Добыча и обработка природного камня

Определение декоративности

Степень эстетичности природного камня определяется уров­нем его декоративности.

Декоративность камня может рассматриваться, как сово­купность художественно-эстетических свойств его поверхности, которая варьирует в зависимости от вида обработки. Она оце­нивается основными принципами квалиметрии (науки о мето­дах количественной оценки качества).

Наиболее обобщенное, комплексное свойство рассматрива­ется, как самый низкий, первый уровень иерархии декоратив­ных свойств, а составляющие его элементы, как более высокие (уровни II и III).

Согласно иерархической схеме декоративность камня мо­жет быть достаточно полно оценена тремя основными пара­метрами: цветом, текстурой и фактурой (рис. 2.1). Каждый из этих параметров характеризуется рядом признаков, подразде­ляемых на категории и оцениваемых определенным числом баллов.

Балльная степень весомости каждого признака определя­ется путем опроса группы экспертов с последующим усредне­нием результатов опроса. Оценка признака экспертами произ­водится методами органолептического анализа (анализ чувст­венных восприятий челоека) и инструментальными методами физико-химического анализа. Эксперты должны обладать хорошим художественным вкусом и достаточной компетенцией в вопросах производства и применения продукции из природ­ного камня.

Одним из главных параметров, характеризующих декора­тивность камня, является цвет, восприятие которого обуслов­лено различным распределением энергии по спектру светового потока, попадающего в зрительный анализатор. Цвета разде­ляются на хроматические, отнесенные к первой категории цветности, ахроматические, отнесенные ко второй категории цветности.

Среди хроматических цветов выделяют основные — жел­тый, синий и красный и составные, образующиеся в резуль­тате слияния двух или трех основных: оранжевый, фиолето­вый и зеленый. Смешиванием основных хроматических цветов достигается также множество промежуточных.

Из ахроматических цветов выделяют черный, черно-серый, темно-серый, средне-серый, светло-серый, бело-серый и белый. Медицинскими исследованиями подтверждается, что челове­ческий глаз способен различать до 300 ахроматических оттен­ков, отличающихся друг от друга степенью светлоты.

Рис. 2.1. Иерархическая схе­ма декоративности природного камня:

Определение декоративностиI уР°в«вь —. декоративность О; II уровень — цвет, М), текстура (В), фактура (С); Ш уровень — цвет­ность (/), насыщенность 12), свет­лота (3), цветовое предпочтение (4), однородность (5), сочетание цветов (5), рисунок (7), структура (8), просвечиваемость (9), полируе - мость (/0)

Цвет облицовочного камня обусловлен химическим соста­вом горной породы и содержанием в ней примесей. Так, со­единение кальцита и доломита ийеют белый цвет, углистые и другие органические соединения дают серые тона, соли мар­ганца и оксиды железа обусловливают розовые цвета, хлори­товые и серпентинитовые частицы пород вызывают зеленые тона, закисное железо фонирует серые, черные и бурые рас­цветки.

Кварц, полевые шпаты и темноцветные компоненты 'опре­деляют цвет изверженных пород.. Кварц бывает бесцветным, черным, лилово-розовым и даже голубым. Полевые шпаты

Т а б л и ц а 2.4

Ориентировочные границы участков спектра для основных цветов разведанных и разведуемыхместорождений облицовочного камня (по данным ВНИПИИстромсырья)

Границы

Цвет

Участков спектра, им пульс 10~’

Облицовочные камни

Красный

7Я0—620

Граниты капустинский, курдайский шайданский, мрамор салиетский

Кр асно-ор анжевый

620—600

Граниты новоданиловский, дидкович - ский, емельяновскнй

Оранжевый

600—590

Гранит лезниковсхий

Оранжево-желтый Желтый

590—580

Туф азизбековский

580—570

Туф болнисский, мартиросский, мра­

Желто-зеленый

Мор фоминский

570—550

Отдельные разновидности мрамора

Зеленый

Кульдурского

550-520

Кальцифир корейский, офиокальцит, саткинский

Зелено-гол убой

520—500

Гранит майкульский, туфо-дацит бер - дянский

Голубой

500—485

Мрамор слюдянский

Синий

485—470

Мрамор колосовский, таштагольский

Сине-фиолетовый

470—440

Лазурит новобыстренскнй, ляджуар - дарский

Фиолетовый

440—380

Чароит морозовский

Имеют красную, розовую, желтую или серую окраску в зави­симости от фазового состава и состояния оксидов железа. Ро­говая обманка, эпидот темнят граниты, придавая им зеленые оттенки.

Цвет камня характеризуется: цветовым тоном А, насыщен­ностью Ря и светлотой Вс. Цветовой тон определяется домини­рующей длиной волны спектрального цвета К, выражаемой в нанометрах, измерение которой производится с помощью спектрофотометров типа СФ-10 или калориметрами ' типа КНО-3 и компораторов цвета.

Примерные границы участков спектра для основных цве­тов природных облицовочных камней, добываемых в. нашей стране, приведены в табл. 2.4.

Под насыщенностью цвета Рк следует понимать степень раз­бавления спектрального цвета бёлым. Насыщенность спект­ральных цветов равна единице, ахроматических — нулю. Насы­щенность цветовых тонов достигается добавлением любого ахроматического тона.

Так, прибавление черного цвета подчеркивает темно-синие тона, зеленого — темно-коричневые тона, а добавление белого цвета обусловливает розовые и бледно-голубые тона. Степень насыщенности камней хроматических цветов делится на че­тыре категории (табл. 2.5).

Светлота Вс характеризуется степенью интенсивности отра­жения света поверхностью камня. Она измеряется блескомером

Таблица 2.5

Категории насыщенности цвета облицовочных камней (по данным ВНИПИИстромсырья)

Категория насыщенно­сти цвета

Степень

Насыщенности

Цвета

Насыщен - ность цвета Рн

* Облицовочные камни

1

Интенсивно-насы­

Щенные

О

Т

00

О

Красные мрамора и мраморизоваиные известняки салиэтСкие и шрошинские, зеленые мрамора кульдурские

2

Средненасыщен­

Ные

00^

О

1

О

Красно-серый гранит каарлахтинский, фиолетово-серый мрамор агверанский

3

Слабонасыщен­

Ные

0,1-0,4

Зеленовато-серый туф бердянский, бледно-голубой мрамор слюдянский, бледно-розовый мрамор кибик-кордон - ский, гранит майкульский

4

(

Ненасыщенные

0,1

Камни ахроматических цветов с едва уловимым «холодным» или «теплым» тоном (мрамор прохоро-балаидииский, известняк бодракский)

7-ступенчатая шкала светлоты камня (по данным ВНИПИИстромсырья)

Сту­

Пени

Свет-

Лоты

Цвет

Ступеней

Светлота каиня В, % '

Облицовочные камни месторождений СССР в зеркальной фактуре полировки

1

Черный

3,5—5,7

Мраморизованные известняки агурский, улья-нарошенский, хорвирабский, габбро слидчицкий, ропручейскнй, лабрадорит головинский, каменнобродскнй, горбу - левский

2

Черно-серый

5.7-9,0

Лабрадорит турчинсхий, исаковский, фе­доровский, мраморизованный известняк садахлинскнй

3

Темно-серый

9,0—14.0

Граниты кудашевский, жежелевский, старо-бабановский, танский

4

Средне-серый

14.0—22,0

Гранит янцевский, коростышевский, мра­мор уфалейский, козиевский

5

Светло-серый

22.0—35,0

Гранит крошнянский, мрамор лопотский, тазганский

Гранит севасайский, мрамор слюдянский

6

Бело-серый

35,0—56,0

7

Белый

56,0—89,0

Мраморы коелгинский, прохоробаландий­ский, известняк бодракский

Типа БФ-2 в процентах к светлоте эталона и используется для характеристики камня ахроматического ряда в соответст­вии с 7-ступенчатой шкалой (табл. 2.6).

Изменение светлоты темных трнов улавливается зрительным анализатором легче, чем светлых. 1 и 7-я ступени отвечают по­нятию «черный» и «белый» камень, серые и цветные камни ха­рактеризуются пятью 'промежуточными ступенями с диапазо­ном светлоты 5,7—56,0 %• Наиболее декоративными камнями ахроматического ряда считаются белые и черные.

Таблица 2.7

Классификация декоративности камня ахроматического ряда & зависимости от светлоты

Кате­

Гория

Свет­

Лоты

Сту­

Пени

Свет­

Лоты

Светлота

Камня

Ве. %

Цвет - ступеней

.

Примечание

I

1

3,5—5,7

Черный

Декоративность подчеркивает белый

6

35—56

Бело-серый

Рисунок на черном фоне и черный на

7

56—89

Белый

Белом

11

Б

22—35

Светло-серый

Декоративность подчеркивает наличие рисунка

III

4

14—22

Средне-серый

3

9—14 .

Темно-серый

2

5.7—9,0

Черно-серый

--

ВНИПИИстромсырьем составлена классификация природ­ных облицовочных камней ахроматического ряда, учитывающая различную степень декоративности в зависимости от светлоты (табл. 2.7).

Чем больше светлота камня, тем сильнее воздействие цвето­вого тона на зрительный анализатор. Аналогично воздействует и контрастность рисунка.

Белые и серые камни почти всегда имеют цветовые оттенки с ма^ой насыщенностью, определяемые термином «теплые» (желтые, кремовые); или «холодные» (голубоватые). «Холод­ные» тона как правило, повышают декоративность бел^х и се­рых камней, «теплые» тона снижают декоративность камней серых оттенков.

При оценке декоративности камня дополнительно учитыва­ется ряд других важных признаков: цветовое предпочтение (уникальность), игра основного цвета, сочетание цветов.

Цветовое 'предпочтение характеризует степень редкости и

Т а б л и ц а 2.8

Классификация камней по цветовому предпочтению (по данным ВНИПИИстромсырья)

Камни

Категория

Цветового

Предпочте­

Ния

Доминирующий цвет

Лабрадориты, габбро

I

Предельно-черный с большим количе­ством ирризирующих включений (свы­ше 10 % общей поверхности)

- II

Черно-серый, черный и серый с ра­дужными включениями (до 10 % общей поверхности)

III

Черный, черно-серый и серый без

Граниты и аналогичные

I

Ирризирующих радужных включений Нежно-голубой, зеленовато-голубой,

Изверженные породы

Бирюзовый, оранжево-желтый и крас­ный

II

Насыщенно-красный, голубовато-се­

Рый, бело-серый

III

Светло-серый, средне-серый, темно­

Мраморы, известняки,

Серый, розовато-серый

I

Голубой, синий, зеленый, прозрачный

Травертины

С различными оттенками

II

Насыщенно-красный, желтый, черный

III

Белый, серый

Туфы

I

Голубой, зеленый, голубовато-зеленый

II

Желтый, рисунчатый, кирпично-крас­

III

Ный, фиолетово-розовый, черный

Розовый, коричневый с включениями

Неправильной формы

Оригинальности расцветок данного образца по сравнению с дру­гими природными камнями.

По цветовому предпочтению ка>мяи подразделяются «а три категории: I — уникальные, редко встречающиеся в природе,

II — сравнительно редко встречающиеся в природе, III — рядо­вые (табл. 2.8).

Однородность цвета характеризует степень однородности расцветки у одноцветных камней и степень однородности ос­новного цвета у многоцветных камней. По этому признаку облицовочные камни разделяются на однородные и неодно­родные.

Признаки сочетания цветов учитывает степень соответствий окраски камня основным положениям колористки по цветовым контрастам и цветовой гармонии. По сочетанию цветов камни подразделяются на три категории:

Полихромные— с благоприятным сочетанием цветов в пре­делах нюансных гармоний;

Монохромные — с гармоничными отклонениями от домини­рующего тона;

Полихромные — с неблагоприятным сочетанием цветов. Одним из главных параметров, характеризующих декоратив­ность облицовочного камня, является текстура, под которой следует понимать проявление на поверхности изделия строения

Т а б л и ц а 2.9

Классификации камня по декоративности рисунка (по данным ВНИПИИстромсырья)

Категория

Рисунка

подпись: категория
рисунка

Камни

подпись: камниХарактеристика породы

II

III

И

III

подпись: ii
iii
и
iii

Граниты и аналогичные изверженные породы

Мраморы, известняки, до­ломиты, туфы, песчаники, кварциты, травертины

Слоистый облачный, с гармонично расположенными прожилками, позво­ляющими создавать в облицовке об­щий рисунок на смежных плитах Без рисунка

С рисунком в виде секущих прожилок, лишенных гармонического сочетания с фоном

Пейзажный, древовидный, брекчевид - ный, составленный из нескольких цве­тов

Полосатый, с прожилками, трещи­нами типа черепных швов, запол­ненных цементирующим веществом; сильно пористые разновидности из­вестняков с закономерно расположен­ными порами

Неправильный в виде включений, кон­трастирующих с общим фоном

Классификация камня по категориям структур (по данным ВНИПИИстромсырья)

Камни

Категория

Структуры

Характеристика

Структуры

Граниты цветные и бело-серые, лаб-

I

Крупно - и гигаитозерни-

Радориты черные и серые, габбро-

Стые

Нориты, анортозиты

II

Средне - и мелкозернистые

Кварциты, граниты серые, сиениты,

I

Средне - и крупнозерни­

Диориты, гранодиориты, песчаники,

Стые

Мраморы, известняки и т. п.

II

Мелкозернистые

Камня, дающего информацию о его происхождении. Текстура камня характеризуется степенью развития рисунка, степенью проявления структуры, просвечиваемостью.

Рисунок обусловливает декоративность природного камня, а его красота зависит от характера сочетания цветов, ориги­нальности, выразительности рисунка на смежных изделиях, а также четкости его выявления при различных фактурах об­работки, что и обусловливает классификацию камня по этому признаку (табл. 2.9).

Структура дополняет рисунок поверхности камня и форми­рует его. По этому признаку облицовочные камни подразделя­ются на две категории: I — с декоративными структурами; II — с недекоративными структурами (табл. 2.10).

Просвечиваемость характеризует способность верхнего слоя камня частично пропускать свет, выявляя при этом внутренние рисунок и структуру. Наилучшей просвечиваемостью обладают ониксы, гипсовые камни, кальцифиры, белые мраморы. Это свойство зависит от чистоты камня, т. е. отсутствия включений

Таблица 2.11

Классификация камней по просвечиваемости (по данным ВНИПИИстромсырья)

Категория

Просвечива­

Емости

Глубина просвечивае­мости образцов, мм

Аналог

I

10—20

Оникс агамзалннский, вулканическое

Стекло (обсидиан), аргонит

II

10—20

Мраморы газганский и прохоро-балан-

Динский

III

Не просвечиваются

Граниты, габбро, лабрадориты и дру*

Гие породы

Таблица 2.12

Фактуры обработки природных облицовочных камней

Способ получения фактуры

 

Характеристика

Фактуры

 

Фактура

 

«Скала»

Точечная

Термообра-

Ботанная

Обработан­ная ультра­звуком Пиленая Бі

Пиленая Б Пиленая А

Шлифован­

Ная

Лощеная

Полирован­

Ная

подпись: «скала»
точечная
термообра-
ботанная
обработанная ультра-звуком пиленая бі
пиленая б пиленая а
шлифован
ная
лощеная
полирован
ная

Скалывание по периметру ли­цевой поверхности с помощью закольника, либо раскалыва­ние заготовки на кол очном станке

Обработка крестовой бучардой

Воздействие на лицевую по­верхность высокотемператур­ной газовой струи

Воздействие на лицевую по­верхность ультразвуковыми ко­лебаниями в водной среде Пескоструйная обработка, либо химическая очистка

Распиловка рамными и канат­ными пилами со свободным абразивом

Распиловка алмазными ттрип - совыми и дисковыми пилами

Обработка шлифовальным ин­струментом (средне и грубозер­нистым)

Обработка доводочным шлифо­вальным инструментом без на- носки глянца

Накатка глянца полироваль­ным инструментом

Отколотая поверхность с неров­ностями рельефа до 200 мм без следов инструмента

Равномерно шероховатая по­верхность с неровностями скола рельефа высотой до 2 мм Шероховатая поверхность со следами шелушения и неров­ностями рельефа высотой до 10 мм

Матовая поверхность с выяв­ленным цветом, рисунком и структурой камня Неравномерно шероховатая по­верхность с резкими штрихами от зерен крупного абразива (высота рельефа Л—3 мм), очи­щенная от оксидов, подтеков и шлама

Такая же, как и у пиленой Бі, но не очищенная от оксидов, подтеков и шлама Гладкая поверхность с мало­заметными следами от работы инструмента, с отдельными не­ровностями рельефа до 3 мм Равномерно шероховатая по­верхность со следами обработки, (высота ми кр орел ьеф^ 0,2— 0,5 мм)

Гладкая матовая повер хн ость без следов обработки, полное выявление рисунка камня Зеркальный блеск на поверх* ности плиты, четкое отражение предметов

И ориентации в нем оптических осей кальцита. Камни извер­женных пород,! как правило, просвечиваемостью не обладают.

По просвечиваемости камни классифицируются на три ка­тегории (табл. 2.11).

Наряду с цветом и текстурой фактура лицевой поверхности камня играет важную роль при оценке его декоративности. Фактура представляет собой параметр, определяющийся харак­тером и высотой рельефа поверхности, полученной после соот-

Ветствующей обработки. Действующие ГОСТы на продукцию из облицовочного камня предусматривают фактуры обработки, приведенные в табл. 2.12.

Необходимо учитывать, что фактура облицовочных 'мате­риалов даже из камня одной и той же разновидности может значительно изменять характер облицовки. Фактура обра­ботки резко меняет как светлоту, так и насыщенность камня, рисунок. Цвет камня особенно выявляется при полированной фактуре и несколько снижается при лощеной. Фактура ска­лывания понижает насыщенность цветового тона в еще боль­шей степени. В подавляющем большинстве декоративность камня оценивается по образцам полированной фактуры, наи­более полно выявляющий цвет и текстуру породы (неполи - рующиеся разновидности оцениваются по лощеной фактуре).

Добыча и обработка природного камня

ШЛАМОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ОБОРОТНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Расход воды на охлаждение камнеобрабатывающего инстру­мента принимается по техническим характеристикам оборудо­вания. Например, на распиловочный станок—48 м3/ч воды с напором 60 м и содержанием взвесей не более 2000 мг/л; для шлифовально-полировочных …

Контроль качества готовой продукции

При обработке камня под воздействием соответствующего оборудования и инструмента изделиям придаются определен­ные размеры, форма и фактура лицевой поверхности. Поэтому для получения качественной продукции на каждой операции следует обеспечить соблюдение ряда …

Конструкции алмазных дисковых пил

Алмазные дисковые пилы (отрезные сегментные круги) со­стоят из стального корпуса (СтбОГ, Ст65Г, Ст9ХФ, Ст9ХФМ), выполненного в виде плоского диска, и припаянных к нему ал­мазных сегментов. В центре корпуса имеется посадочное …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.