Инструменты развития бизнеса

Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг

Л. Кроль, Е. Пуртова

В консультировании сегодняшнего российского бизнеса немало изнанок, как и в самом бизнесе. Кого только не случается консультировать и какие только проблемы не выходят наружу! Как в старом анекдоте про фабрику швейных машинок: "унесешь с собой домой детали, соберешь — и все равно каждый раз пулемет получается!" Так и тут: вроде цели у всех фирм просты — денег бы побольше заработать, а начнешь собирать-разбирать задачи, ошибки и их при­чины — столько всего обнаруживается!

Ожидания потенциальных заказчиков консалтинговых услуг бывают самыми разными и продиктованы как личными мотивами, так и интересами бизнеса. Для одних это четкий алгоритм, последовательность действий и навыков в ка­кой-то частной области бизнеса: время ли лучше использовать, ответствен­ность делегировать, совещание проводить, решения принимать, свой образ с журналистами выстраивать...

Для других — набор игрушек (конечно, деловых и серьезных), чтобы оживить жизнь в организации и сделать ее продуктивнее. (В конце концов, и канцеляр­ские "штучки" надо обновлять — а тут и тем более.)

Третьи убеждены, что время от времени чему-то полезному стоит поучиться — освежает, помогает "накачивать интеллектуальные мускулы", к тому же со­трудникам можно показать, что ты современный руководитель и "держишь руку на пульсе". Опять же — законный способ отвлечься и отдохнуть.

Некоторых привлекает возможность примерить роль консультанта, занять кри­тическую позицию и убедиться в том, что сам все, что надо, знаешь и во всем можешь разобраться. Неплохо также "причесать" свои мысли по теме тренин­га — понять, как сделать то-то и то-то по-своему, по мерке.

Иным приятно иногда оказаться в роли хорошего "ученика", которому сейчас наконец-то не надо принимать решений самому — хороший консультант (чи­тай: родитель, учитель) все сделает, и объяснит, и повторит, если потребуется. А тем временем можно "отпустить тормоза" — полениться, пораздражаться, испытать новизну.

Порой все эти ожидания возникают одновременно и отражают сочетание дело­вого и личного в бизнесе.

Спектр предложений тренинговых и консалтинговых услуг и соответствующих им квалификаций тоже очень широк. Частью этого мира и является наша кни­га, следующая в своей специальной области за движениями в социуме — поис­ке форм, образцов и эталонов, выработке своих норм и законов, творческой ак­тивности, соизмеряемой с рамками известного.

Мы представляем читателям тренинг и консалтинг как основные средства раз­вития бизнеса, использующие как психологические, так и организационные знания. Сейчас уже достаточно трудно провести четкую границу между этими видами работ. Решая задачи организационного развития, тренинг и консал­тинг часто сливаются и переходят друг в друга. Проведение того или иного тренинга для персонала становится результатом работы консультанта с орга­низацией, а тренинг, проведенный с руководящим составом фирмы, дает тот же эффект, что и персональное консультирование.

Размывание границ между формами современных практик происходит при за­имствовании инструментария. Консультанты и тренеры, имеющие кроме про­чих и психологическую подготовку, используют известные им технологии в работе с организациями и политиками, в результате чего образуются совер­шенно новые виды работ — такие, как коучинг. Новые формы, возникающие на грани известных практик, отражены и в нашей книге.

Во всем мире лучшие консультанты и тренеры в области бизнеса являются профессиональными психологами и психотерапевтами. Большинство наших авторов также психологи по своему первому образованию. Чтобы в новых ус­ловиях служить максимально, основная специальность скорее всего должна быть как преодоставлена, как и ассимилирована a лучших своих аспектах. Авторам нет необходимости стесняться — кое-где былая специальность на руку, кое-где беспомощно отступила перед натиском новой жизни, которую раньше "не проходили". В своем деле они успешно сосуществуют с профессио­налами, вышедшими из бизнес-школ. Их выгодно отличает авторский подход к работе с конкретными темами и проблемами, что хорошо видно из представ­ленных здесь материалов. Они не только детально прописывают устоявшиеся образцы той или иной технологии, но и предлагают совершенно уникальные разработки, сочетающие глубокое знание предмета и условий работы, а также юмор, кураж и фонтаны креативности.

Эти люди — первое поколение российских профессионалов, занимающихся бизнес-тренингами и организационным консультированием. Большинство ав­торов сделали успешную академическую карьеру, они кандидаты или доктора наук. Практике они учились у иностранцев, друг у друга и, что особенно важ­но, — при непосредственном выполнении заказов. Чувство ответственности и желание понимать были для них неплохими двигателями. Пожалуй, именно они сформировали в России среду нынешних заказчиков тренинговых и кон­салтинговых услуг.

Сейчас наступает другое время — время обдумывать, обсуждать, удивляться, что немало пройдено и есть, чем поделиться. Эта книга — редкая пока еще возможность почерпнуть реальный практический опыт тренинга и консалтин­га из рук тех, кто непосредственно этим занимается. Редкая — потому что на книжных полках магазинов вы можете найти добротные западные учебники по менеджменту или их компиляции про работу с персоналом в отечествен­ном исполнении, но книгу, которая отражала бы опыт отечественных профес­сионалов развития бизнеса, вы не найдете. Счастливым исключением является "Психология бизнеса" С. Поварницыной и Е. Емельянова, которая отличается от предлагаемого сборника более широким масштабом изложения тем и, в силу этого, большей закрытостью к возможности обучения и использования того или иного приема.

Но книги пишутся. Работы М. Кларина и М. Иванова, Д. Шустермана, вошед­шие в данный сборник, представляют собой части изданных и готовящихся к изданию книг "Корпоративный тренинг: от А до Я" и "Организационное разви­тие в России". Высокий уровень обобщения этих материалов позволил вынес­ти их в первую главу, где рассматриваются наиболее общие вопросы тренинга и консалтинга как средств развития бизнеса.

В работе М. Кларина показано, что тренинг решает задачи не только индиви­дуального развития сотрудников, но и развития организации в целом, так как тренинг одного и того же содержания может быть ориентирован на решение проблем различного масштаба (индивидуального, системного, стратегическо­го). По мнению автора, роль и место корпоративного тренинга, его подготовка и проведение отражают поддерживающую или инновационную стратегию обу­чения в организации: тренинг имеет поддерживающий характер, когда орга­низация функционирует стабильно, а в условиях организационных изменений корпоративный тренинг является инструментом преобразования, обеспечива­ет управление изменениями и носит инновационный характер.

Работа М. Иванова и Д. Шустермана посвящена оранизационному консульти­рованию и, в частности, одному из его видов — подходу организационного развития. Авторы описывают созданный после Второй мировой войны в Вели­кобритании и США консультативный подход к организационному развитию, предлагают стройную систематизацию видов организационного консультиро­вания и показывают, какое место в этой системе занимает подход организаци­онного развития. Анализ мифов российской культуры позволил авторам опи­сать особенности применения организационного консультирования в россий­ском бизнесе и его типичные трудности. В заключение авторы останавливают­ся на проблеме рынка консультативных услуг и описывают, кому и зачем мо­жет быть необходим оргконсультант.

Обе эти работы еще раз подчеркивают, что гибкий подход к корпоративным тре­нингам и оргконсультированию позволяет решать широкий спектр задач разви­тия бизнеса. В этой книге мы рассмотрели несколько проблем, в работе с кото­рыми эффективно используются тренинг и консалтинг: подбор, стимулирова­ние и обучение персонала, развитие механизмов управления и корпоративной культуры, работа с имиджем и другие составляющие PR-практики. Каждой из этих проблем посвящена отдельная глава. Рассмотрим коротко их содержание.

Проблема подбора персонала с помощью внешних консультантов анализируется в работе М. Богданова. Более подробно он описывает две базовые услуги, род­ственные по характеру, но различающиеся по технологии — Executive Search, то есть поиск управленцев высшего звена и редких специалистов, и рекрутмент, то есть подбор управленцев низшего и среднего звеньев, а также квалифицирован­ных исполнителей и специалистов. Другой подход к проблеме подбора персона­ла — опора на внутренних консультантов — представлен в статье П. Букова. Он описывает тренинг по приему на работу и кадровому аудиту для менеджеров службы персонала и других руководителей. Эту тему прекрасно иллюстрирует представленный Б. Мастеровым и Н. Тумашковой случай из практики, живо вос­создающий тревожную атмосферу августовского кризиса 1998 года.

Проблема стимулирования персонала, как и подбор сотрудников, традиционно относится к ведению менеджеров по персоналу, поэтому мы дополнили эту главу еще двумя работами — аналитической статьей о психологических ас­пектах стимулирования персонала Б. Мастерова и Н. Тумашковой и соответ­ствующим кейсом Д. Дьяковой и Ю. Пасс.

Наиболее распространенная форма обучения персонала — конечно, тренинг. Темы тренингов, представленные в третьей главе, ориентированы на разные группы специалистов — секретарей, продавцов по телефону, торговых пред­ставителей и др., но содержание этих тренингов намного шире: курс Е. Михай­ловой, в котором отрабатывается умение слушать и говорить, формирует осно­вы коммуникативной компетентности, полезные самым разным тренинговым контингентам, а курс М. Гинзбурга полезен всем, кто ценит свое самочувствие и хочет получить в руки надежный инструмент, позволяющий эффективно уп­равлять собственными состояниями. Совершенно особое место в этой главе за­нимает работа, посвященная тренингу тренеров. Фактически, в ней выясняет­ся, что такое тренинг вообще. Что такое "тренировать"? Ставить человека в ус­ловия, в которых он быстро обучается? Давать возможность посмотреть как бы со стороны на привычное, освобождая взгляд от "замыливания"? Помогать по­нимать ошибки и получать подсказки о том, куда двигаться? Расширять репер­туар решений, способов, приемов поведения? Стимулировать творческую ак­тивность или отработать конкретные навыки? Конечно, все это и еще многое другое. Тренировать — это ведь и уметь слышать других, снимать раздраже­ния, воспринимать групповые процессы в их типичных повторяющихся фор­мах, различать, где в рабочую ситуацию бессознательно привносятся чувства из прошлого, а где — всего лишь конкретная рабочая проблема.

Конечно, главное в тренинге — дать людям новые умения и навыки, повышаю­щие эффективность работы. То, за что, собственно, и платятся деньги. Чтобы сделать это, можно "лечить симптомы", "оказывать первую помощь" или же, как хороший врач, обращать внимание не только на симптомы, внешнее про­явление проблемы, но и на то, что скрывается за ними. Однако в этом случае на свет может появиться многое из того, что "не заказывали". Поэтому у тре­нера существует большой выбор способов работы: от алгоритмизированного, четко простроенного, вплоть до американской улыбки, тренинга навыков до процесс-организованного отреагирования, направленного на осознавание роли чувств и отношений, через промежуточные варианты организации моде­лирующих игр и упражнений.

В целом, эта глава носит отчетливый методический характер и поэтому будет полезна не только тренерам, но и тренинг-менеджерам — тем, кто разрабаты­вает программы обучения персонала и для кого важно ориентироваться в ре­пертуаре современных возможностей тренинга.

Следующая глава посвящена проблемам управления и будет особенно инте­ресна менеджерам разного уровня. Если тренинг эффективного влияния, пред­лагаемый М. Гинзбургом, ориентирован на индивидуальные изменения, то тре­нинг ведения совещания, представленный Б. Мастеровым, — прекрасный при­мер того, как результатом проведения тренинга могут стать структурные пре­образования в организации. Эту главу удачно дополняет материал Ю. Жукова и Д. Хренова, в котором описан случай управленческого консультирования по выстраиванию системы структурированного менеджмента в организации.

Совершенно особое место в практике тренинга и консультирования занимает работа по развитию корпоративной культуры. В настоящее время значение этой проблемы трудно переоценить. Корпоративная культура является мощным рычагом мотивирования персонала и управления им. Поэтому заказчик такого рода работ — это служба HR или первые лица организаций. Но эта услуга еще не является "раскрученной" и отработанной практикой, здесь, как в той рекла­ме кофе — "предвкушение вкуса... все только начинается", и тем интереснее представленные материалы Б. Мастерова и Н. Тумашковой. Их стиль весьма своеобразен — это и отшлифованные методические разработки, и богатые де­талями фрагменты случаев из практики, и рекомендации коллегам и потенци­альным заказчикам. И все это изложено очень динамичным и ярким языком.

Заключительная глава книги — последняя только по порядку, но не по значе­нию: ее содержание выходит за рамки работы с организациями. Имидж, как ис­кусственно созданный образ, стал принадлежностью не только товаров, органи­заций, но и публичных лиц бизнеса и политики. В этой главе представлена раз­работка имиджа для всех трех его потенциальных "владельцев": в тренинге П. Букова речь идет о создании рекламных имиджей товаров и услуг, статьи Н. Тумашковой и Б. Мастерова знакомят нас с моделями разработки имиджа

Компании, а работы М. Иванова и Л. Кроля представляют специфику создания персонального имиджа. Однако, как показывает Л. Кроль, работа с VIP — это больше, чем создание имиджа, это еще и коучинг, и индивидуальный навыко- вый тренинг, и немного психотерапии. Поэтому содержание данной работы представляет широкий круг авторских технологий, которые помогут сделать более комфортной публичную жизнь тех, кому приходится всегда быть "на виду".

Политический PR — интенсивно развивающаяся и модная сейчас сфера практи­ки, именно здесь большие финансовые вложения способствуют разработке но­вых технологий. Имиджевый подход — не единственный в работе с политиками и выборными кампаниями. В этой главе мы представляем иной подход к работе с политическими кампаниями, который его авторы, В. Семенов и В. Зарецкий, называют культурно-деятельностным. Его специфика состоит в том, что полити­ческая кампания проводится как организация культурного действия и осознан­ного выбора. Необходимо отметить также, что технологии, используемые авто­рами для проведения предвыборных кампаний различных уровней, заимствова­ны из организационного консультирования. Таким образом, мы снова встреча­емся с тем, что обогащение репертуара возможностей консультанта происходит за счет взаимопроникновения технологий различных сфер практики.

И еще одно замечание. Думается, что не случайно в названиях этой главы дважды встречается отсылка к работам Л. С. Выготского — для профессио­нального психолога это показатель основательной теоретической разработки метода и своебразный "знак качества" данной технологии.

В заключение нашего обзора хотелось бы сказать несколько слов о стиле ра­бот. Стиль отчетливо разный: здесь и методические разработки с пошаговым описанием тренинга, и статьи с основательным теоретическим анализом про­блемы, и публицистически описанные случаи из практики. Мы не считаем это недостатком книги, скорее, наоборот. Как в любой новой отрасли знаний, здесь больше феноменологии, чем теории. И читая эту книгу, мы знакомимся с фе­номенологией психологических бизнес-практик под разным углом зрения, ко­торые то строго научно, то свежо и сочно представляют нам возможности тре­нинга и консалтинга в развитии бизнеса.

Леонид Кроль Елена Пуртова

Инструменты развития бизнеса

Как зарабатывать в интернете?

Зарабатывать деньги в интернете может быть очень прибыльным и захватывающим занятием. Интернет предоставляет огромное количество возможностей для преуспевающего бизнеса и заработка денег. Но прежде чем начать зарабатывать в интернете, необходимо …

Корпоративная почта для бизнеса

Когда дело доходит до бизнеса, эффективное общение является ключевым фактором. И хотя существует множество способов общения как внутри компании, так и за ее пределами, корпоративная почта по-прежнему остается важным инструментом …

Как заработать больше 60 тысяч долларов на арбитраже трафика?

Зарабатывать огромные суммы в интернете на работе с трафиком – это не фантастика, а реальная возможность аффилейт маркетинга. Подробный разбор годовых итогов на странице https://trafficcardinal.com/post/godovoj-otchet-2021 подтверждает высокую рентабельность процесса. Однако …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.