Экономика предприятия

Состав и содержание учета

По мере ослабления политики жесткого централизованного плани­рования и регулирования и внедрения элементов рыночной экономики в нашей стране довольно активно начали появляться совместные пред­приятия, главным образом с участием иностранного капитала.

Среди причин, препятствовавших этому, безусловно, прогрес­сивному процессу и называвшихся иностранными инвесторами, был тезис о несовместимости систем бухгалтерского учета в СССР и на Западе и, как следствие, о неправильной трактовке прибыли, яв­ляющейся, как известно, основным целевым показателем для по­давляющего большинства западных бизнесменов.

Дело в том, что в соответствии с основополагающими докумен­тами, регулировавшими деятельность совместных предприятий, по­следние должны были вести оперативный, бухгалтерский и стати­стический учет в порядке, действовавшем в СССР для государствен­ных предприятий.

В известной мере можно утверждать, что именно иностранные бизнесмены, получив определенную поддержку и взаимопонимание со стороны представителей Министерства финансов РФ и ведущих российских специалистов, выступили инициаторами проведения мероприятий по перестройке системы бухгалтерского учета в нашей стране.

Необходимо заметить, что подобная нестыковка моделей бух­галтерского учета не является уникальной, присущей только Рос­сии; она носит глобальный характер и известна как проблема гар­монизации бухгалтерского учета. Эта проблема разрабатывается учеными и практиками уже в течение многих лет, и в настоящее время уже сформулированы основные принципы и подходы к ее ре­шению.

Определенная унификация принципов ведения учета и состав­ления отчетности достигается путем внедрения так называемых ме­ждународных стандартов бухгалтерского учета (InternationaAccoun - ting Standards, IAS, в русском переводе — Международные стандарты финансовой отчетности МСФО), разрабатываемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета (InternationaAccoun - ting Standards Committee, IASQ. Эти стандарты в той или иной степе­ни приняты практически всеми экономически развитыми странами мира.

В России в последние годы предприняты достаточно интенсив­ные меры по совершенствованию системы бухгалтерского учета; уч­режден Институт профессиональных бухгалтеров России, введен но­вый План счетов, разрабатываются национальные стандарты и т. п.

Все эти изменения были обусловлены разными причинами, сре­ди которых — необходимость интеграции отечественной бухгалтер­ской профессии в мировое сообщество, что и было закреплено при­нятием в 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, предусматривающей осуществление в бли­жайшие годы модернизации отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами учета и отчет­ности.

Согласно законодательству РФ предприятия имеют право само­стоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хо­зяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и ха­рактера деятельности, квалификации персонала и других задач.

Одной из такого рода форм организации учета является внутри­производственная отчетность предприятия, необходимая для внут­ренних пользователей и содержащая данные по отдельным произ­водственным подразделениям предприятия.

Практическая реализация такой самостоятельности выражается в обязательной разработке собственной учетной политики предпри­ятия на очередной отчетный год, в которой должны быть определе­ны правила и порядок учета заготовления и приобретения матери­альных ценностей и их оценки, учета затрат на производство и каль­кулирования себестоимости продукции, ее оценки и реализации.

При формировании учетной политики предполагаются имуще­ственная обособленность и непрерывность деятельности предпри­ятия, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика должна отвечать требованиям полноты, ос­мотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиво­речивости и рациональности. После утверждения учетной политики руководителем предприятия она приобретает статус юридического документа.

Отчетность предприятия необходима как внешним, так и внут­ренним пользователям. Последние, пользуясь отчетными докумен­тами, могут получать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников и строить свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи.

Первым среди внутренних пользователей аналитической ин­формации следует назвать руководство хозяйствующего субъекта. Для него именно данные отчетности являются необходимой осно­вой для принятия управленческих решений и, что немаловажно, для оценки собственной деятельности.

Для внешних пользователей отчетность имеет огромное значе­ние в первую очередь для получения информации о финансово-хо­зяйственной деятельности конкретного предприятия. Причины та­кого внимания достаточно очевидны. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйствен­ной деятельности, т. е. в основном с помощью своей отчетности.

Насколько привлекательны опубликованные финансовые ре­зультаты, текущее и перспективное финансовое состояние пред­приятия, настолько высока и вероятность получения дополнитель­ных источников финансирования.

Одной из форм учета является инвентаризация. В целях обеспе­чения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обя­зательств. Порядок проведения инвентаризации определен прика­зом Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г. «Об утверждении методи­ческих указаний по инвентаризации имущества и финансовых ре­зультатов».

Инвентаризация — установление на определенный момент фак­тического наличия средств и их источников, фактически произве­денных затрат путем пересчета инвентаризируемого объекта в нату­ре, т. е. снятия остатков, или путем проверки учетных записей. С помощью инвентаризации проверяют правильность данных теку­щего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете; учитывают неучтенные хозяйственные операции, контролируют сохранность тех или иных хозяйственных средств, числящихся у материально от­ветственных лиц.

Инвентаризации бывают полные, охватывающие все виды ре­сурсов предприятия, и частичные, охватывающие какую-либо опре­деленную группу хозяйственных средств или их источников, напри­мер материалы на одном складе. Инвентаризации также могут быть плановые и внеплановые.

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

>► при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; >► перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кро­ме имущества, инвентаризация которого проводилась не ра­нее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, со­оружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в два-три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет;

>• при смене материально ответственных лиц (на день прием­ки-передачи дел); >• при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а

Также порчи имущества; >• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычай­ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; >► при реорганизации или ликвидации организации; >• в других случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации. Выявленные при инвентаризации и других проверках расхожде­ния фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

>• основные средства, материальные ценности, денежные сред­ства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансо­вые результаты или увеличение финансирования (фондов) с последующим установлением причин излишка и виновных лиц;

>• убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установ­ленном законодательством порядке, списывается по распо­ряжению руководителя предприятия соответственно на из­держки производства или на уменьшение финансирования (фондов). Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм; >• недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порчи сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда ви­новники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства или уменьшение финансирования (фондов).

На предприятии в период инвентаризации хозяйственных средств создается центральная инвентаризационная комиссия, которая раз­рабатывает план инвентаризации.

Результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризаци­онной комиссией с принятием решения, за счет кого должны быть списаны недостачи, выявленные при инвентаризации, или как оп­риходованы излишки. Решения комиссии протоколируются. Про­токолы в зависимости от размера и характера недостач утверждают­ся руководителем предприятия или вышестоящей организацией по ходатайству руководства предприятия. На основании утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, приводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего учета.

Экономика предприятия

Внедрение энергосберегающих программ для производства, промышленных объектов, предприятий

Чем крупнее предприятие, тем важнее для него экономия ресурсов. Это касается любой промышленности и производства. Именно поэтому так важно обратить внимание на современные программы энергосбережения и энергоэффективности. Вы можете использовать стандартные приемы, проверенные компаниями в …

Что такое экономия для бизнеса?

Как вы считаете, что лучше для бизнеса: заработанный рубль или сэкономленный рубль? Ответ очевиден: лучше и то и другое! Если присмотреться повнимательней, то в любом бизнесе можно увидеть огромные дыры, …

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.