Финансы, деньги, кредит и банки

СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ

Формы организации финансов и внешнее проявление финансовых отношений при своем общем принципиальном единстве различаются.

Исходя из понятия финансов как системы экономических денеж­ных отношений различают понятия: система финансов и финансовая система.

Можно сгруппировать финансовые отношения по аналогии со зве­ньями организации денежной системы государства, которая включает в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, пред­приятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждое из перечисленных звеньев системы финансов достаточно обособлено и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные эко­номические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.

В систему отношений государственных (публичных) финансов вхо­дят: государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы государ­ственных предприятий и государственный кредит. В систему финансов

Организаций и корпораций включаются все предпринимательские струк­туры организаций производственной и непроизводственной сфер, а так­же прочие субъекты хозяйствования. Кредитная (инвестиционная) и бан­ковская системы включают в себя: Центральный банк (Банк России), коммерческие банки, негосударственные страховые и пенсионные, ин­вестиционные институты и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валю­той (денежными средствами), с ценными бумагами и инструментами. Международные финансы, как отражение международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государ­ственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, международный финансо­вый рынок.

Таким образом, система финансов - это совокупность однотип­ных экономических денежных отношений, объединенных в рамках единства сущности и функций общей экономической категории финансов.

В составе системы финансов следует выделять такие группы отно­шений, которые характерны для групп субъектов:

• государственные финансы;

• финансы организаций, предприятий и корпораций;

• кредитная (инвестиционная) и банковская сфера;

• международные финансы;

• финансовый рынок.

Исходя из форм образования и обязательности применения в ука­занных субъектах все финансовые отношения подразделяются:

• в системе государственных финансов, в международных финансах, в сфере государственных инвестиций, банков и государственного фи­нансового рынка все финансовые отношения создаются и управля­ются общегосударственным органом управления;

• в системе финансовых отношений организаций, предприятий и кор­пораций, в инвестиционной сфере и на финансовом рынке финан­совые отношения принимают форму государственного регулиро - . вания.

Каждая группа субъектов включает в себя отношения по:

• формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств;

• использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.

Схематично эти финансовые отношения можно представить в-сле­дующем виде (рис. 5).

Государственные (публичные) финансы представляют собой слож­ную систему финансовых отношений, которую можно представить в виде рис. 6.

СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ

Рис. 5. Подсистемы и звенья системы финансов России

Рис. 6. Звенья государственных финансов России

В этой системе финансовых отношений отсутствуют отношения, свя­занные с доходами и расходами граждан. Эти доходы и расходы граж­дан участвуют в формировании и использовании денежных фондов в составе финансовых ресурсов государства (для расчета ресурсов в Ба­лансе финансовых ресурсов) и в структуре финансовых отношений хо­зяйствующих субъектов.

В настоящее время бюджетная система России включает в себя следующие автономные звенья:

• Федеральный бюджет Российской Федерации.

• Бюджеты национально-государственных и административно-терри­ториальных образований (республиканские, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюд­жеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Пе­тербурга).

• Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

• Государственные внебюджетные фонды, которые включают в себя фонды:

- социального назначения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социально­го страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхова­ния РФ, имеющие территориальные и муниципальные подразде­ления. Они решают самостоятельные обособленные задачи и имеют собственные источники доходов);

- межотраслевого и отраслевого характера.

Из системы выделен ряд подсистем и звеньев, которые имеют спе­цифическое назначение, например инвестиционная сфера и государ­ственный кредит.

Кредитная (инвестиционная) ц банковская сфера финансовых отношений находится на стадии становления. Сфера входит в систему отношений, которые формируются государством (хозяйствующие субъек­ты государственного сектора) и в систему регулируемых государством отношений (хозяйствующие субъекты негосударственного сектора), но так как входящие в нее организационные структуры непосредственно не участвуют в процессе производства, то эту сферу называют иногда «финансовой» сферой или «финансовыми посредниками».

Наряду с другими звеньями системы финансов основными задача­ми инвестиционной сферы являются аккумулирование и использование денежных средств, имеющихся в стране, при помощи создания и функ­ционирования инвестиционных институтов.

Кредитную (инвестиционную) и банковскую сферу можно предста­вить в следующем виде (рис. 7).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено в связи с тем, что ему присущи специфические формы финансовых отно­шений по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой форму отноше­ний между общегосударственным органом управления и хозяйствующи­ми субъектами. При этом первый выступает главным образом в качест­ве заемщика средств, кредитора или гаранта. Необходимость и важность

СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ

Рис. 7. Звенья кредитной (инвестиционной) и банковской сферы России

Государственного кредита связана с опережающими темпами роста рас­ходов государства по сравнению с темпами прироста его доходов.

В подсистему финансов государственных предприятий входят го­сударственные и муниципальные унитарные предприятия, а также фи- нансово-промышленные группы.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия орга­низуются государственными органами управления и органами местно­го самоуправления. Имущество унитарного предприятия является неде­лимым и не распределяется на вклады или долевые вклады работников.

Учредительными документами унитарного предприятия являются уставы, которые содержат следующую информацию: предмет и цели деятельности; размеры уставного капитала и других денежных фондов; порядок и источники формирования денежных фондов. Годовые пла­ны-заказы включают в себя: объемы и номенклатуру реализации про­дукции, фонды оплаты труда, лимит численности и другие плановые показатели, обязательные к исполнению.

Имущество может принадлежать унитарному предприятию на пра­ве хозяйственного ведения или оперативного управления. Управление предприятием осуществляется руководителем, назначенным собствен­ником (либо органом, уполномоченным собственником), и руководитель подотчетен собственнику. Унитарное предприятие отвечает по своим обя­зательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответ­ственности по обязательствам собственника. Как правило, свободный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения созда­ются по решению собственника.

Уставный капитал полностью подлежит оплате собственником на момент регистрации. Предприятие несет полную ответственность пе­ред собственником и кредиторами за соответствие величины уставного капитала размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала про­изводится в случае несоблюдения этого соотношения. Собственник пред­приятия определяет предмет и цели деятельности, осуществляет конт­роль за использованием и сохранностью имущества. Часть прибыли предприятия принадлежит собственнику - органам власти и управлени­ям и входит в состав источников бюджетных доходов. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, сдачу его в аренду, использование в качестве залога, внесения в устав­ные фонды негосударственных предпринимательских структур и неко­торые другие.

Унитарные предприятия могут учреждать дочерние предприятия, правовой статус которых отличается от статуса дочерних предприятий негосударственного сектора. Дочернее предприятие - это юридическое лицо, которое распоряжается переданным ему имуществом на правах хозяйственного ведения. Устав его утверждается учредителем, который назначает руководителя и определяет его полномочия. В случае недо­статочности имущества для обеспечения ответственности по обязатель­ствам она может быть возложена субсидиарно на учредителя.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления явля­ется федеральным казенным предприятием. Оно создается по реше­нию Правительства Российской Федерации - собственника иа базе иму­щества, находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждается собственником. Государство несет субсиди­арную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточ­ности его имущества. Реорганизация или ликвидация такого предприя­тия осуществляется по решению Правительства Российской Федерации. Распоряжение имуществом возможно только с согласия собственника. Собственник может выделять предприятию финансовые ресурсы на раз­личные цели, определяет порядок распределения прибыли и доходов. Произведенная предприятием продукция может реализовываться им самостоятельно, если не установлены ограничения в части государствен­ного заказа или договорных условий.

Финансово-промышленные группы создаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 1993 г., № 2096 «О созда­нии финансово-промышленных групп в Российской Федерации» и По­становлениями Правительства Российской Федерации «О порядке про­ведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представленных на рассмотрение Правительства Российской Федерации» 1994 г., № 508 и «О программе содействия формированию финансово-промышленных групп» 1995 г., № 48 и др.

Указ предусматривал в качестве стимулирования таких групп:

• передачу им в коммерческое или доверительное управление или их участнику временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий - участников финансово-промышленной группы;

• зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах, в объемах инвестиций, если финансово - промышленная группа - покупатель;

• предоставление государственных гарантий для привлечения инвес­тиционных ресурсов.

Финансово-промышленные группы, входящие в систему государ­ственных финансов создаются по решению Правительства Российской Федерации или на основании межправительственных соглашений

Постановлением 1994 г. Правительство Российской Федерации ус­тановило для финансово-промышленных групп, которые формируются только из государственных предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также созданных на основе межправительственных соглашений, проведение экспертизы: по созда­нию финансово-промышленных групп; по размерам предоставляемых бюджетных средств и порядке их использования; по предоставлению государственных гарантий для привлечения инвестиций.

Финансово-промышленные группы классифицируются по следую­щим признакам:

• по формам производственной и хозяйственной интеграции - верти­кальные, горизонтальные, конгломераты;

• по отраслевой принадлежности - отраслевые, межотраслевые;

• по масштабам деятельности - региональные, территориальные, на­циональные, транснациональные и т. п.;

• по степени диверсификации - монопрофильные, многопрофильные.

Сфера финансового рынка включает в себя обособленную группу отношений, которые можно подразделить на:

• рынок капиталов;

• рынок кредитов;

• рынок денег;

• рынок ценных бумаг (собственно финансовый рынок).

Все отношения на финансовом рынке строятся на основе принци­пов рыночных отношений, и поэтому они специфичны для финансов. В России этот вид финансовых отношений находится на стадии становле­ния, поэтому не систематизирован в достаточной степени со стороны общегосударственного органа управления экономикой.

Международные финансы включают в себя все виды финансовых отношений, которые используются внутри государства. Однако на их организацию серьезно влияют внешнеэкономические и политические отношения, которые проявляются в обязательности выполнения требо­ваний и условий международных, межгосударственных договоров.

Соответственно представленной схеме организации финансов дол­жны выстраиваться и высшие органы власти и управления, деятельность которых должна быть направлена на выполнение единой финансово - кредитной и денежной политики на экономическом пространстве госу­дарства и в международной сфере хозяйствования.

Наряду с рассмотрением системы финансов как совокупности раз­личных сфер финансовых отношений и объектов управления ее можно представить в институциональной форме - как инфраструктуру различ­ных финансовых институтов, осуществляющих финансовые отношения и одновременно являющихся субъектами управления финансами.

Финансовая система - это совокупность управленческих и фи­нансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с требо­ваниями законодательства.

Целью разработки организационной структуры финансовой систе­мы является функционирование системы финансовых отношений и обес­печение формирования и использования централизованных денежных фондов и средств государства.

Организация финансовой системы стремится к объективности, но доля субъективности зависит от многовариантности способов и мето­дов управления. Управление финансовой системой является основным фактором, влияющим на результативность ее функционирования. Кро­ме того, следует учитывать, что система финансов первична по отноше­нию к финансовой системе (хотя могут быть использованы и обратные модели).

Финансовая система через свою организационную структуру реша­ет задачи на всех уровнях управления и должна учитывать как общеме­тодологические положения, так и конкретные условия хозяйствования. В связи с этим должны быть определены конкретные задачи в деятель­ности органов управления и разработаны конкретные мероприятия и функциональное предназначение структурных подразделений.

На рис. 8 представлена финансовая система и ее инфраструктура.

В процессе формирования и регулирования деятельности финансо­вой системы должны быть реализованы принципы системности, объек­тивности, единства, целенаправленности, количественной определенно­сти, выработки критериев и задач и другие. Финансовая система строится как иерархическая структура, которая решает общие задачи, ее конкрет­ные звенья решают конкретные задачи в соответствии со своим пред­назначением.

Высшим звеном финансовой системы Российской Федерации явля­ется Федеральное Собрание (Парламент) и его две палаты: Государствен­ная Дума и Совет Федерации.

Конкретные проработки в области законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюд­жету, налогам, банкам и финансам.

СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ

Федеральное Собрание

Предпринимательские структуры - хозяйствующие субъекты

Совет Федерации

Го суд ар ств е н н ая Дума

Предприятия, организации и корпорации

Коммерческие банки и кредитные учреждения

Президент

1

Правительство

Счетная палата

Некоммерческие организации

Инвестиционные фонды и компании

Финансовый рынок

Предприятия, организации и корпорации

Центральный банк (Банк России)

Бюджетные организации

Прочие предпринимательские структуры

Граждане

В небюджетн ые фонды

Некоммерческие организации

Государственные служащие и работники

Финансовый рынок

Рис. 8. Инфраструктура финансовой системы России

Принимаемые Федеральным Собранием законы создают норматив­ную базу функционирования всей финансовой системы.

Контроль за выполнением законодательства со стороны представи­тельных органов власти осуществляет Счетная палата Российской Фе­дерации в части управления федеральной собственностью и феде­
ральными финансовыми средствами. Она независима и отчитывается только перед Федеральным Собранием.

Регламентация функционирования финансовой системы и системы финансов входит в обязанности и Президента Российской Федерации в форме Указов.

Правительство также является органом управления финансовой си­стемой. Оио издает постановления и распоряжения.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и управ­ление финансовой системой, является Министерство финансов Россий­ской Федерации. Оно является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финан­совой, налоговой, бюджетной, денежной политики и координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере финансов. Кроме того, при Министерстве финансов функционирует Глав­ное управление федерального казначейства Российской Федерации, а в состав Коллегии Министерства финансов входят руководители Мини­стерства по налогам и сборам Российской Федерации и Государствен­ного таможенного комитета Российской Федерации. В составе подраз­делений Министерства финансов Российской Федерации созданы департаменты по направлениям.

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Феде­ральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правиль­ностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет налогов и обязательных платежей.

Система Центрального банка Российской Федерации (Банка России) является органом реализации финансовой и денежно-кредитной поли­тики. Одновременно она выполняет регулирующие, надзорные и конт­рольные функции по отношению к коммерческим банкам, кредитным учреждениям и предпринимательским структурам. Следует иметь в виду, что предпринимательская деятельность Банка России подлежит госу­дарственному регулированию на общих основаниях.

Федеральная комиссия по ценным бумагам регулирует деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка.

Министерство государственного имущества Российской Федерации предназначено управлять государственным имуществом, осуществляя программы приватизации, финансирования государственных предпри­ятий, организуя аукционы по продаже и приобретению имущества.

Министерство экономики Российской Федерации и другие министер­ства, комитеты и ведомства принимают активное участие в выполнении финансовой политики, однако это участие менее значимо и имеет кос­венный характер.

Непосредственная организация и управление финансами в негосу­дарственном секторе экономики на основе действующего законодатель­ства осуществляется собственниками в лице руководителей финансо­вых и бухгалтерских служб.

Финансы, деньги, кредит и банки

Як безпечно оформити позику в МФО і не потрапити в боргову яму?

За останні кілька років, мікрофінансові організації (МФО) стали популярним засобом отримання кредитів для багатьох людей. Їх швидка та проста процедура оформлення позики приваблює клієнтів, але водночас це може створити певні …

Криптовалюта – инвестиции в будущее

Криптовалюва – разновидность цифровой валюты, за которой стоит будущее. Рынок цифровой валюты постоянно развивается, приобретает все большие масштабы. Как сделать первый шаг на встречу новой валюте и остаться в плюсе. …

Аналитика финансовых рынков

Деньги должны работать, если они просто лежат в «заначке», со временем они обесцениваются. Ко многим финансовая грамотность приходит с опытом, после нескольких проб, ошибок и даже ловушек мошенников. Как правильно …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.