ПК). Сеть «Минитель» предоставляет более 26 тыс. информационных услуг, а число ее пользователей оценивается в 16 млн человек.

Сеть «Минитель», содержащая обширную базу данных по ключевым направлениям, на какое-то время препятствовала развитию Интернет-сегмента в стране и пользовалась гораздо большей популярностью среди французов, нежели ресурсы глобального киберпространства.

Однако постепенно сеть Минитель, как устаревающее технологическое решение, стала медленно сливаться с более совершенными коммуникационными технологиями; сегодня существовавшие для французов противоречия сгладились, и Франция широко использует возможности Интернет-торговли, онлайновые услуги в транспортной сфере (активно практикуется заказ железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, взятие на прокат машин через Интернет-сайт монопольной транспортной компании SNCF), по-прежнему растет число правительственных сайтов.

В целом уровень доверия населения к Интернету в последние годы существенно возрос. Показательно, что в 2004г. свои налоговые декларации

подали через Интернет 1.252.319 французов, что в три раза превысило

81

аналогичный показатель 2002г.

В течение нескольких лет с момента запуска первой правительственной программы PAGSI французский сегмент Интернета обогатился целой группой тематических официальных ресурсов82, посвященных развитию системы национального образования, сайтами, содержащими полезную практическую информацию в области здравоохранения и предлагающими целую сеть онлайновых аптек и медицинских консультаций с виртуальным врачом, ресурсами, содержащими информацию в сфере правого регулирования во Франции, области кулинарии и гастрономических товаров, туризма, моды; расширился спектр ресурсов, предлагающих анонсы и вывешивающих репертуары театров и кинотеатров, расписание музеев; стали доступны две универсальные виртуальные библиотеки (знаменитые Gallica и ABU), а также онлайновые словари и энциклопедии.

Эти ресурсы пользуются огромной популярностью среди французов. Аналитики отмечают, что по количеству обращений к сайтам подобного формата Франция в 20004г. значительно опередила Великобританию и Германию; число пользователей Интернета, регулярно посещающих сетевые ресурсы общественно-политического сектора увеличилось, составив 69% от общего числа абонентов сети Интернет во Франции83.

Действия по развитию художественного наследия музеев в форме цифровых баз данных и мультимедийных программ во Франции были ориентированы на достижение трех основных задач:

■ культурное развитие путем публикации товаров для широкой публики;

■ научное развитие путем создания цифровых иконографических коллекций;

■ коммерческое развитие путем продажи цифровых репродукций и операции системы оплаты.

Важным шагом в развитии медиа-индустрии в разрезе создания информационного общества явилось открытие Интернет-сайтов ведущих ежедневных французских газет, таких как Liberation, Le Monde, Le Figaro и др., что ознаменовало собой, по сути, новый этап развития французского общества информации, когда традиционные печатные СМИ заняли свою нишу в глобальном киберпространстве, завоевав, тем самым, новый сегмент медиа­рынка и обратив в свою сторону новую аудиторию «продвинутых пользователей», предпочитающих чтению газет за завтраком быстрый просмотр новостей и аналитики в Интернете.

Также в целях развития франкофонного сегмента в Интернете и ради продвижения системы информационного общества в развивающихся странах, французское правительство поддержало ряд совместных проектов по учреждению общеобразовательных и социальных веб-порталов для франкоговорящих африканских стран. Выделим основные направления этих проектов:

■ проекты дистанционного образования, типа африканской сети по образованию на расстоянии (RESAFAD), действующие в целях бучения школьного руководства;

■ установка баз данных, вроде проекта ARCHE, чтобы согласовать программы обучения французскому языку, математике и физике;

■ проекты дистанционного образования, типа африканской сети по образованию на расстоянии (RESAFAD), действующие в целях обучения школьного руководства;

■ использование инструментальных средств информационных и коммуникационных технологий, чтобы помочь

административной децентрализации (как в случае Министерства Просвещения Кот д'Ивуар);

■ создание тематических сетей (вроде проекта по распространению франкоязычной прессы через новые сети, которые стартовали в 1998г. в Буркина-Фасо84).

С распространением Интернета перед французами остро встала проблема правового регулирования киберпространства. Одной из первых стран в Европе, Франция сумела противопоставить свою модель контролирования Всемирной паутины сложившейся американской концепции «саморегулирования Интернета». Согласно французской модели, регулирование Сети должны взять на себя объединенные ассоциации коммерческих предприятий (представители бизнеса), объединения пользователей (частный сектор) и некоммерческие неправительственные организации (общественный сектор), которые берут на себя выработку ограничительных мер по распространению информации в Интернете и сообща

85

занимаются мониторингом Сетевого пространства. На сегодняшний момент можно перечислить несколько организаций, которые так или иначе принимают участие в процессе регулирования Интернета:

■ l’Agence du developpement de l’administration electronique;

■ la Direction du developpement des medias (DDM);

■ la Direction generale de l’industrie, des technologies de l’information et des postes (DIGITIP);

■ Delegation aux usages de l’Internet (DUI);

■ Le Conseil superieur des technologies de l’information;

■ la Delegation a l’amenagement du territoire;

■ les Comites interministeriels pour la societe de l’information (CISI) и a l’amenagement du territoire (CIADT)86.

Одним из самых распространенных способов подключения к Интернету в стране по-прежнему остается традиционный модем. И высокая стоимость услуг является одной из сложнейших трудностей французского Интернета. Также доказано, что французы продолжают относится с недоверием к безопасности киберпространства и за редким исключением предпочитают держать подальше от Интернет-банкинга, не доверяя таким образом всемирной паутине свои кредитные карты и баланс банковских счетов.

Зато развитие карточной банковской системы во Франции идет быстрыми темпами. На сегодняшний день Франция считается одной из ведущих стран мира по использованию кредитных карт. Особенностью этой сферы технологического банковского обслуживание является система так называемых «голубых карт» (cartes bleux), которые представляют собой модифицированный вариант традиционной карты «Виза Классик», оборудованной специальной микросхемой, которая делает карты платежеспособными в системе автоматов по продаже транспортных билетов, оплате почтовых услуг и услуг телефонной связи в обычных телефонных банкоматах.

Правительство предпринимает всевозможные меры по сокращению цифрового неравенства и обеспечению всеобщего доступа к ИКТ внутри страны, и заметны существенные успехи в этих направлениях.

Великобритания считается одним из мировых лидеров в области электронного обучения. Также в стране активно развивается система электронного здоровья (e-health), сети так называемых «электронных аптек» и «поликлиник», предоставляющих гражданам возможность получить

квалифицированную медицинскую консультацию в Интернете,

проанализировав при помощи виртуального врача свои симптомы и подобрав при этом курс лекарственных препаратов.

Очень высоким остается в Великобритании уровень компьютеризации школ и университетов. Налажена система взаимодействия городского населения с местной администрацией посредством Интернет-ресурсов. Существенный вклад в развитие системы ИКТ-потребления в Великобритании вносит один из ведущих мировых производителей сетевых решений английская компания Cisco Systems.

Однако развивающиеся концепции электронной демократии, как оказывается на практике, не всегда приносят ожидаемые результаты. Так, желая повысить явку в целом неактивных, с социальной точки зрения, избирателей, британское правительство в ходе последней избирательной кампании предоставила англичанам возможность голосования он-лайн, вложив в проект более 4 млрд. фунтов стерлингов. Но количество проголосовавших в общей сложности увеличилось всего на 0,4%, что доказало неоправданность инновации, поскольку никак не соответствовало масштабности финансовых вложений в реализацию проекта.

Ирландия. Поразителен опыт Ирландии, сделавшей для аграрной страны значительные успехи. В 1980е - 90е гг. правительство Ирландии начало вкладывать огромные ресурсы в развитие технологической базы и компьютерных парков страны с целью превращения её в одного из ключевых игроков на мировом рынке информационных технологий. Правительству страны удалось привлечь и зарубежные инвестиции, преимущественно американские. Для популяризации развития науки и ирландским техники правительством был использован механизм введения государственных субсидий на закупку оборудования на заводах и покупку новых технологий, необходимых для осуществления производственных процессов, повышение квалификации сотрудников при прохождении ими образовательных курсов в области ИКТ, на технические разработки иностранным компаниям, занимающимся промышленными исследованиями и развитием технологий и т. д. Были предоставлены благоприятные условия для работы ученых в области сетевых и мультимедийных технологий, развития баз данных и т. п. Государство сделало также большие вложения в сферу образования по соответствующим дисциплинам. Был создан Технологический инвестиционный фонд для модернизации и обновления инфраструктуры высшего образования. Совместно с крупными мировыми производителями информационных технологий ирландским правительством была подготовлена программа создания 3500 дополнительных рабочих мест в сфере ИКТ с целью снижения уровня безработицы. Стартовала программа развития электронной торговли. Было принято решение о запуске ряда проектов по организации деятельности электронного правительства, которые включают в себя организацию видеоконсультаций с государственными служащими для граждан страны и обеспечение удаленного доступа к государственным банкам данных.

Северная модель: Швеция

Стокгольм и Восточный регион Центральной Швеции Линчепинг - Мьердеви вошли в число 15 европейский регионов, имеющих, по оценкам ЕС, самые высокие показатели развития инновационного бизнеса. Стокгольм был также удостоен премии ЕК за наиболее высокий показатель занятости в сфере информационных технологий. В 2000 и 2001г. Швеция была признана исследовательской компанией International Data Corporation (IDC) ведущей странно мира в области ИТ. По каким причинам добилась Швеция столь высоких оценок в различных исследованиях?

Швеция уже с середины 20в. приложила усилия для развития компьютерного парка и созданию в стране собственной производственной промышленности. Быстрыми темпами шло создание внутренних коммуникационных сетей. Успешное развитие телефонии довольно скоро предоставило шведскому правительству обеспечить телефонной связью большую часть населения. Это справедливо и для охвата населения компьютерами, мобильными телефонами и доступом к Интернету. Правительство также сделало вложения в систему образования по ИТ и повышение компьютерной грамотности не только у школьников и студентов специальных факультетов, но и, прежде всго, взрослых шведов.

Швеция наряду с Финляндией, США и Японией подает большее число заявок в мире на регистрацию патентов в области телекоммуникаций. Широко развито производство на мировые ИТ-рынки (например, компания «Эрикссон», теперь «Сони-Эрикссон»). Шведский Мьердеви Сайен-парк, при Линчепинском университете, считается одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся «научных парков» в мире. Активно способствуют развитию научно-исследовательской деятельности в сфере ИТ и другие шведские университеты, такие как университет Умео и др.

Развитие системы электронного правительства обусловлено использованием Парламентом и политическими партиями Интернет-ресурсов для распространения релевантной информации на общенациональном уровне.

87

Южная модель: Италия—

Италия сегодня идет по так называемой модели ускоренного «догоняющего» развития, что характерно для стран Юга Европы. Отставание Италии в 1980х г. г. было ощутимо по многим направлениям, от технологических разработок до сферы правительственной политики в области построения ИО, которая не была к тому моменту сформирована. В 1990е г. г., когда Евросоюзом были разработаны документационные основы информационного общества Италии пришлось чуть ли не с нуля осваивать индустрии ИКТ. На данный момент стране удалось сделать определенный прорыв в этой сфере. С приходом к политической власти С. Берлускони, сторонника активного внедрения новых технологий, в Италии оживляется рынок ИКТ и начинается процесс модернизации итальянского общества, основанный на широком использовании последних достижений информационной индустрии. Наряду с этим проходят процессы приватизации и либерализации экономического рынка.

Принятый в июне 2002г. программный документ «Основные направления деятельности правительства по развитию информационного общества» обозначил государственный курс на три основных направления:

- трансформацию органов государственного управления посредством

ИКТ;

- проведение необходимых экономических и социальных реформ для продвижения в стране информационного общества: повышение цифровой грамотности населения, развитие электронного образования, развитие инфраструктуры, как то: строительство линий широкополосного доступа и введение цифровой подписи, инвестирование прикладных исследований и научной деятельности в области ИКТ, развитие механизмов электронной торговли, налоговая поддержка продвижения технологий и т. д. (особое внимание уделено разработке нормативной базы информационного общества);

- развитие международной деятельности, участие Италии различных проектах, направленных на преодоление цифрового неравенства в мировом масштабе.

Принятые к реализации программы (в том числе и такие инициативы, как e-business и e-government) пока не дали ожидаемых результатов. Хотя электронное правительство в целом развивается более успешно, чем электронный бизнес. Так, был создан веб-ресурс www. italia. gov. it , представляющий гражданам страны возможность выхода на 2000 государственных учреждений с целью получения необходимой информации. Также Комитетом министров по информационному обществу были разработаны 10 специальных проектов, ориентированных на дальнейшее развитие ИО в стране и предполагающих ряд прогрессивных инноваций.

Расширяется территория итальянского Интернета, всемирная паутина здесь давно уже перестала быть экзотикой.

ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Как получить максимум от программы лояльности и с какими проблемами можно столкнуться

Американские аналитики выяснили, что люди предпочитают делать покупки в магазинах, скидочные карточки которых есть при себе. Это основная причина, по которой следует начать или усовершенствовать собственную систему лояльности. Но распечатать …

Как подключить домашний интернет от «Киевстар»

И хотя сегодня почти у каждого есть смартфон, который позволяет без ограничений пользоваться мобильным интернетом, доступ к сети с компьютера не теряет актуальности. Ведь мобильный в силу своих габаритов неудобен …

Тенденции развития IT в Украине

Современные технологии в Украине идут по пути сложных противоречий. С одной стороны, мы имеем комплексное развитие во всех трендовых IT-областях, которые выводит украинских специалистов на высокий уровень. Он был и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.