ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Торговля

Появлению в XIV—XV вв. первых мануфактур капита­листического типа должно было содействовать формиро­вание торгового капитала и проникновение его в произ­водство. Такой капитал мог накопиться лишь в процессе развития товарно-денежных отношений. И главную роль при этом сыграли:

♦ развитие торговли;

♦ оформление купечества в сословие со специфичес­кими организациями в виде гильдий, торговых союзов и т. д.;

♦ концентрация в руках отдельных купеческих семей или даже купеческих компаний торгового капитала;

♦ появление ростков рыночной инфраструктуры в виде банков, бирж, ярмарок, которые содействовали обороту различных продуктов и изделий;

♦ развитие денежно-кредитной системы, генетичес­ки заложенной в недрах хозяйственной жизни стран со времен еще Древнего мира.

С образованием городов на раннем этапе Средних веков торговля стала важнейшим видом городской деятельности. Город и его жители явились крупнейшими заказчиками для ремесленников и торговцев. Из-за натурального хозяйства в период складывания и достижения зрелости феодальной системы основная часть продуктов, необходимых крестья­нам и феодалам, производилась в вотчинах (поместьях, се­ньориях), поэтому внутренняя торговля продолжала играть небольшую роль. Проявлению межрегиональной торговли препятствовала слабая специализация хозяйства по отдель­ным регионам и плохие дороги, разбои на них, а также отсутствие цивилизованного таможенного права.

Положение улучшилось к концу XIII в., когда с побе­дой коммунальных революций города повсеместно в Запад­ной Европе стали развиваться самостоятельно. С коммута­цией ренты торговый обмен в XIV в. стал объективно необ­ходимым, крестьяне нуждались в деньгах для уплаты де­нежного оброка в пользу феодалов. Возросла специализа­ция не только в производстве сельхозпродуктов, но и ре­месленных изделий.

В городах постепенно формируется и товарообмен в виде регулярных торжищ на особых площадях, а периоди­чески и в виде сезонных ярмарок. Ярмарки уже с XI— XII вв. имели и правовую защиту в законодательных актах различных стран, в хартиях городов.

Торговые сделки проводились также в лавках и ремес­ленных мастерских, в портах и на речных причалах. Кроме того, как в городской, так и в сельской местностях бродили разносчики различных товаров. Одновременно в процессе торговли решались вопросы чеканки монет и установления городскими и региональынми властями пошлин на различ­ные товары.

Однако пока не завершился процесс складывания на­циональных государств и укрепления их границ, товарные связи развивались локально, больше по регионам. Предме­тами спроса и предложения внутри небольших регионов были товары повседневного обихода: продукты питания, оруди? труда, одежда и т. д. Более дорогие товары редкого спрос; являлись предметом дальней, в том числе внешней торгов­ли. Так намечалось размежевание между внутренней и внеш ней торговлей.

Три зоны были характерны в те века для межстрано вой торговли. Южная торговая зона связывала районы бас сейнов Средиземного и Черного морей, Крым, Кавказ к Малую Азию. В нее были втянуты Испания и Франция, Италия, Византия. С Востока везли предметы роскоши, пряности, красители, лекарства, драгоценную древесину, вино и фрукты. На Восток вывозили: металлы, сукна, ме­таллоизделия в виде ножей, иголок, шпор для всадников.

Северная зона торговли охватывала бассейн Балтийс­кого и Северного морей, часть Атлантики. В ней участво­вали: Северная Германия, Скандинавские страны, Нидер­ланды, Англия, а также города Руси: Новгород, Псков, Смоленск. Торговали там предметами широкого потребле­ния: солью и рыбой, мехами и шерстью, пенькой, воском, смолой, лесом, канатами, металлами и изделиями из них, а с XV в. и зерном. Общеевропейскими центрами ярмарочной тор­говли стали Шампань во Франции и Брюгге во Фландрии.

Третьей зоной, имеющей непосредственное значение для торговли с Востоком, — была Волго-Каспийская. Здесь выросли крупные торговые центры на Волге: Нижний Нов­город, Казань, Саратов, Астрахань. В торговый оборот по­падали: русские меха, седла, мечи, балтийский янтарь, сукна из Фландрии и Англии и др.

Активизация торговли по этим и иным путям была не­возможна без развития сухопутных, речных и морских транспортных коммуникаций. Поэтому строительство кораб­лей стало подразделяться на военные, торговые и транс­портные.

Растет численность верфей. Более или менее разветв­ленная сеть дорог создает условия для обмена на межстра - новом уровне коммерческой информацией.

Если говорить о социальной характеристике участни­ков феодального рынка, то по-прежнему чаще сбывали товары те, кто их производил: крестьяне, ремесленники, рыбаки, углежоги, сеньоры через посредников. Но увели­чивалось число профессиональных торговцев и перекуп­щиков.

Зарождались и ширились не только экономические свя­зи между отдельными городами, регионами и странами, но и между различными отраслями сельскохозяйственного и. ремесленного производства. Преградами на пути этой важ­нейшей сферы деятельности людей были: господство нату­рального производства, неразвитость не только путей, но и средств сообщения, а также техники обмена. Мешали раз­витию товарно-денежных отношений деление феодального общества на сословия и особый менталитет его представи­телей (дворяне, особенно из аристократических семей, счи­тали для себя зазорным заниматься этим видом деятельно­сти). Большой урон купечеству наносил откровенный гра­беж на суше и на море, в том числе со стороны местных феодалов. Грабеж осуществлялся и в более "цивилизован­ной" форме — путем взимания с торговых людей многочис­ленных пошлин: мостовых, дорожных, привратных, весо­вых и пр.

Купцы делились на несколько групп. Многочисленной и небогатой среди них была группа мелких лавочников и раз­носчиков товаров. Самыми богатыми были "гости", или за­морские купцы.

К типам купеческих объединений можно отнести:

♦ семейные купеческие компании, создававшие кон­торы (филиалы) в других городах;

♦ паевые купеческие товарищества (складничества, коменды);

♦ объединения купцов одного города и страны — гиль­дии. Купеческие гильдии добивались монопольных условий в торговле, оказывали друг другу в случае необходимости Материальную помощь.

С XIII в. в Барселоне возник институт торговых консу лов для оказания правовой защиты приезжающим в Испа­нию торговым людям. Закономерным стало возникновени*- позже в этом городе морской биржи, где заключались круп ные контракты. В XV в. появляются в экономической поли тике разных стран элементы протекционизма (таможенные льготы отечественным купцам).

Наиболее известным купеческим объединением стано­вится Ганза (с 1358 г.) — торгово-политический союз севе - ро-европейских городов. Он имел свой военный флот для защиты от пиратов и стремился утвердиться на Северном и Балтийском морях.

Товарно-денежные отношения невозможно рассматри­вать без анализа денежного рынка. Операциями по обмену денег занимались менялы, они осваивали и разновидности кредитных операций (перевод денег). Огромную роль в сред­невековый период играли ростовщики. Купеческий кредит уже с XIII в. развивался в сфере транзита и оптовых сде­лок. Специальные банкирские конторы появились в Лом­бардии (сохранилось в наименовании ломбардов). Крупней­шим ростовщиком была римская католическая церковь.

Опасаясь грабежа, при перевозке больших сумм се­ребряных и медных денег стали использовать векселя — расписки от агентов менял. При предъявлении их в другом городе купцы получали деньги. Появлялись не только бан­ки, но и банкирско-ростовщические компании с высоким ссудным процентом (15—25%). Неплатежи должников, осо­бенно высокородных, вели к банкротству банкирских кон­тор. В Генуе и Венеции осуществлялись безналичные рас­четы, впервые в истории появилась система государствен­ного долга.

Торговля и зародившаяся банковская система, денежно - кредитные операции обслуживали в целом феодальную сис­тему. Одновременно товарно-денежные отношения в XV в-'-

1) подтачивали изнутри эту систему;

2) подготавливали переход к мануфактуре как форме капиталистического производства на основе накопленного торгового капитала.

К концу XV в. Европа находилась на пороге Великих географических открытий.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Что даст экономика толпы?

Как и любое новое явления, крауд -экономика вызывает множество вопросов. Кто-то говорит, что ничего нового в этом нет, и на это не стоит акцентировать столько внимания. Кто-то скажет, что это …

Новая экономическая политика. Экономические дискуссии 1920-х гг

Весной 1921 г. партийно-правительственное руководство РСФСР наметило долговременную программу действий с целью выхода из жестокого социально-экономического кри­зиса. С созданием СССР в конце 1922 г. программа эта авто­матически продолжала действовать в …

Экономические реформы Нэпа

Реформирование экономики в стране началось с введе­нием уже весной 1921 г. вместо продразверстки продоволь­ственного налога. Отличительными его чертами были: прод­налог взимался в размере на 30—50% меньше, чем про­дразверстка, при этом …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.