ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

Выпускаемые комплекты приводов являются надежными изде­лиями и при правильной эксплуатации способны работать дли­тельное время без ремонта. Что же означает правильная эксплуа­тация? Это, в первую очередь, отсутствие недопустимых длитель­ных перегрузок, недопустимого числа частоты включений, пере­грева двигателя, дросселей и преобразователя. Необходимо также обеспечить периодическую очистку составных частей привода от пыли и грязи. При эксплуатации для обеспечения нормальной ра­боты привода необходимо периодически проводить профилактиче­ский осмотр.

В зависимости от объема и сроков проведения осмотры разде­ляют на первый, второй и освидетельствование. Первый осмотр проводится один раз в месяц, второй — не реже одного раза в три месяца. Освидетельствование производится после выработки га­рантийного ресурса, после аварии и при поломках. Содержание первого осмотра: удалить пыль и грязь, масло и посторонние пред­меты; очистить коллектор двигателя от пыли; продуть электро­двигатель и блок преобразователя сухим сжатым воздухом. Со­держание второго осмотра: выполнить то же что и при первом1 осмотре, а потом проверить надежность крепления элементов при­вода, арматуры и щеткодержателей двигателя, крепление его тра­версы по заводской метке, состояние рабочей поверхности коллек­тора и износ щеток, состояние релейно-контактной аппаратуры, надежность заземления, сопротивление изоляции относительно кор­пуса. При освидетельствовании выполнить все требования первого и второго осмотров, произвести смазывание двигателя, зафиксиро­вать винты разъема.

При эксплуатации необходимо следить за чистотой электро­двигателя и помещения, а также за тем, чтобы на двигателе и внутри него не было посторонних предметов. Особо тщательно» нужно следить за чистотой коллектора и исправностью щеточного аппарата.

Эксплуатация коллектора. Поверхность нормально работающе­го коллектора должна быть полированной и иметь красноватый цвет с фиолетовым оттенком. Правильно отполированная поверх­ность увеличивает срок работы коллектора и способствует хоро­шей коммутации машины. При загрязнении коллектор следует протереть чистой мягкой неволокнистой сухой тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Если на поверхности коллектора имеются значительные следы обгорання, чистку следует проводить наждачной бумагой, навер­нутой на деревянную колодку, хорошо пригнанную по окружнос­ти коллектора. Ширина бумаги должна равняться длине коллек­тора. Шлифование коллектора без колодки недопустимо, его мож­но производить при средней частоте вращения двигателя без на­грузки. После шлифования тщательно протереть коллектор тряп­кой, смоченной в бензине.

Если в результате износа коллектора поверхность меди срав­нялась с изоляцией, коллектор следует продорожить на глубину 1—1,5 мм, после чего коллектор следует прошлифовать. Если пу­тем шлифования коллектор невозможно привести в нормальное состояние, то его необходимо обточить, затем отшлифовать. Об­точка коллектора производится на токарном станке резцом. Кол­лектор при обточке не должен иметь осевых перемещений.

Для предотвращения попадания внутрь двигателя стружки и медной пыли обмотку якоря следует оклеить бумагой, а по окон­чании шлифования продуть якорь сжатым воздухом. Необходимо иметь в виду, что обточка понижает механическую прочность кол­лектора, поэтому к ней следует прибегать лишь в случае крайней необходимости.

При шлифовании коллектора без разборки двигателя необхо­димо принять соответствующие меры по обеспечению безопасности работы.

Эксплуатация щеток. При осмотре проверить износ щеток. Из­носившиеся до предельного размера щетки необходимо - заменить запасными. Вновь установленные щетки должны быть притерты к коллектору до полного их прилегания. Притирка щеток произво­дится наждачной бумагой, которая закладывается между коллек­тором и щеткой (шероховатой стороной к щетке). При этом бу­магу необходимо прижать к коллектору и притирать до тех пор, пока поверхность щетки не совпадет с окружностью коллектора.

В конце притирки у нереверсивных двигателей шкурку необхо­димо протягивать только в сторону вращения. При притирке но­вых щеток необходимо поднять вверх щетки, не подлежащие за­мене, чтобы не испортить их поверхности. При опускании щеток на поверхность коллектора необходимо следить за тем, чтобы щетка заняла свое прежнее положение. Рекомендуется в течение ■8—10 ч давать 1/3 или 1/4 номинальной нагрузки, чтобы щетки приработались. Щетки должны свободно передвигаться вдоль обоймы и в то же время не должны иметь зазор более допустимо­го. При изношенной щетке можно допустить зазор по ширине не более 0,15 мм (по оси коллектора).

Периодически следует проверять давление щеток на коллектор. Сильное давление ведет к чрезмерному нагреванию коллектора и быстрому износу его и щеток. Слабое давление щеток вызывает искрение. Зазор между нижней кромкой обоймы щеткодержателя и поверхностью коллектора у двигателей серии П составляет 1,5—2,5 мм. При замене щеток необходимо следить за тем, чтобы жгут щетки не препятствовал ее свободному перемещению в обойме.

Эксплуатация подшипников. При работе двигателя температу­ра подшипников не должна превышать 60°С. Шум в подшипниках должен быть равномерным. При нормальной работе подшипников смену смазочного материала и осмотр следует проводить после 3000 ч работы, но не реже одного раза в 3 года. При выявлении превышения допустимой температуры, неравномерного или повы­шенного шума подшипник необходимо осмотреть. При обнаруже­нии трещин, сколов, шероховатости шариков или других внешних повреждений подшипник необходимо заменить новым. Если после чистки и смазывания подшипников шум или перегрев не исчезнут, подшипник также необходимо заменить. При замене неисправный подшипник следует снимать только при помощи съемника.

Для посадки на вал нового подшипника предварительно сле­дует подогреть его в масляной ванне до 80—90°С: При подогреве подшипник следует подвесить так, чтобы он не касался стенок и дна ванны. После подогрева подшипник должен легко насажи­ваться на вал посредством легких ударов, передаваемых на под­шипник через медное кольцо и трубу, надетую на вал.

Чрезмерное количество смазочного материала может вызвать перегрев подшипника, поэтому полость подшипника должна быть заполнена смазочным материалом не больше, чем на 2/3 объема. Пространство между шариками и сепараторами в подшипнике заполняется смазкой по всей окружности, а углубления в наруж­ной и внутренней крышках заполняет смазочным материалом от 1/3 до 2/3 объема углублений. Количество смазочного материала необходимого для наполнения каждого подшипника, у отдельных типов машин находится в пределах от 40 до 80 г.

После сборки двигателя рекомендуется в течение 2—3 мин вращать его вал вручную (для первоначального распределения смазки), потом включить двигатель на холостом ходу на 5 мин при пониженном напряжении. Для проверки качества сборки под­шипниковых узлов нужно включить двигатель на холостом ходу в течение 5—'10 мин при нормальной частоте вращения. Чрезмер­ное нагревание, повышенный или неравномерный шум покажут не­удовлетворительную сборку подшипников.

Необходимо строго следить за уплотнениями в двигателях за­крытого исполнения. Во время осмотров следует проверять состоя­ние прокладок коллекторных люков и коробки выводов. Проклад­ки должны иметь гладкую поверхность, без трещин и уступов. Прокладки, потерявшие эластичность, должны быть заменены но­выми. Затяжка болтов, крепящих крышки, должна периодически проверяться. Сальники коробки выводов разбираются только при необходимости нового монтажа.

Подготовка электропривода к работе. По окончании монтажа преобразователя надо проконтролировать его соответствие мон­тажным схемам, надежность заземления, произвести внешний осмотр, расконсервировать двигатель и убедиться в свободном вращении его вала, проверить правильность чередования фаз пи­тающей сети. Задатчик скорости установить в положение, соответ­ствующее минимальной скорости. При подготовке к работе ревер­сивных приводов необходимо отключить одну группу тиристоров.

Для контроля за работой привода применяют следующие электроизмерительные приборы: универсальный осциллограф типа С1-18 или С1-19Б, амперметры магнитоэлектрической системы на 5, 10, 50, 100 А с классом точности не ниже первого, вольтметры магнитоэлектрической системы на 150, 200, 500 В, фазоуказатель и др.

После подключения электропривода к сети могут обнаружиться неисправности. Это, в первую очередь, отсутствие вращения дви­гателя или вращение его с большой частотой, отсутствие возмож­ности плавного изменения частоты вращения, ненормальное гуде­ние дросселей и сердечника силового трансформатора, большой ток в силовой цепи преобразователя и т. д. Ниже приведены ос­новные признаки и причины неисправности, присущие большинст­ву типов электроприводов.

1. Неправильная работа, отсутствие управляемости частотой вращения, выход из строя элементов преобразователя. Причины: ошибки в монтаже, отсутствие требуемого напряжения сети.

2. Большая частота вращения. Причина: неправильно включены провода цепи обратной связи (тахогенератора или моста противо - .ЭДС), обрыв цепи обратной связи, отсутствие напряжения на об­мотке возбуждения двигателя постоянного тока.

3. Большие токи в дросселях. Признаком является ненормаль­ный шум, издаваемый сердечником силового трансформатора или дросселя, колебания силовых проводов. Основная причина: невы - полнено условие правильного чередования фаз сетевого напряже­ния. В большинстве случаев для ликвидации неисправности доста­точно один раз поменять местами провода, идущие к первичной обмотке силового трансформатора. Иногда приходится менять провода шесть раз в комбинациях ABC, АСВ, ВАС, ВСА, САВ, СВА. Если фазы включены правильно, а уравнительные токи про­должают быть выше нормы, то причиной этого является выход из строя одного из тиристоров, неправильная настройка цепи коррек­ции, малое значение сопротивления в цепи тахогенератора.

4. Автоколебания вала двигателя. Причиной этого является неправильная настройка цепи коррекции или сильная обратная связь по частоте вращения. Для устранения последней достаточно увеличить сопротивление в цепи тахогенератора.

5. Несимметричность частоты вращения при реверсе. Причиной этого является неодинаковое значение задающего напряжения. Особенно это проявляется на минимальных частотах вращения. Причина: неодинаковое сопротивление контактов реле, дающего команду на реверс. Рекомендуется для устранения несимметрич­ности применять герконовые реле. Неодинаковые значения задаю­щего напряжения нужно выравнять при помощи дополнительных переменных резисторов, включенных последовательно в цепь за­дающего потенциометра.

6. Несимметричная кратность токоограничения при реверсе. Причиной этого является неправильная настройка узла токоогра­ничения или неправильный подбор опорных диодов или напряже­ний в цепи токоограничения.

7. Затухающие колебания в переходном процессе. Причина: неправильный выбор параметров коррекции, сильная обратная связь по частоте вращения, избыточный коэффициент усиления усилителя. Устранение: увеличение емкости конденсатора в цепи коррекции, увеличение сопротивления резистора в цепи тахогене­ратора, охват усилителя активным сопротивлением в пределах 10—100 кОм.

8. С ростом задания частоты вращения она начинает умень­шаться. Причина: неправильная настройка узла ограничения вы­ходного напряжения усилителя. Для устранения надо выяснить, какое напряжение необходимо для достижения на якоре номи­нального значения напряжения. Для этого надо отключить усили­тель и на вход (СИФУ) подавать управляющий сигнал от вспомо­гательной батарейки напряжением от 0 до значения Umax, после которого частота вращения начинает падать. Замерить это напря­жение вольтметром. Включить усилитель и подобрать параметры ограничителя выходного напряжения так, чтобы оно не превыша­ло значения t/max-

9. Двигатель не вращается, через якорь протекает ток, дости­гающий недопустимого значения. Причина: обрыв в цепи обмотки возбуждения.

Для примера рассмотрим подготовку к работе электропривода серии ЭТЗИ. Проверить правильность выполнения электрического монтажа привода. Перед включением привода в сеть отключить предохранители FI, F2 и F3 отключить дроссели L1 и L2 вклю­чить сеть и убедиться в правильности фаз по зажиганию сигналь­ной лампы на блоке питания. Если лампа не горит, необходимо поменять местами любые две фазы сети. Установить предохрани­тели, присоединить дроссели LI, L2 и включить сеть. Если двига­тель вращается с большой частотой вращения, которая не регули­руется, необходимо поменять местами провода, идущие к тахо­генератору.

Задатчик скорости поставить в положение минимальных оборо­тов и включить привод в сеть. Электродвигатель должен вращать­ся с минимальными оборотами. Вращая задатчик скорости, уста­новить номинальную частоту вращения двигателя.

ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ

Резка металла. Широкий выбор оборудования

Наиболее популярным и распространенным методом металлообработки считается резка металла, при помощи которой получают всевозможные продукты проката или листа. Не существует универсального оборудования и станков — один вид обрабатывает профиль или …

Цилиндрические редукторы. Особенности оборудования

Цилиндрический редуктор - простое и эффективное решение для ступенчатого снижения числа оборотов и повышения крутящего момента.

РЕМОНТ И НАЛАДКА ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ СЕРИИ ПМСМ

Разборка и сборка электроприводов серии ПМСМ (1—3-й ти­пы размеров). При разборке следует освободить выходной конец вала агрегата от шкива или другого соединительного устройства; снять щеткодержатель 7 (см. рис. 55, а) …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.