Энциклопедия начинающего предпринимателя

ПРИДОРОЖНЫЙ БИЗНЕС

Мотель — любимая декорация настоящего road movie. Романтика даль­них странствий и случайных встреч; место, где непредсказуемо пере­плетаются пути незнакомых людей и начинаются невероятные приключения.

Итак, вот какие секреты мотельного бизнеса. Необходимо: найти помещение, сделать косметический ремонт, договориться с местной «крышей», организовать кафе и дать о себе знать. Чаще всего именно с чашки кофе и горячего бутерброда начинаются разговоры о ночлеге. Например, установить на обочине трассы щит с надписью «мотель», — лучше неоновый, чтобы было видно ночью, и вывеску типа «световой короб». В среднем открытие мотеля обойдется в 10-20 тысяч долларов. А если строить с нуля на новом месте — то в 50-100 тысяч.

Сети мотелей — пока отдаленное будущее, этим никто не занима­ется, хотя зарубежный опыт показывает, что потребность в них есть. В Германии, к примеру, каждый крупный автозаправочный комплекс, при котором есть супермаркет и ресторан, имеет еще и мотель в при­дачу. Таких комплексов (они называются «расштатте») по стране не­сколько сотен. Строительство, как правило, либо в складчину финан­сирует сеть заправок и гостиничный оператор, либо оплачивает нефтяная компания, а потом сдает комплекс в аренду.

Подобные комплексные центры имеются и в России — в Подмос­ковье и Ленинградской области. В целом в этих областях дело с совре­менными мотелями обстоит гораздо лучше, чем в провинции. Их уже много, и порой они выстроены по западному образцу. Например, «Лукойл» возвел комплекс «Балтия» на десятом километре Новориж­ского шоссе: рядом с заправкой и супермаркетом — шиномонтаж и весь­ма приличная гостиница. «Ночлежке» для автомобилиста, чем по сути и является мотель, вполне логично кооперироваться с автосервисом, заправкой и некоторыми другими услугами. Лукойловский проект, прав­да, нетипичен — в здании мотеля работает салон, торгующий новень­кими «Мерседесами». Другой мотель стоит на пятидесятом километре Новорижского шоссе, неподалеку от строительного супермаркета и за­правки «ЮКОС». Вот еще пример — комплекс «Мотель-Авто», распо­ложившийся в живописном месте в двадцати километрах от МКАД на трассе Москва-Крым. Он включает в себя большую станцию техничес­кого обслуживания автомобилей, магазины, кафе, бары, рестораны, банкетные залы, уютный мотель, сауну, конно-спортивный клуб, боу­линг, бильярд, автомойки и автостоянки.

Но это — крупные проекты. В среднем, по словам частных предпри­нимателей, строительство нового мотеля — дело дорогое и не очень выгодное. Сам по себе он окупаться не будет, а найти деньги на возведение комплекса, тем более со сроком окупаемости в несколько лет, могут только крупные компании. Потому, якобы, и с мотелями мы имеем то же самое, что и с гостиницами: налицо дорогие совре­менные комплексы (стоимость номера $50-100 в сутки) и дешевые ча­стные мотели, переоборудованные из клубов, коммунальных квартир (на первом этаже) и служб быта (стоимость номера $5-10). Средне­го, мол, не дано.

А как же тогда пустующие промышленные объекты и заброшенные дома, коих вдоль дорог немало? Во Франции, например, такие ничей­ные постройки нередко выкупают за небольшую сумму и переоборуду­ют в ресторанчики, гостиницы или частные пансионы.

За рубежом тенденция такова, что мотели растут и все больше при­ближаются к обычным отелям, оставаясь при этом сравнительно недо­рогими. Жесткая конкуренция вынуждает предоставлять постояльцам все больше удобств, причем иногда эти удобства вполне сопоставимы с роскошью фешенебельных курортных гостиниц. Как и в Америке, самые крупные из мотелей, а также те, которые принадлежат компа­ниям, имеющим отделения по всей стране, оснащены всем необходи­мым для комфортабельного пребывания путешественников, включая плавательные бассейны, теннисные корты, солярии, видеомагнитофо­ны в каждом номере с широким ассортиментом сдающихся напрокат кассет, есть даже индивидуальные кофеварки для постояльцев.

Крупные операторы приходят и в российский мотельный бизнес, и в скором времени это будут не единичные проекты. Однажды, задав в Интернете поиск по слову «мотель», я получил ссылку на форум forum. elitestate. ru, где узрел такое вот объявление: «Купим участок зем­ли размером около 0,5 га, достаточный для строительства мотеля на двести номеров, стоянки (желательно подземной) на сотню машин, а также конгресс-центра с залом на пятьсот человек. Расположение — внутри МКАД, направление на Шереметьево». Указанный электрон­ный адрес принадлежал компании «ГЕМА», известному оператору на рынке автобизнеса и грузоперевозок.

В ближайшие несколько лет рынок придорожных услуг станет более современным. Постепенно частные «легковые» туристы будут составлять все большую долю в потоке — процентов двадцать-тридцать; остальные, конечно, — шоферы-дальнобойщики. Причем в мотелях ос­танавливаются в основном те, кто работает в крупных транспортных компаниях.

С открытием новых пропускных пунктов на границе России и Укра­ины, ускорением таможенной процедуры на российско-финской гра­нице поток грузов и автотуристов будет только расти. К примеру, за последнее время поток машин, едущих из России в Финляндию и об­ратно, по оценкам властей Ленинградской области, вырос втрое.

Мотельный бизнес становится все более серьезным. Имея совре­менный мотель с небольшой территорией и предусмотрев, скажем, просторный холл и конференц-зал, можно проводить семинары и различные корпоративные мероприятия. Региональные фирмы, обла­стные власти будут охотно с вами сотрудничать. Расположенные за чер­той города, мотели не обременены высокой арендной платой и могут позволить себе держать привлекательные цены. К примеру, в мотеле «Соловьиная роща» в Курской области, между Курском и Мценском, вскоре состоится семинар по правам человека, который будет прово­диться при поддержке Хельсинского фонда по правам человека (Варшава) для членов и активистов неправительственных правозащит­ных организаций и преподавателей Центрально-Черноземного регио­на России. К участию приглашаются представители Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Орловской, Брянской, Липецкой и Кур­ской области.

Российские мотели, конечно, не будут расти, как грибы после дождя. И еще не скоро станут похожи на американские придорожные «лас-вегасы» или немецкие очаги привычного бюргерского комфорта. Однако по мере активизации коммерческой жизни в регионах и роста транспортного потока мотели могут быть вариантом стабильного, хо­тя, конечно, далеко не высокодоходного бизнеса. Впрочем, еще Сократ говаривал: «делай так, как будто тебе не надо денег», — если свое дело нравится, все будет.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ПЕТР АВЕН

Авен Петр Олегович родился 16 марта 1955 года в Москве. Латыш. Дед Авена был латышским стрелком, служил в Латышской стрелко­вой дивизии, отец — профессор, специалист в области вычислитель­ной техники. В …

АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО

Андрей Игоревич родился 8 марта 1972 г. в Гомеле. Учился в физи­ко-математической школе-интернате МГУ, куда попал после республи­канской олимпиады по физике. В 1989 г. поступил на физический факультет МГУ им. …

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

(П. 1 ст. 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Разработка авиационной техники, в том числе авиационной тех­ники двойного назначения. • Производство авиационной …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.