Франчайзинг

Защита франчайзи: саморегулирование или законодательство?

Хотя в целом признается, что франчайзинг благотворно сказывается на развитии малого бизнеса и способствует обеспечению занятости, тем не менее существует обеспокоенность по поводу недостаточной защиты франчайзи и в ходе перегово­ров, предшествующих заключению договора о франшизе, и в течение дальнейших взаимоотношений.

В настоящее время в Великобритании, в отличие от США и некоторых других стран, не существует особого законодательства, направленного на защиту фран­чайзи. Хотя пакет правил ЕС и регулирует структуру франчайзинга, его цель — направить деятельность франчайзинговых систем в такое русло, чтобы она не на­рушала конкурентного законодательства ЕС. Если не считать добровольного Мо­рального кодекса BFA, который, в любом случае, касается только ее членов, взаи­моотношения франчайзер—франчайзи в Великобритании подчиняются общему торговому законодательству. И, таким образом, возник вопрос: является ли само­регулирование достаточной защитой для франчайзи или существует потребность в особых законах?

Те, кто полагает, что саморегулирование не обеспечивает достаточной защиты, предлагают ввести особое законодательство по франчайзингу, которое обеспечи­ло бы предоставление адекватной и исчерпывающей информации для франчайзи перед подписанием контракта, на основании которой они смогли бы принимать решение. Законодательство требуется также для того, чтобы помешать франчай­зерам включать в контракт и приводить в исполнение «несправедливые» условия, особенно касающиеся разрешения вопросов по поводу возобновления контракта, прекращения его действия, переуступки, репутации и конфликта.

Цель регулирования, будь то саморегулирование или законодательство, состо­ит в том, чтобы франчайзеры поступали «справедливо» по отношению к франчай­зи. В пользу законодательства выступают те, кто полагает, что франчайзи нахо­дятся в невыгодном положении по сравнению с франчайзерами (Terry, 1991). Сто­ронники саморегулирования, напротив, считают, что добровольный Моральный кодекс является достаточно эффективным средством «обеспечения порядка» в системе франчайзинга и к тому же позволяет избежать дополнительных издержек и барьеров для доступа, часто являющихся следствием новых законов. Они также указывают, что редкие случаи неблаговидных поступков со стороны франчай­зеров не служат достаточным основанием для законодательства, а недовольные франчайзи могут использовать существующие возможности для получения ком­пенсации.

Законы, требующие надлежащего раскрытия информации перед заключением договора о франшизе, распространены в США. Франция также ввела законы о раскрытии информации при лицензировании торговой марки, распространяющи­еся на франчайзинг и преследующие ту же цель. В США пытаются двумя способа­ми обеспечить раскрытие необходимой информации. Первый вариант требует от франчайзера на постоянной основе представлять на рассмотрение в государствен­ные органы документы, в которых содержится подлежащая раскрытию информа­ция. Второй вариант, включенный в Американское федеральное законодательство, состоит в том, чтобы дать общие указания о содержании информации, подлежащей раскрытию, не требуя при этом представления соответствующего документа в го­сударственные органы.

Противники введения в Великобритании общего законодательства опасают­ся, что оно приведет к некоторым нежелательным последствиям, которые мож­но наблюдать на примере США. Этими последствиями были: более высокие за­траты; во многих случаях раскрытие меньшего количества информации, чем изначально предполагалось; превращение законов в барьеры для доступа, что способствовало замедлению темпов распространения франчайзинга. Следова­тельно, для того чтобы не допустить возникновения подобных препятствий для развития франчайзинга, как полагают противники законодательства, Велико­британия должна сохранять саморегулирование и постоянно стремиться к его усовершенствованию. Они также утверждают, что обязанность будущих фран­чайзи — тщательно изучить любое деловое предложение, прежде чем подписы­вать контракт.

Возможно, что разрешить противоречие между саморегулированием и законо­дательством может пример Австралии, где был принят «обязательный» Практи­ческий кодекс. Он был введен после того, как в Австралии в течение двух десяти­летий были опробованы способы работы франчайзинговых систем при различных законодательных и полузаконодательных режимах, а также при отсутствии зако­нодательства. Специальная группа, созданная для изучения вопроса о том, как можно защитить франчайзи, не препятствуя при этом росту этического франчай­зинга, выдвинула предложение о введении «обязательного» Кодекса. Его успеш­ное применение на практике может стать компромиссным решением, которое удовлетворит и защитников, и противников законодательства, так как такой ко­декс может предоставить франчайзи необходимую степень защиты, не мешая при этом распространению франчайзинга.

Франчайзинг

Типичные ошибки российского франчайзинга

Франчайзинг является одной из наиболее эффективных и зарекомендовавших себя схем развития малого бизнеса. Что побуждает предпринимателя инвестировать средства в приобретение франшизы? Прежде всего, это возможность приобрести успешную, отработанную формулу ведения …

Дополнительные маркетинговые умения

♦ Командная работа — способность функционировать в качестве члена мно­гофункциональной команды. ♦ Личные навыки — способность слушать и понимать потребности других, управлять конфликтами и передавать информацию. ♦ Маркетинговые коммуникации — …

Будущее маркетинга – эволюция маркетинга

Вебстер-мл. прослеживает эволюцию организационного позиционирования мар­кетинга с момента, когда он впервые появился как отдельная функция бизнеса в 1920-х гг. Первоначально маркетинг развился из и при поддержке функции про­даж. При растущей …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.