Компоненты деятельности человека
В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, традиции, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд будем называть регламентированным или ог-трудом. Вторая характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда будем называть инновационным,
Выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Существенно, что в данном случае речь идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации. Регламентированным может быть не только малоквалифицированный физический труд, но и, в частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций Таким образом, альфа-труд может быть как физическим, так и умственным.
Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и т. д Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо в нем, как и в изобретательстве, исключается повторение (копирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора. Известны случаи, когда одинаковые изобретения и научные открытия делались независимо и почти одновременно разными людьми в разных странах. В искусстве такие ситуации принципиально невозможны.
В цивилизованной экономике одной из характеристик значимости творческих элементов в данном виде деятельности может быть доля оплаты труда в виде гонорара (за рационализаторские предложения, изобретения, статьи, книги и т. д.) в общих доходах работника. В этом аспекте прибыль предпринимателя, действующего в условиях реальной конкуренции и правового государства, становится формой авторского гонорара. Представляется оправданным, что в классификации видов деятельности, действующей в ФРГ, предприниматели объединены по источнику доходов в одну группу с лицами свободных профессий — писателями, художниками, архитекторами и т. п.
Возрастание роли творчества наиболее отчетливо проявляется в появлении новых видов продукции и услуг, совершенствовании технологии, увеличении доли ученых, инженеров, высококвалифицированных рабочих, врачей, педагогов в общей численности занятого населения. Менее очевиден прогресс в литературе и искусстве. Хотя объем продукции этой сферы постоянно растет, ее качество далеко не всегда способствует совершенствованию духовного мира человека, что дает основания для выводов о деградации значительной части художественной культуры [Нордау, Швейцер]. Эта тенденция не может считаться необратимой. Ее изменение является одной из важнейших задач творчества в области этики, эстетики и социальных отношений.
Необходимость выделения двух компонент труда объективно обусловлена принципиальными различиями в их влиянии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет альфа-труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. В отличие от этого, за счет В - труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затрат затратах рабочего времени и интенсивности труда. Это обусловлено тем, что на основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, Улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного эффекта продукции и услуг.
В соответствии с двумя компонентами труда каждый ее вид можно рассматривать как точку с координатами {альфа, В).
Рисунок 4.2.1 иллюстрирует соотношение альфа-труда и Д-труда в различных областях деятельности.
В соответствии с определением альфа-труда, его результат зависит от затрат рабочего времени. Условиями, определяющими возможность альфа-труда данного вида (профессии, квалификации), являются необходимые уровни здоровья, нравственности, образования и профессионализма.
Таким образом:
(4.2.2) |
A J ■ (Г
Где Va — результат а-труда данного вида; ха — затраты рабочего времени.
V„ = /(х, х ),
(4.2.1) |
Р * * ж ц'7
Где V^ — результат )3-труда; —- творческие способности: х„ — активность.
Условиями творческой деятельности являются (как и для «-труда) необходимые уровни здоровья, нравственности, образования, профессионализма.
Выделение альфа-труда и бетта достаточно для анализа факторов продуктивности в отраслях материального производства В литературе, искусстве, философии важную, а в
III
II
А
I — сборка на конвейере, машинописные работы, копирование и т. п.,
II — труд рабочих средней и высшей квалификации, проектирование,
Преподавание, лечение, управление, предпринимательство;
III — рационализация, изобретательство, исследования, литература,
Искусство
Рис. 4.2.1. Соотношение а-труда и /J-труда в различных видах деятельности
Некоторых
Сферах определяющую роль играет духовная компонента деятельности человека, которую обозначим как сигима-труд.
Говоря о духовности, обычно используют такие понятия, как добро, совесть, честь, доверие, альтруизм. Йа усиление этих начал в развитии общества была направлена деятельность П. А. Кропоткина, С. H. Булгакова, Вл. С. Соловьева, С. Л. Франка, Питирима Сорокина, Альберта Швейцера, Бертрана Рассела, А. Д. Сахарова и многих других деятелей науки, религии, литературы.
Однако существуют и такие виды духовной деятельности, которые ориентированы на темные стороны человеческой натуры, на усиление вражды, нетерпимости, жестокости, тоталитаризма. В этом направлении действуют некоторые религиозные секты (сатанизм, бесовщина) и представители поп-культуры.
Таким образом, в общем случае, все виды деятельности человека могут быть описаны в системе трех координат: альфа, бета, сигма При этом, если координаты а и В по своей сущности могут иметь только одно направление, то координата сигма — два направления: добро (+) и зло (-). Соотношения альфа-труда, бета-труда и сигма-труда в различных видах деятельности представлены на рис. 4.2.2.
1 — материальное производство; 2 — разработка этических систем и духовных учений; 3 — практическая деятельность духовных наставников; 4 — литература, искусство, религии, ориентированные на добро; 5 — виды деятельности, ориентированные на темные стороны Человеческой натуры Рис. 4.2.2. Примеры соотношений а-труда, jS-труда и f-труда в разных видах деятель носі'и |