Экономика горной промышленности

ВИДЫ СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Продукцией предприятия является совокупность производимых им товаров.

Предприятия выпускают разнообразную продукцию. Даже гор­но-добывающие предприятия, занятые добычей конкретного по­лезного ископаемого, производят различные его марки и сорта с большим многообразием качественных показателей. Поэтому сум­марная оценка общего объема выпускаемой либо запланированной к выпуску продукции с использованием только натуральных еди­ниц измерения (т, м, м2, м3), не может обеспечить обобщающую оценку результатов работы предприятия с учетом потребительских свойств и достоинств производимой продукции.

Подобная оценка может быть осуществлена лишь при наличии такой единицы измерения, которая была бы в состоянии оценить различные потребительские свойства любой производимой про­дукции и с количественной, и с качественной стороны.

Возможность такой обобщающей оценки деятельности предпри­ятия (объединения, отрасли) предопределена двойственным харак­тером труда, затрачиваемого на производство любой продукции, поскольку этот труд, являясь одновременно и конкретным, и абст­рактным, создает не только потребительные стоимости, но и стои­мости. В общем случае стоимость любого товара определяется ко­личеством труда, общественно необходимого для его производства, и измеряется величиной общественно необходимого рабочего вре­мени с учетом его качества.

В условиях рыночной экономики стоимость произведенного товара определяется его реализационной ценой, выраженной в денежной форме. Уровень этой цены колеблется вокруг стоимости


в зависимости от конъюнктуры рынка и соотношения. между объе­мами спроса и предложения данного конкретного товара на рынке его сбыта. Однако непременным условием производства каждого конкретного товара является компенсация каждому производителю товара его производственных затрат и возможности получения нор­мальной прибыли.

Денежная оценка - часто единственно возможный метод коли­чественной оценки результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а в общем случае это метод, обеспечи­вающий наиболее объективный обобщающий учет всего объема производимой продукции, различной по ассортименту и качеству.

Стоимостная оценка всего объема изготавливаемой предприяти­ем продукции[8] позволяет определять объем производства по про­изводственным объединениям, отдельным отраслям, в целом по промышленности и народному хозяйству страны, определять ди­намику величины этого показателя во времени, рассчитывать и анализировать уровень производительности труда, величину при­были, уровень рентабельности и определять другие показатели, характеризующие результаты работы предприятия за определен­ный календарный период.

По степени полноты и методу учета производимой продукции и объему ее реализации различают стоимость валовой, товарной и реализованной продукции. Помимо этого, предприятие оценивает величину вновь созданной стоимости трудом работников своего предприятия. Эта оценка производится с использованием двух по­казателей. Один из них носит название "Чистая продукция", второй - "Добавленная стоимость".

Отличие между этими показателями заключается в том, что показатель "Чистая продукция" оценивает величину произведен­ной предприятием дополнительной стоимости за анализируемый период, в то время как показатель "Добавленная стоимость" оце­нивает величину дополнительно произведенной и реализованной стоимости в течение анализируемого периода. Кроме того, по­казатель "Чистая продукция" может учитывать величину произ­веденной дополнительно стоимости в неизменных ценах, в кото­рых на предприятии могут оцениваться объемы валовой про­дукции, а показатель "Добавленная стоимость" оценивает про­дукцию в реальных реализационных ценах данного календарного периода.

Валовая стоимость произведенной продукции. Это показа­тель, характеризующий в денежном выражении общий объем про­изведенной продукции предприятиями, производственными объе­динениями, отраслями за определенный календарный период вре­мени.

В составе валовой продукции предприятия учитываются:

□ стоимость всей готовой продукции, отвечающей установ­ленным техническим условиям и стандартам, произведен­ной за рассматриваемый период времени, включая и ту часть, которая была использована для нужд самого пред­приятия (например, уголь на отопление и обогрев);

□ стоимость произведенных полуфабрикатов;

о стоимость предоставленных услуг производственного харак­тера;

□ изменение остатков незавершенного производства.

Стоимостная оценка объема произведенной валовой продукции

обычно осуществляется в ценах, принятых неизменными на опре­деленный относительно длительный календарный период, хотя не исключена оценка ее величины и в действующих реализационных ценах.

Показатель стоимости произведенной валовой продукции ис­пользуется для сравнительной оценки общего объема производства и его динамики по рассматриваемым календарным периодам.

Объем валовой продукции можно определить по следующей формуле:

пт пт

СТ. =ZSe.4*+ZZa«H,+y±4CT., (16.1)

/-! j= /=1 >1

где Q&ij - объем произведенной предприятием добычи по і маркам и j сортам в единицу календарного времени, ед. продукции; <2пфу - объем всех произведенных полуфабрикатов /-Й марки и у-го сорта, ед. продукции; - сопоставимая, неизменная цена единицы кон­кретного вида продукции, используемая предприятием для оценки

ее стоимости, руб/ед. продукции; У - суммарная стоимость предос­тавленных производственных услуг, руб/ед. времени; ДСТНП - из­менение стоимости остатков незавершенного производства за ана­лизируемый календарный период, руб.

Товарная стоимость произведенной продукции. Это стоимость продукции предприятия, отвечающей требованиям технических условий и стандартов, которая предназначена для реализации на сторону. Она включает стоимость произведенной предприятием продукции, за исключением той ее части, которая потреблена са­мим предприятием, и стоимость товарных услуг производственно­го характера, оказанных предприятиехМ.

Изменение остатков незавершенного производства товарная продукция не учитывает.

Стоимостная оценка товарной продукции осуществляется в дей­ствующем на данный период уровне рыночных цен на данную про­дукцию.

Стоимость товарной продукции, произведенной или производи­мой в анализируемом календарном периоде СТтп, может быть оп­ределена по формуле

п т

(16.2)

СТТП = ZZftfU*+ZZ6UA,+у

/=1 І-1

где QTij - объем произведенной продукции в анализируемом перио­де, предназначенной для реализации сторонним организациям, ед. продукции; <2пфу - объем произведенных полуфабрикатов, предна­значенных для реализации сторонним организациям, ед. продук­ции; Цр,, - действующая либо прогнозируемая средняя цена реали­зации конкретной продукции предприятия, руб/ед. продукции; Ут - стоимость услуг производственного характера, оказываемых сто­ронним организациям в анализируемом периоде, руб.

Стоимость реализованной продукции. Эта стоимость реализо­ванной продукции сторонним потребителям по ценам, сложившим­ся на рынках сбыта. В состав этой продукции включаются и услуги промышленного характера. Ее величина определяется из выраже­ния

ВИДЫ СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В отличие от формулы оценки товарной продукции в качестве цены выступает фактическая цена Црф, по которой уже реализова­ны отдельные товарные партии. Объем реализации продукции и услуг отражает объемы фактически оплаченной продукции и про­изведенных услуг.

Методика расчета стоимости валовой, товарной и реализован­ной продукции проиллюстрирована на следующем примере.

Пример

В истекшем календарном году горно-добывающее предприятие добыло 920 тыс. т угля. Из этого количества было использовано котельной предприятия (для обогрева зданий и сооружений, производственных и бытовых нужд) 30 тыс. т. 10 тыс. т было предназначено для продажи по льготным ценам своим сотрудникам (со скидкой 50 %) и 10 тыс. т выделено бесплатно. Остальная часть добычи пред­назначена для продажи на сторону. Планируемая средняя цена реализации была равна 210 руб/т. Фактически уголь был реализован в среднем по цене 205 руб/т.

В анализируемом году шахта оказала сторонним организациям услуг произ­водственного характера на сумму 800 тыс. руб.

Полуфабрикатов шахта не производит. Незавершенного производства нет. Стоимость остатков добытого угля на складе предприятия в анализируемом году сократилась на 1 млн руб.

Оценка стоимости валовой продукции производится по принятым для данного пятилетия неизменным ценам в 160 руб/т.

Определить стоимость валовой, товарной и реализационной продукции.

Решение

1. Стоимость валовой продукции

СТ, П = 920-160 + 800 = 148 000 тыс. руб/год.

2. Стоимость товарной продукции

СТтп = (920 - 50) -210 + 10 - 210-0,5 + 800 = 184 550 тыс. руб/год.

3. Стоимость реализованной продукции

СТрп = (920 - 50) -205 + 10 -205 -0,5 + 800 + 1000 = 181 175 тыс. руб/год.

Стоимостная оценка величины вновь созданной продукции или чистой продукции определяется либо как валовая продук­ция за вычетом материальных затрат и амортизационных отчис­лений, либо как сумма заработной платы, затраченной на созда­ние продукции и ожидаемой прибыли от продажи произведенного товара.

Добавленная стоимость - это часть стоимости реализованных товаров и услуг, приращенная на данном предприятии.

Приведенные выше показатели, оценивающие стоимость произ­водимой и реализуемой продукции, имеют различное содержание и направление использования. Так, показатель, оценивающий стои­мость валовой продукции, обеспечивает возможность сопоставле­ния уровня выпуска продукции предприятия за различные кален­дарные периоды времени и дает возможность количественно оце­нить тенденцию изменения объема производства. По величине ва­ловой продукции наиболее корректно определяется изменение уровня производительности труда работников предприятия.

Показатель стоимости товарной продукции оценивает ее объем, предназначенный для продажи сторонним потребителям.

Если показатели валовой и товарной продукции оценивают ре­зультаты производственной деятельности предприятия, то показа­тель реализованной продукции оценивает также и результаты его хозяйственной деятельности.

Объемы и стоимость реализованной продукции в течение от­дельных календарных периодов могут существенно отличаться от объемов и стоимостей товарной продукции. Например, в случае неудовлетворительного спроса на продукцию предприятия либо просто плохо организованного ее сбыта объемы реализованной продукции будут значительно ниже произведенных ее товарных объемов. И, наоборот, при энергичном и успешном сбыте своей продукции и наличии на складе остатков нереализованной ранее продукции объемы реализованной продукции могут превышать ее товарный выпуск за отдельный анализируемый календарный пери­од.

Также различия могут быть и по ценам реализации продукции. При оценке стоимости товарной продукции используются средне - сложившиеся цены, при оценке реализованной продукции - реаль­ные цены реализации всех партий товаров в анализируемом кален­дарном периоде.

Экономика горной промышленности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОКАТЫШЕЙ

Тарельчатый гранулятор - окомкователь с тарелкой 0,5м за 400у.е. Окатыши. Окатыши – твердые шарообразные тела, полученные путем окомкования тонкоизмельченных рудных материалов с добавкой связующих веществ с флюсами или без них …

Дополнительная экономия (или удорожание) на сопряженных объектах, вызванная внедрением новой техники

Экономические последствия, вызванные внедрением новой тех­ники на сопряженных объектах предприятия, рассчитываются в следующей последовательности: п определяются сопряженные объекты, на показатели работы которых оказывает влияние внедрение новой техники; р устанавливается влияние …

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ГОРНОЙ ТЕХНИКИ*

Для расчета величин показателей, необходимых для оценки экономической эффективности внедрения новой горной техники, требуется наличие комплекса конкретных исходных данных, ха- ’ Подробная методика оценки экономической эффективности внедрения новой техники на …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.