ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Прикладное программное обеспечение АСОИУ

Прикладное программное обеспечение АСОИУ (ППО АСОИУ) представ­ляет собой комплекс программ для обеспечения управления корпоративной информационной системой (КИС), решения функциональных задач и функ­ционирования АРМ.

Особенности определения состава, методики формирования и использова­ния ППО АСОИУ строительных организаций тесно связаны с подходами к автоматизации управления строительством, сменявшими друг друга на про­тяжении последних 40 лет.

Необходимость автоматизации управления строительством была понята еще в период использования больших ЭВМ, в 70-е гг. прошлого века. В СССР эта проблема имела особую актуальность в силу высокой централизации системы управления и большого числа крупных строек. Проблема решалась путем фор­мирования специальной службы — автоматизированной системы управления строительством (АСУС). Сущность использования АСУС состояла в том, что на всех уровнях управления между управляющим и управляемым звеньями по­являлось новое звено — вычислительный центр (ВЦ). Вычислительные центры представляли собой крупные организации, оснащенные большими ЭВМ (вто­рого поколения — на полупроводниках), с многочисленным персоналом по­ставщиков задач, программистов, операторов, курьеров со своим транспортом, телетайпной связью. В рамках АСУ строительной организации решались раз­нообразные задачи, начиная от «рутинных» (учет расхода и запасов различных ресурсов, начисление заработной платы и т.д.) и заканчивая сложными зада­чами, когда выбирался наиболее подходящий вариант организации каких-ли­бо работ или проводилась оптимизация календарного графика по какому-либо критерию: продолжительности работ критического пути, численности трудо­вого ресурса, срокам начала работ на объекте и т.д.

На многих стройках, особенно в Москве, АСУС функционировали доволь­но успешно, но в целом такие системы приживались плохо. И если учетные задачи, такие как определение потребности в ресурсах, составление ведомостей наличия ресурсов, расчет заработной платы, не вызывали отторжения, то ре­шения оптимизированных задач в условиях «дефицитной» экономики далеко не всегда оказывались реалистичными, а большой объем распечатываемой до­кументации строителями изучался весьма поверхностно.

Быстрое развитие компьютерной техники в 1990-х гг. сделало ненужным громоздкие ВЦ и автоматизация пошла по другому пути. На смену большим ЭВМ пришли многочисленные персональные компьютеры, разместившиеся в самих строительных организациях на столах бухгалтеров, инженеров произ­водственно-технических отделов, снабженцев, кладовщиков, главного инже­нера и т.д.

Существенные изменения произошли в самом программном обеспечении. Вместо небольших разрозненных программ, решающих отдельные организа­ционные задачи, стали использоваться крупные программные комплексы, по­зволяющие решать достаточно широкий круг задач и создавать намного более благоприятные условия для пользователя. Появился новый вид программного продукта — автоматизированное рабочее место (АРМ). АРМ — это условное название программного комплекса, предназначенного для автоматизации кон­кретного вида деятельности: АРМ-бухгалтер, АРМ-снабженец, -кладовщик, -финансист, -кадровик и т.д.

По сравнению с программами АСУС 1970—80-х гг. АРМы обладали значи­тельно большими возможностями, охватывали все основные задачи, решаемые соответствующим специалистом (бухгалтером, кладовщиком и проч.). АРМы превосходили типичные программы АСУС не только по функциональности, они были также и более универсальными и технологичными. Большинство АРМов в строительной отрасли обладали возможностями привязки к условиям конкретной организации и обновления применительно к новому законо­дательству. Трудозатраты, связанные с обновлением и доработкой типовых АРМов, были несопоставимо меньше затрат на составление новых программ. В отличие от АСУС персональные компьютеры и АРМы очень легко внедрялись в практику, хотя и требовали специального обучения персонала, наличия вы­сококвалифицированных консультантов по информационным технологиям.

Если считать «старые» АСУС с большими ЭВМ первым этапом развития автоматизации управления, то переход на персональные компьютеры и АРМы является вторым этапом, соответствующим более высокому уровню информа­ционных технологий. В строительной отрасли этот этап продлился до конца 90-х гг. XX в.

Одним из распространенных видов приклад ного программного обеспечения при построении АРМ являлись так называемые пакеты прикладных программ (ППП).

Пакет прикладных программ — комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области.

Выделяются следующие категории ППП:

  • проблемно-ориентированные. Используются для тех проблемных областей, в которых возможна типизация функций управления, структур данных и алго­ритмов обработки. Например, это ППП автоматизации бухучета, финансовой деятельности, управления персоналом и т.д.;
  • методо-ориентированные. Реализуют определенные методы решения на­учно-технических, математико-экономических задач;
  • автоматизации проектирования (или САПР). Используются в работе кон­структоров и технологов, связанных с разработкой чертежей, схем, диаграмм;
  • общего назначения. Поддерживают компьютерные технологии конечных пользователей и включают текстовые и табличные процессоры, графические редакторы, средства распознавания текста, системы управления базами данных (СУБД);
  • настольные издательские системы — более функционально мощные тек­стовые процессоры;
  • системы искусственного интеллекта. Используют в работе некоторые принципы обработки информации, свойственные человеку. Включают инфор­мационные системы, поддерживающие диалог на естественном языке; экс­пертные системы, позволяющие давать рекомендации пользователю в различ­ных ситуациях; интеллектуальные пакеты прикладных программ, позволяющие решать прикладные задачи без программирования.

Ниже дана краткая характеристика наиболее распространенных видов ППП:

  • Текстовые процессоры. К ним относятся такие известные ППП, как: MS Word, Word Perfect, AmiPro, Multi Edit и т.д.
  • Графические редакторы. Разделяются на два группы:
  • редакторы для обработки растровой графики и рисунков (ППП, работа­ющие в среде Windows: Adobe Photoshop, Aldus Photostyler, Picture Publisher, Phofoworks Plus и т.д.);
  • редакторы для обработки векторной графики (следующие ППП: Coreldraw, Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и т.д.).
  • Табличные редакторы, или электронные таблицы (Excel, Lotus 1-2-3, Quattro Pro и т.д.).
  • Издательские системы. Автоматизируют подготовку документов к изда­нию. В издательской работе эту операцию называют «версткой». Эти системы объединяют в себя возможности текстовых процессоров и графических редак­торов. К известным издательским системам относятся: Corel Ventura, Page Master, QuarkXPress, FrameMaker, MSPublisher, PagePlus и т.д.
  • Пакеты графической презентации. Играют роль конструктора, создающе­го графические образы (слайды) информации, относящейся к результатам ка­кой-либо работы. Они позволяют создавать диаграммы любого типа и извле­чения графиков из текстовых процессоров и табличных редакторов. Извест­ными пакетами графической презентации являются: Power Point, Harvard Graphics, WordPerfect Presentations, Freelance Graphics и т.д.
  • Мультимедийные системы. Используются для обработки и отображения аудио и видеоинформации. Для этого компьютер, кроме соответствующих про­граммных средств, должен иметь в своем составе мультимедийные устройства и дополнительно платы, обеспечивающие ввод, вывод аналоговой информации и преобразование ее в дискретную форму. К таким ППП можно отнести Direktor for Windows, Multimedia Viewkit, NEC MultiSpin и т.д.
  • Системы автоматизации проектирования (САП). Создаются для автома­тизации проектно-конструкторских работ в машиностроении, приборострое­нии, строительстве и т.д. На самом деле САП — это одна из разновидностей более производительных и функционально богатых графических пакетов. Сре­ди этих пакетов наибольшее распространение получил пакет AutoCAD, явля­ющийся своеобразным стандартом. Кроме этого пакета имеются следующие известные пакеты: Design CAD, Drafic CAD Professional, Drawbase, Microstation, Ultimate CAD Base, Turbo CAD и т.д.
  • Системы управления базами данных (СУБД). Являются программными па­кетами для организации и управления базами данных. Так как для структурно­го представления данных используется в основном реляционная модель, боль­шинство современных СУБД на нее ориентированы и поддерживают язык На рынке ПО имеются реляционные СУБД широкого ассортимента. Самыми известными СУБД являются: СУБД клона dBase, FoxPro, R:Base, Paradox, Access, Data Base и т.д. В настоящее время используются в основном СУБД, реализо­ванные в сетевой среде и предназначенные для управления многопользова­тельскими и распределенными базами данных. К ним относятся версии Access-2003 и выше, Sybase, SQL Server, MySQL, Ingres, Informix, Oracle и т.д.
  • Программы распознавания символов. Используются для распознавания букв и цифр текста и преобразования их в коды ASCII или Unicode и работают со­вместно со сканером. К таким пакетам относятся: Fine Reader, Cunieform, Hgerttm, OmnPade и т.д.
  • Программы автоматического перевода. Проверяют правильность написа­ния слов и словосочетаний и после исправления ошибок переводят текст в другой язык. Программы автоматического перевода условно можно разделить на две категории: 1-я охватывает компьютерные словари, которые дают экви­валентные слова на другом языке в ответ на вводимые слова на одном языке (например, английский—русский), ко 2-й категории относятся программы автоматического перевода. Они на входе принимают текст на одном языке (на­пример на английском) и на выходе дают текст на другом языке (например на русском). При этом они используют соответствующие компьютерные словари, набор грамматических правил и другие средства. Так, программа Promt 98 пере­водит текст с английского на русский язык. Программа Dilmanc переводит тексты с английского на азербайджанский язык.
  • Программы бухгалтерского, финансового, кадрового учета. Используются для проведения соответствующих учетов, прогнозирования развития предпри­ятия, анализа инвестиционных проектов и т.д. Например, для планирования денежных ресурсов можно использовать программы MS Money, МЕСА Software, Money Counts и т.д. Для автоматизации бухгалтерского учета можно использо­вать редакторы текста «Quicken», «DacEasy Accounting», «Peachtree for Windows», русские тексты «Turbo-бухгалтер», «1C: Бухгалтерия» и т.д.
  • Программные средства CASE-технологии. Классифицируются по различ­ным признакам. Например, по функциональной целостности существуют сле­дующие программные пакеты: ERWin, S-Designer, CASE Analytic, Silverrun, Vantage Team Builder, Designer/2000, Power Designer и т.д.
  • Системы управления базами знаний. Представляют собой программный комплекс, ориентированный на конкретную семантическую модель и опера­ционную среду. Их называют также «программные оболочки». Среди систем, основанных на знаниях, наибольшее распространение получили экспертные системы. Поэтому известные программные оболочки ориентированы на реа­лизацию экспертных систем. Примерами известных программных оболочек являются: Expert-Ease, используемая в области экономики, EMYCIN — для медицинской диагностики, PROSPECTOR — для обнаружения полезных ис­копаемых, SOPHIE — для обнаружения неполадок в электрических сетях и т.д. Одним из инструментальных средств для создания экспертных систем являет­ся система CLIPS (С Language Integrated Preduction System). CLIPS представ­ляет собой экспертную оболочку, имеет свой редактор и средства отладки и с логической точки зрения организует полную программную среду.

В последние годы на основании технологии интеллектуальных агентов соз­даются экспертные системы, связанные с Интернетом. В качестве примера та­ких систем можно указать WEB-ориентированный инструмент IESS (Java Expert System Shell).

  • Программное обеспечение технологии Data Mining. Состоит из различных по назначению и характеру программных пакетов для реализации процесса Data Mining. Программные средства Data Mining называют также инструмен­тальными средствами, или инструментами Data Mining.

На рынке ПО Data Mining имеются многочисленные инструменты; наибо­лее известными из них являются: SAS ENTERPRISE MINER, POLYANALYST, COGNOS, STATISTICA DATA MINER, ORACLE DATA MINING, DEDUCTOR, KXEN и т.д.

  • Программное обеспечение технологии Text Mining. Технология Text Mining предназначена для анализа и извлечения из текстов полезной информации. При ее использовании решаются следующие задачи: классификация текстов, кластеризация, автоматическое реферирование, индексирование и т.д. К ос­новным ППП, реализующим технологию Text Mining, относятся следующие: Intelligent Miner for Text, Oracle Text, Knowledge Server, PolyAnalyst, Text Miner, SemioMap и т.д.
  • Методо-ориентированные ППП. Реализуют определенные методы решения научно-технических, математико-экономических задач. Задачи, решаемые с помощью этих пакетов, условно можно разделить на следующие группы:
  • математическое программирование (линейное, динамическое, статиче­ское и т.д.);
  • сетевое планирование и управление;
  • задачи массового обслуживания;
  • математическая статистика;
  • дифференциальные уравнения;
  • классификация и кластеризация;
  • прогнозирование;
  • операции над матрицами.

Такое разделение носит условный характер потому, что в большинстве ма­тематических пакетах предусматривается решение всех перечисленных задач, т.е. они носят интегрированный характер.

Задачи могут быть решены в численной или аналитической форме. Резуль­таты можно получить и в графической форме.

К известным математическим пакетам, которые реализуются в компьютерах клона IBM и ОС Windows, можно отнести следующие: MathCAD, Matlab, Derive, ТК Solver, Mathematica, Maple, Scientific Work Place (SWP), Network, Statistica, SPSS и т.д.

  • Интегрированные ППП. По количеству их немного, но они отличаются множеством возможностей и активно развиваются. Полносвязанные интегри­рованные пакеты являются многофункциональными ППП и объединяют в себя функции и возможности различных специализированных пакетов. Примерами таких ППП являются: Framework, Symphony, MS Works, Lotus Works.

В настоящее время интегрированные ППП строятся по объектно-связанно­му принципу. В этом подходе интеграция пакетов реализуется путем использо­вания единых ресурсов, а взаимосвязь между программами осуществляется на уровне объектов с использованием межпрограммного преобразователя. Основ­ной особенностью объектно-связанной интеграции является использование общих ресурсов. К типовым объектно-связанным интегрированным пакетам относятся следующие: Borland Office for Windows, Lotus, SmartSute for Windows, MS Office.

Недостатком автоматизации, присущей второму этапу, явилось несовер­шенство связи между отдельными АРМами и связанная с этим необходимость дублирования информации при ее «переброске» с одного компьютера на другой. По этой причине дальнейшим шагом в развитии автоматизированных систем стало создание на базе разрозненных АРМов единой информационной системы пред­приятия, охватывающей все основные сферы его деятельности. Для использо­вания такой системы компьютеры строительной организации, а иногда и свя­занных с нею сторонних организаций должны быть объединены в единую ком­пьютерную сеть. При этом программное обеспечение значительно усложняется, как и усложняется сама аппаратная часть, т.е. появляется множе­ство дополнительных устройств, связанных с хранением и передачей инфор­мации по различным каналам связи. Возникающие текущие задачи в любой сфере деятельности могут решаться с использованием данных всей информа­ционной («корпоративной») системы. Основанные на этом системы управления получили название корпоративных информационных систем (КИС).

КИС — это открытая интегрированная автоматизированная система реаль­ного времени по автоматизации бизнес-процессов компании всех уровней, в том числе, и бизнес-процессов принятия управленческих решений.

КИС представляет собой систему, при которой производственная, хозяй­ственная и финансовая стороны деятельности предприятия становятся как бы полностью «прозрачными», т.е. можно непрерывно анализировать все полу­чаемые результаты, тенденции, положение на строительном рынке, обеспечи­вая этим наибольшую эффективность управления. Российскому термину КИС в зарубежной практике соответствует термин ERP — Enterprise Resource Planning (система планирования ресурсов предприятия).

Такие системы содержат множество стандартных и специализированных модулей, причем каждая конкретная система может включать, в зависимости от требований заказчика, свои дополнительные модули и допускать их после­дующее расширение. КИСы обладают широкими возможностями: они могут взаимодействовать с программами САПР, в первую очередь с модулями САМ- и CAE-систем; методы обработки информации в них включают выполнение функций текстовых редакторов, электронных таблиц, баз данных и т.д. Моду­ли CAD-систем (графические), характерные для САПР, в системах управления имеют меньшее значение, большую роль приобретают модули управления до­кументооборотом (PDM-системы). Для решения хозяйственных задач исполь­зуются экономико-математические модели, в первую очередь различные мо­дели бизнес-процессов.

Обычно КИС содержит несколько подсистем, охватывающих то или иное направление деятельности организации. Например, это могут быть такие под­системы как «административное управление», «бухгалтерский учет», «опера­тивное управление», «управление производством» и т.д. Подсистемы содержат модули, связанные с более конкретными видами деятельности. Например под­система административного управления может содержать модули:

  • управление документооборотом;
  • управление персоналом;
  • управление маркетингом;
  • финансовое планирование;
  • управление производственными планами, в том числе календарно-сетевое планирование;
  • анализ хозяйственной деятельности организации и т.д.

Подсистема бухгалтерского учета может, например, включать модули:

  • учет движения материалов;
  • расчеты по зарплате;
  • учет основных средств;
  • бухгалтерские отчеты и т.д.

Как уже отмечалось, организация может заказать для себя автоматизиро­ванную систему, в которой будут не только дополнительные модули, но и целые их комплексы (подсистемы), нужные только для нее, т.е. связанные с особен­ностями условий ее работы, ее структурой и т.д. Например, это могут быть под­системы управления карьерным хозяйством, базами механизации, транспортом и проч. В отдельных подсистемах могут добавляться модули, а в модулях от­дельные дополнительные блоки, связанные со спецификой данного предпри­ятия. Например, если предприятие занимается розничной торговлей строи­тельными материалами и изделиями, то в контуре бухгалтерского учета долж­ны быть дополнительные модули, которые для других, не торгующих организаций, не потребуются. В модуле управления маркетингом могут, на­пример, потребоваться: блоки по анализу эффективности рекламы, по истории контактов с клиентами и т.д. Эти модули размещаются на компьютерах функ­циональных, линейных подразделений, у руководства, образуя автоматизиро­ванные рабочие места (АРМы).

Необходимость использования КИС в строительстве связана с внутренни­ми потребностями самих строительных предприятий.

Современный бизнес предъявляет все более жесткие требования к срокам возведения и качеству строительных объектов. Заказчики выдвигают все более жесткие сроки для подготовки тендерных предложений. При отсутствии в ком­пании процесса структурированного сбора и хранения исторической и марке­тинговой информации о состоянии цен на материалы и услуги подготовка адек­ватных технико-коммерческих предложений практически неосуществима. Ошибки в оценке стоимости и сроков возведения объектов на этапе подготов­ки тендерного предложения приводят к прямым финансовым потерям и ухуд­шению имиджа компании на рынке строительных услуг.

В настоящее время возрастают требования к срокам строительства и стои­мости объектов. Для того чтобы отвечать жестким требованиям по срокам и стоимости проектов, компании необходимо уделять особое внимание процес­сам постоянного детального планирования работ и оперативного контроля за ходом выполнения работ. При «лоскутной» информатизации процессов ком­пании данное требование приводит к лавинообразному увеличению нагрузки на отделы планирования и комплектации, при котором они перестают справ­ляться с объемом информации. Это может сделать процесс планирования ри­скованным или вообще неосуществимым.

Остановки производственного цикла и консервация объектов в результате нерегулярного их финансирования заказчиком требуют оперативного пере­планирования загрузки ресурсов компании. Для этого необходимо постоянно иметь актуальную информацию по их местоположению и использованию на объектах. Процесс планирования загрузки ресурсов должен постоянно коор­динироваться с календарными графиками выполнения работ на объектах.

Ведение проектной деятельности в сфере строительства подразумевает ис­пользование интегрированных инструментов управления жизненным циклом проекта.

Компании-поставщики строительных материалов и услуг увеличивают от­пускные цены, что в ходе строительства объекта снижает прибыль компании- застройщика. Для управления себестоимостью строительства необходим опе­ративный контроль затрат.

Банки, выдающие кредиты инвестиционно-строительным компаниям, ста­ли предъявлять более жесткие требования к их «прозрачности», зачастую увя­зывая открытость информации с условиями выдачи кредита, в частности с раз­мером процентных ставок за кредит.

В строительной отрасли большинство контрактов выполняется с привлече­нием заемных средств; это могут быть как банковские кредиты, так и кредиты частных лиц. Если компания занимается строительством во многих регионах на разных площадках и при этом является холдингом, то возникает сложная схема финансирования. КИС дает возможность менеджерам понимать и кон­тролировать прибыльность каждого подразделения и каждого проекта с учетом всех взаиморасчетов. Похожие проблемы возникают и при составлении бюд­жета будущего проекта. Здесь необходимо применять специальные инструмен­ты автоматизации бюджетного процесса.

Еще одним важным фактором, повлиявшим на создание КИС в строитель­ной отрасли, стала необходимость увязки работ на большом количестве одно­временно строящихся объектах, потребность в обеспечении оперативного до­ступа аппарата управления строительной организации к единой непротиво­речивой информации по выполняемым проектам.

В настоящее время КИС в строительных организациях обеспечивают повы­шение эффективности управления до такого уровня, который был совершенно недостижим при прежнем техническом оснащении. Однако стоимость корпо­ративных систем пока довольно высока, и их использование доступно лишь крупным, экономически сильным организациям. Не следует игнорировать и дополнительные трудности, связанные со специфическими условиями строи­тельного производства. Линейный персонал строительных организаций в ос­новном ведет документацию во временных помещениях, как правило, не при­способленных для эксплуатации и хранения дорогостоящего электронного оборудования, каким является компьютерная техника. Тем не менее, дальней­шие перспективы совершенствования системы управления в строительстве, безусловно, связаны с увеличением числа строительных организаций, внедря­ющих КИС. Внедрение КИС в целом и соответствующего прикладного ПО в частности позволяет реализовать комплексную автоматизацию производствен­ной, финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. При этом ра­ботники и менеджеры функциональных подразделений могут работать с единой базой данных и обмениваться информацией, используя современные сетевые технологии.

Программное обеспечение КИС состоит из комплекса программных средств, используемых для реализации функциональных подсистем. Группы программ­ных средств КИС и названия известных пакетов, относящихся к каждой груп­пе в соответствии с функциями управления, приведены нарис. 8.1. Отметим, что приведенная схема классификации носит условный характер, так как клас­сификационные группы и их состав в зависимости от характера производства (дискретное, непрерывное и смешанное), сферы деятельности (производствен­ная и непроизводственная) и масштаба (малый, средний, большой) предпри­ятия различаются. Несмотря на это, указанная схема дает общее представление о программных пакетах, используемых в программном обеспечении КИС. На схеме представлены известные и наиболее распространенные программные решения:

  • Пакет SAP/R3. Создан Германской компанией SAP (Systems, Applications and Products in Data Processing) и охватывает все хозяйственные процессы пред­приятия. Пакет построен по архитектуре клиент — сервер и имеет следующие основные характеристики:
  • интеграция прикладных программ различного назначения;
  • модульная структура;
  • общее хранение данных;
  • открытость системы;
  • международный характер;
  • возможность применения в любой сфере.

В настоящее время в более 10000 различных по масштабу предприятиях в разных странах мира функционирует система SAP. Среди производителей биз­нес прикладных программ SAP занимает лидерство и 36 % рынка ППП при­надлежит ему.

К основным модулям SAP/R3 относятся:

  • финансовая бухгалтерия;
  • контроль исполнения принятых решений;
  • управление материальными ресурсами;
  • техническое обслуживание и ремонт оборудования;
  • продажа, отправление и составление фактур;

 

Средние интегрированные
системы
JD Edward MFG-Рш Syteline
Большие интегрированные
системы
SAJP/R3 Baan IV Renaissance CS Oracle
Application 1C: Предприятие ERP системы
  • управление проектами;
  • планирование, управление и контроль основных средств;
  • управление персоналом.
  Локальные системы   Инотек Супер Менеджер Турбо бухгалтер Инфобухгалтер MS Back Office
 

 

Рис. 8.1. Общая классификационная схема программных средств КИС

 

  • Система «Oracle Applications» (OA). Является продуктом известной фирмы США «Oracle», которая охватывает все сферы деятельности предприятия и со­стоит из более 35 интегрированных программных модулей типа клиент — сер­вер. Основными модулями системы ОА является следующие:
  • управление финансами;
  • управление материальными ресурсами;
  • управление производством;
  • управление проектами;
  • управление персоналом;
  • управление маркетингом.
  • Система «Ваап IV». Является продуктом компании «Ваап», специализи­рующейся в области разработки программного обеспечения для управления предприятием. В мировом масштабе в более 5000 различных предприятиях установлена данная система. «Ваап IV» является полностью интегрированной системой, поддерживающей следующие сферы управления предприятием: фи­нансы, производство, снабжение, складское хозяйство, транспортные пере­возки, сервисные службы, проектно-конструкторские работы И Т.Д. К основным функциональным компонентам относятся:
  • инструментальные программные средства (Ваап IV-Tools). Данный пакет снабжен языком высокого уровня 4GL для создания и модификации при­кладных программ;
  • подсистема производства (Ваап IV-Manifacturing) — предлагает комплекс­ные решения производственной деятельности по направлениям «установка по заказу», «сбор по заказу» и «изготовление по заказу». Для корпораций со сложной структурой существуют модули «планирование производственных ресурсов», «конфигурирование продукта», «управление проектами» и т.д.;
  • продажа, снабжение и складское хозяйство (Ваап IV-Distribution) —пред­ставляет собой интегрированную систему для управления продажами, снаб­жением и складским хозяйством. Предусмотрено также планирование ма­териальных ресурсов.

Сервис (Ваап IV-Service) предназначен для автоматизации службы сервиса и управления текущим ремонтом.

Финансовая подсистема (Ваап IV-Finance) позволяет работать со счетами кредиторов и дебиторов, контролировать и регулировать денежные операции, проводить учет платежных и денежных поступлений и т.д. В ее состав входят функциональные модули: планирование финансов, бухгалтерский учет, учет основных средств, подготовка финансовых отчетов и т.д.

Подсистема транспорта (Ваап IV-Transportation) предназначена для автома­тизации управления службами транспорта и внешних экспедиторов. Включает в себя модули: управление заказами на транспортировку и хранение, учет за­пасов товаров и материалов, автотранспорта и горючесмазочных материалов.

Подсистема проекта (Ваап IV Project) обеспечивает комплексное управление одновременно несколькими проектами, а также их оценку.

Подсистема внедрения продуктов семейства BAAN (Baan IV-Organiser) слу­жит для быстрого внедрения продуктов BAAN. Она включает следующие мо­дели: «Анализатор бизнес-потоков (Business Flow Analyzer)», мультимедийные инструментальные средства для обучающих программ (Multimedia Toolkit), ин­формационную систему предприятия (Enterprise Information System) и модуль количественных показателей деятельности предприятия.

Архитектура Baan IV основывается на принципе «открытые системы». Это позволяет создавать КИС в любой вычислительной и информационной среде. Такой гибкий подход дает возможность выбирать более подходящие масштабу и деятельности предприятия аппаратные средства.

Язык Baan IV-4GL открыт для работы с несколькими базами данных. Его можно использовать совместно с СУБД «Oracle», «Informix», «On-line», «Ingress», «Sybase» в том числе «Baan IV Base».

«Ваап IV» можно работать одновременно на нескольких национальных язы­ках, при этом ее функциональность не зависит от выбранного языка.

  • Система «Renaissance CS». Является продуктом компании «Ross Systems» (США), специализирующейся в области разработки систем типа клиент — сер­вер для различных направлений производства и бизнеса. Эта система внедрена на более чем 4000 предприятиях в 60 странах и на десятках языках. Она ориен­тирована на применение в химических, нефтеперерабатывающих, фармацев­тических, продовольственных, целлюлозно-бумажных, металлургических и т.д. производствах.

Так как система имеет масштабируемую архитектуру, она может быть ис­пользована как в больших, так и в малых предприятиях. Основу системы со­ставляют современные концепции управления ERP и SCM (Supply Chain Managment-Управление производственной цепи). На рис. 8.2 показаны основ­ные модули и их взаимосвязи.

Рис. 8.2. Взаимосвязь основных модулей системы «Renaissance CS»

 

 

Система носит максимально открытый характер. Она ориентирована на бы­строе внедрение (3 месяца) за счет специально созданной технологии «FrontRunner». При этом значительно уменьшаются расходы. Начиная с 2000 г. поддерживаются даты, европейские валюты и Intemet/Intranet технологии.

  • Система «BOSSкорпорация». Включает в себя прикладные программы для бухгалтерского учета, оперативного учета, логистики, планирования произ­водства и финансов, управления маркетингом и персоналом. Является про­дуктом Российской компании «ИТ» и имеет широкие функциональные воз­можности, обладает простотой отладки, удобной средой работы и т.д. Реализу­ется по архитектуре клиент — сервер, что позволяет работать с удаленными филиалами и проводить обобщенный учет в реальном масштабе времени.

В этой системе на высоком уровне находятся информационная безопасность и надежность, для чего используются соответствующие средства ORACLE.

  • Система «1C: Предприятие 8». Является продуктом известной в России фирмы «1C», занимающейся разработкой ПО. Она представляет собой про­граммный комплекс, охватывающий основные контуры управления и учета. Система охватывает основные бизнес-процессы и создает единое информаци­онное пространство для отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система является открытой.

При разработке системы «1C: Предприятие 8» учтены такие современные международные методы управления предприятиями, как MRPII, ERR ERPII, CRR 8СМит.д. Современная технологическая платформа «1 С: Предприятие 8» включает в себя подсистемы «1C: Управление производственным предприяти­ем 8», «1C: Бухгалтерия 8» идр.

Общая структура системы показана на рис. 8.3.

Учет управления                                                         Нерегламентированный учет

и планирование                                                                  (по подразделениям

(по всей корпорации)                                                                   и филиалам)

Рис. 8.3. Общая структурная схема системы «1C: Предприятие 8»

 

 

Как видно из рисунка, система состоит из двух функциональных частей:

  • поддержка оперативной деятельности предприятия;
  • выполнение неоперативного учета.

Сферы оперативной деятельности можно разделить по всем видом учета (кроме международного стандарта финансового отчета — МСФО). Кроме того, систему можно разделить на подсистемы, решающие группы схожих задач, на­пример: подсистема управления денежными средствами, подсистема управле­ния персоналом, подсистема планирования, подсистемы бухгалтерского учета, налогового учета и т.д.

Внедрение системы оказывается более эффективным в корпорациях и хол­дингах, где число работников исчисляется сотнями и тысячами и число АРМ исчисляется сотнями.

  • Система «1C: Рарус». Является продуктом одноименной российской фир­мы и состоит из пяти блоков: «Корпоративный учет», «GAAP», «Финансовый анализ», «Планирование бюджета» и «Управление проектами». Эти блоки мо­гут выполняться автономно или совместно, дополняя друг друга:
  • Блок «1C: Корпоративный учет» используется для проведения финансо­вого и бухгалтерского учета на основе единой информационной базы.
  • Блок «1C: Рарус: GAAP» предусмотрен для проведения параллельного учета финансовых отчетов по международным и национальным стандартам (German GAAP, UK GAAP, US GAAP и т.д.).
  • Блок «1C: Papus-Финансовый анализ» использует инструменты пакета «1C: Предприятие 8».
  • Блок «1C: Планирование бюджета» используется для автоматизации пла­нирования деятельности предприятия на среднее и долгое время, контроля выполнения плана и подготовки различных управленческих отчетов. В этот блок иногда включают блок «1C: Рарус-Финансовый анализ».
  • Блок«1С: Рарус-Управление проектами» применяется для планирования, организации, координации и контроля проектных работ и ресурсов. Для представления структуры проекта данный блок предлагает графические сред­ства для подготовки отчетов (диаграммы PERT, сетевые диаграммы и т.д.) и необходимые отчеты для планирования и контроля.
  • Система «Project Expert 5». Создана фирмой «ТиМ Soft» и предназначена для анализа эффективности деятельности предприятия, планирования финан­сов и контроля. Пакет поддерживает международные стандарты по бухгалтер­скому учету. Обмен информацией между системой и внешней средой прово­дится в форматах «.txt» и «.dbf». Кроме того, пакет поддерживает связь с таки­ми известными системами планирования и управления, как: «MS Project», «Primavera», «Project Planner», «Sure Truck». Информационный обмен с этими системами выполняется по формату сетевого графика «GANTT».

Программный продукт «Project Expert 7.5» выполняется в двух модифика­циях: «Base» (базовая) и «Professional» (профессиональная). «Project Expert5 Professional» представляет пользователям дополнительно две функции:

  • контроль за актуализацией данных и реализацией проекта;
  • возможность работать с группой проектов.

Специальный модуль «Интегратор» позволяет объединить несколько про­ектов в одной группе, проводить расчеты интегрированных показателей по группе и сравнивать по любому показателю разные варианты проекта.

  • Корпоративная информационная система «ПАРУС». Эта система — ком­плексная система автоматизации управления. Она характеризуется четким раз­граничением оперативно-управленческих и учетных задач при полной их ин­теграции на уровне единой базы данных и соблюдении принципа однократ­ности ввода исходной информации.

Состав приложений (модулей) КИС «ПАРУС» и их функциональное объ­единение в подсистемы обусловлены объективным наличием четырех основных бизнес-направлений деятельности предприятия:

Бизнес-направления                                         Приложения «ПАРУС»

Маркетинг и логистика
Управление производством
Управление персоналом
Бухгалтерский учет Консолидация Маркетинг (клиенты)

Закупки

Склад

Реализация

Магазин

Учет затрат и калькуляция себестоимости Технико-экономическое планирование Техническая подготовка производства Учет персонала

Табельный учет рабочего времени Расчет заработной платы

Управление финансами                          Финансовое планирование

КИС «ПАРУС» на макроуровне характеризуется сквозным обеспечением следующей бизнес-логики управления:

  • финансовое и материальное планирование ресурсов предприятия с пер­спективным развитием до поддержки календарного планирования;
  • учет всех происходящих в процессе функционирования предприятия фак­тов финансово-хозяйственной деятельности;
  • контроль и управление деятельностью предприятия;
  • план-факт анализ исполнения планов с возможностью детализации об­наруженных отклонений до первичных документов, объясняющих причину этих отклонении.

В основу КИС «ПАРУС» положены следующие базовые принципы: клиент- серверная архитектура, масштабируемость, модульность, открытость.

  • Клиент-серверная архитектура — вычислительная или сетевая архитек­тура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщи­ками услуг (сервисов), называемыми серверами, и заказчиками услуг, называ­емыми клиентами.

Преимущества архитектуры клиент — сервер:

  • Отсутствие дублирования кода программы-сервера программами-клиен­тами. Так как все вычисления выполняются на сервере, то требования к ком­пьютерам, на которых установлен клиент, снижаются.
  • Все данные хранятся на сервере, который защищен гораздо лучше боль­шинства клиентов. На сервере проще обеспечить контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.
  • Позволяет объединить различных клиентов. Использовать ресурсы одно­го сервера часто могут клиенты с разными аппаратными платформами, опера­ционными системами и т.п.
  • Позволяет разгрузить сети за счет того, что между сервером и клиентом передаются небольшие порции данных.

Масштабируемость. Система «ПАРУС» может масштабироваться, т.е. об­ладать способностью к наращиванию количества рабочих мест без снижения эффективности работы системы.

Модульность. Система «ПАРУС» состоит из модулей, многие из которых могут функционировать автономно. Компания, внедряющая систему, может начинать с минимальных комплектаций, добавляя отдельные ее компоненты по мере надобности и финансовых возможностей.

Интеграция с Web-технологиями. Предполагает объединение учетных и управленческих возможностей системы «ПАРУС» с коммуникационными воз­можностями, Web-технологиями и широкополосной беспроводной связью.

Еще одной характерной особенностью системы «ПАРУС» является ее от­крытость. Строго говоря, открытость подразумевает целый комплекс свойств:

  • расширяемость (масштабируемость) — обеспечение возможности добав­ления новых функций ИС или изменения некоторых уже имеющихся при не­изменных остальных функциональных частях ИС;
  • мобильность (переносимость) — обеспечение возможности переноса про­грамм и данных при модернизации или замене аппаратных платформ ИС и возможности работы с ними специалистов, пользующихся ИТ, без их перепод­готовки при изменениях ИС;
  • стандартизируемость — ИС проектируются и разрабатываются на основе согласованных международных стандартов и предложений.

В системе «ПАРУС» открытость понимается в достаточно узком смысле: вместе с системой может использоваться описание структур баз данных, струк­тура записи может быть дополнена произвольным количеством характеристик, определяемых самим пользователем.

Добавить комментарий

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Какие новые информационные технологии появятся в будущем?

В будущем ожидается появление новых инновационных информационных технологий, которые позволят улучшить качество жизни людей. Одним из таких прогрессивных направлений является интеллектуальная автоматизация, которая позволит автоматизировать процессы в бизнесе или домашнем …

Синергетическое моделирование сложных систем

  Основная идея системного анализа сложных систем состоит в применении общих принципов декомпозиции системы на отдельные элементы и установ­лении связей между ними, в определении цели исследования и этапов для до­стижения …

Морфологическое описание и моделирование сложных систем

Системы управления строительством относятся к сложным или большим, или системам со сложной структурой. Сложные системы состоят из большого числа взаимосвязанных подсистем, в связи с чем для их описания требуется большой …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.