Денежно-кредитная политика Банка России
Управление денежной массой в обращении — всего лишь одна из задач правительства в рамках его общей обязанности направ-* лять национальную экономическую активность в соответствии | главными целями стратегии развития страны. э
Существует три основных способа экономического регулирО* вания экономики: фискальная политика, денежно-кредитная по* литика, прямое вмешательство государства.
Фискальная политика. Данный способ подразумевает эконо* мическое регулирование за счет мероприятий в области налога*! обложения и государственных расходов.
Прямое вмешательство государства характерно для социа* листических стран с директивными методами управления. Нат более ярким примером может служить политика регулирований цен и доходов, направленная на контролирование инфляции зЗ счет замораживания цен и заработной платы, а также рациониро^ вание (распределение товаров в обществе в соответствии с необ* ходимостью).
Денежно-кредитную политику осуществляет Банк России совместно с Правительством согласно выбранной идеологии развития экономики. Денежно-кредитная политика (ДКП) представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса, платежного баланса и, следовательно, на состояние экономики страны в целом. Целями денежно-кредитной политики являются: достижение финансовой стабилизации; снижение темпов инфляции; укрепление курса национальной валюты; обеспечение устойчивости платежного баланса страны; создание условий для стимулирования экономического роста.
В зависимости от состояния экономики и целей выделяют два типа денежно-кредитной политики (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Типы денежно-кредитной политики |
Денежно-кредитная политика может иметь тотальный либо селективный характер. Тотальный характер — мероприятия Банка России распространяются на все учреждения банковской системы. Селективный характер — мероприятия Банка России Распространяются на отдельные кредитные учреждения или на отдельные виды банковской деятельности.
Инструментами селективной политики являются:
1) установление лимитов учетных и переучетных операций (по отраслям, регионам);
2) лимитирование отдельных видов операций банков;
3) установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций;
4) регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков;
5) установление кредитных потолков и т. д.
Выбор типа денежно-кредитной политики, а соответственно if набора инструментов регулирования Банк России осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Выбранные ц разработанные направления денежно-кредитной политики утвер, ждаются законодательным органом. Одним из основных принци* пов определения стратегии центральных банков служит ориен-і тация на регулирование денежной массы в национальной эко-J номике или регулирование валютного курса национальной денеж«> ной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностран-s ной валюте, т. е. на внутренние или внешние показатели. В, соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуще*| ствляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику, используя соответствующие инструменты. Инструмент ты, используемые в денежно-кредитной политике центральными банками разных стран, должны соответствовать определенным требованиям: а) максимальной действенности; б) равномерности воздействия на конкурентоспособность кредитных институтов. Все инструменты денежно-кредитной политики можно охаракте* ризовать с помощью следующих критериев: традиционные или нетрадиционные; административные или рыночные; общего дей* ствия или селективной направленности; прямого или косвенной) воздействия; краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.
|
Регулирование валютного курса j Национальной денежной едиинцы J |
Рис. 6.7. Стратегия Центрального банка |
Ориентир на внешние показатели |
IL |
І |
Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35) сформулированы основі ные инструменты денежно-кредитной политики: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных ре-* зервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. Сущность механизма действия основных инструментов денежно-кредитной ПОЛИТИКИ
Таблица 6.2
|
1 Продолжение табл. 6.2,
|
Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики в бли-4 жайшей перспективе являются:
А) обеспечение низкого уровня инфляции при значительном увеличении денежной массы в реальном выражении;
Б) дедолларизация российской экономики и укрепление наци - ональной валюты;
В) снижение процентных ставок и постепенная переориентации денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики!
Г) остановка утечки капитала за рубеж; I
Д) реструктурирование внешних и внутренних долгов. і
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном бан*
Ке Российской Федерации (Банке России)» Банк России являете^ органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ явії ляется поддержание стабильности банковской системы. Исходя из этой цели Банк России должен решать следующие задачи:
1) TOC o "1-3" h z предупреждать возможность возникновения системного бан* ковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами); |
2) защищать интересы вкладчиков и кредиторов; 1
3) не допускать монополизации финансового капитала, поддер^ живать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики^
4) способствовать повышению эффективности банковского деі ла, росту профессионализма и добросовестности банковских раї ботников. 1
На решение задач в области надзора воздействуют следующий факторы: |
1) макроэкономическая ситуация в стране, состояние банков! ской системы; §
2) социально-экономические приоритеты развития общества!
3) совершенство законодательной базы;
4) проводимая Банком России кредитная политика;
5) степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
6) исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.
Согласно международной банковской практике организация банковского регулирования и надзора может осуществляться следующим образом:
1) под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);
2) ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства финансов (Франция);
3) независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора — Германия);
Прямой (превентивный) |
4) смешанный тип организации, например, в США — Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), контролер денежного обращения (КДО), Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР). В России отдельные банковские операции в последнее время (в первую очередь с корпоративными ценными бумагами) переходят под контроль другого государственного органа — Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование), возможно сочетание методов того и другого видов. Совокупность этих методов представляет собой банковский надзор.
Банковский надзор
Защитное регулирование
Текущий надзор
— требования к выполнению обязательных нормативов;
— контроль над отдельными банковскими операциями;
— жесткая система отчетности и аудита;
Лицензирование банковской деятельности |
— выдача лицензии; — отзыв лицензий |
— принятие мер воздействия и т. п.
— относительная свобода лицензирования;
— рекомендательно-совещательный характер отношения ЦБ и остальных банков;
— возможность для кредитных организаций самостоятельно устанавливать процентные ставки;
— отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ;
— создание системы саморегулирующихся организаций
— Разумный банковский надзор —
Методы регулирования, осуществляемые ЦБ РФ, делятся н; административные и экономические, регулирующие и надзорньїі (рис. 6.9):
Методы регулирования
X |
X |
X |
X
Экономические |
Регулирующие Надзорные |
Административные
Прямые ограничения (лимиты, запреты)
Оказывают косвенное воздействие на деятельность банков
Направлены на снижение банковских рисков
Нацелены на органи - зацию контроля за выполнением банковского законодательства и инструкций ЦБ
Налоговые |
Нормативные |
Корректирующие
Рис. 6.9. Методы регулирования Центрального банка РФ
Надзор за деятельностью кредитных организаций может ocyj ществляться в следующих формах: ®
1) анализ отчетности коммерческого банка, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
2) проверка отдельных направлений деятельности кредитной организации в целом представителем Банка России (ревизия на месте);
3) проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и аудиторское заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и «Отчет о прибылях и убытках».
При нарушении коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов Банк России имеет право:
1) взыскать штраф;
2) назначить временную администрацию для управления проблемным банком;
3) отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Основными тенденциями развития банковского регулирования и надзора в России являются:
1) постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;
2) введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;
3) переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
4) укрепление банковского менеджмента;
5) совершенствование методов банковского регулирования и надзора.
Пути развития банковского регулирования представлены на рис. 6.10.
Своевремен |
Совершен |
Создание в БР |
Развитие систе |
Раскрытие инфор |
Ность |
Ствование |
Системы |
Мы повышения |
Мации Банком |
Применения |
Методологии |
Мониторинга |
Достоверности |
России о финансо |
ЦБ РФ к |
Банковского |
Предприятий |
Бухгалтерского |
Вом состоянии бан |
Банкам мер |
Надзора |
Реального |
Учета и переход |
Ков, полученной в |
Воздействия |
Сектора |
На международные стандарты |
Ходе исполнения им надзорных функций |
Региональный |
Усиление |
|||
Надзор за состоянием |
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР: |
Законодательной инфра |
||
Банков |
ПУТИ РАЗВИТИЯ |
Структуры банковской деятельности |
Новации в области проведения инспекционных проверок
Совершенствование судебных процедур банкротства кредитных организаций
Системный
Подход к банковскому надзору
Усовершенствование надзорных условий за проведением операций банков с реальным сектором экономики
Разработка механизма контроля за рисками кредитных организаций