ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Развитие системы «человек — компьютерная система связи»

Спустя три десятилетия после ввода в эксплуатацию первой ЭВМ прогресс в компьютерной технологии столь же впечатля­ющ, сколь и в технологии связи и полупроводниковой техно­логии.

В течение этого времени пользователи ЭВМ, как и разработ­чики программного обеспечения и вычислительных систем, пре­следовали две цели. Первая цель — ликвидация разрыва между стандартным уровнем понимания, мышления и поведения чело­века и соответствующим уровнем машинного интеллекта. Вторая цель состояла в том, чтобы добиться оптимального использова-

Развитие системы «человек — компьютерная система связи»

/Способности I человека

( Человеко-машинный. интерфейс

^омпонентьг КСС Технология

Продукция

Рас. 9.3. Приближение возможностей машины х человеческим способностям

Сч.

Ния ЭВМ и их программного обеспечения, сделав их доступны­ми на любом этапе процесса разработки. Эти стремления со­хранятся и в будущем.

Этап

Взаимодействие между человеком и компьютерной системой связи продолжается в течение нескольких десятилетий. Этот период условно можно разделить на три этапа:

Характеристика


1. Человек как элемент КСС (1950—ІІ960 гг.)

2. Человек как пользователь КСС (1960—1980 гг.)

3. Человек в среде КСС (с 1980 г.)

Человек применяет для использова­Ния систем язык машинного уровня Машины становятся более дружест­Венными к пользователю, от человека требуется лишь ограниченное содей­ствие

Машины предоставляют людям ши­рокие возможности


На рис. 9.3 изображены указанные три этапа (по декадам), при рассмотрении которых учитываются следующие аспекты поведенческого фактора М:

1. Усовершенствование человеко-машинного интерфейса;

2. Повышение степени интеллектуальности машин и систем;

3. Стремление к достижению человеком возможностей, свой­ственных машинам и системам.

И в настоящее время для более тесного взаимодействия че­ловека с КСС необходим большой объем ручного труда и опе­раций в рамках интерфейса. В действительности время, затра­чиваемое на подготовку к использованию систем, превышает время их действительного использования.

В начале 1970-х годов были разработаны и применяются и по сей день специальные методологии взаимодействия человека с такими системами. Например, были созданы языки высокого уровня, интерактивные системы с разделением времени, мето­ды структурного программирования. Таким образом, системы стали более простыми как для использования, так и для кон­струирования.

В то же время повышались «интеллектуальные способности» КСС благодаря развитию сетей факсимильной связи, цифровой передачи данных, электронных систем коммутации с временным разделением сигналов, интегрированных сетей передачи данных и разработке БИС как элементной базы.

1980-е годы: переход к компьютерным системам связи, взаимо­действующим с человеком

В 1980-е годы наблюдался дальнейший прогресс в создании по­лезной методологии реализации интерфейсов на стороне чело­века-пользователя. По мере совершенствования техники обра-

Развитие системы «человек — компьютерная система связи»

Рис. 9.4. Приближение возможностей машины к человеческим способно­стям [2J.

1990

17

/1

/

1<Р0

VI

/

/

£

/ /

Р' /

V / / /

V

Обработка, информации

Язь F конечного пользователя

Инъерактив Hi- о$са$отка

ЪБа а данных

САПР ASmam тизаи,ия про изводстЗа

Интеллекту альный терминал

Ь Графический Терминал

«Э

Ts

I

А-

• Персональная Эвм

1980

7

I

І

TxS

IV

Расширенная

Обработка

Информации

Язык сверхвы сото уровня

Обработка тек­стов на япохс ЧОМ языке

Графика Обработка

Изображении

»Обработка Рече - вь І сигналов

І Распознавание образов

АВтоматичес пая генерация программного обеспечения

Учрежденческая Автоматизация Гибкая

Автоматизация

Текстовый процессор

« Термита Ям ре­чевого общения Терминал специ­ального назна Чения

Комбинирован - ные термина

Лы

К

О[9] У Сз R

Й

Приближение к

Человеческим

Способностям


Ботки информации дополнительные усилия в этой сфере позво­лят использовать КСС более эффективно. Предлагаемые усовершенствования охватывают исследования по методам при­менения, т. е. по использованию ЭВМ и средств связи в кон­кретных отраслях промышленности и в деловых операциях. Целями здесь являются расширение областей использования компьютерных систем связи и стандартизация общих аспектов различных применений. Усилия будут сконцентрированы на проектировании программного обеспечения, особенно на разра­ботке и сопровождении программных изделий, и на анализе требований, с тем чтобы производство программного обеспече­ния и контроль его качества осуществлялись рационально и эффективно, несмотря на увеличивающиеся разнообразие, объ­емы и масштабы.

Этот прогресс должен быть согласован с исследованиями человеко-машинных интерфейсов, например в области разработ­ки технологий речевого ввода — вывода, обработки изображе­ний, обработки диаграмм и текстов, создания языков сверхвы­сокого уровня и специализированных машин для решения задач распознавания образов. Произойдет также быстрое развитие языков высокого уровня, специальных машин для работы с ба­зами данных и сверхбыстродействующих машин, которые назы­вают суперкомпьютерами. Применительно к уровню терминаль­ного оборудования будут создаваться интеллектуальные терми­налы с более сложными функциями (например, со встроенными средствами факсимильной связи и терминалы промышленного использования, оптимизированные по своим характеристикам для конкретных применений), а также информационные сетевые системы для их подключения. Другой аспект будущего прогрес­са — усовершенствование функций простых терминалов с целью построения рабочих станций, которые обеспечат значительно более высокий уровень помощи человеку. Получат дальнейшее развитие и широкое применение средства автоматизации учреж­денческой деятельности, объединяющие в себе все указанные выше функциональные возможности.

1990-е годы: на пути к интегрированным человеко-машинным системам

В 1990-е годы КСС по уровню способностей должны прибли­зиться к человеку, и люди смогут посвятить себя более творче­ской интеллектуальной деятельности. В указанное десятилетие можно будет наблюдать в качестве основных функций КСС практическое использование баз знаний, систем искусственного интеллекта, обработку естественноречевых сигналов, а также разработку программных средств, реализуемых в виде СБИС в каждой прикладной области. Для обеспечения человеко-ма­шинного интерфейса будут, вероятно, созданы терминалы, при­ближающиеся по своим функциям к способностям человека.

В то же время должно произойти быстрое развитие техноло­гии связи и расшириться ее применение в учрежденческих ав­томатических коммутаторах, коммерческих системах связи с ис­пользованием искусственных спутников Земли, оптических сис­темах связи и в системах передачи изображений.

Прогнозируемое развитие ускорит отход от централизован­ной обработки, которая превалировала в 70-е годы, в направ­лении децентрализованной обработки, приспособленной к поко­лению интегрированных человеко-машинных систем и обеспе­чиваемой техническим прогрессом в области систем человек —

КСС.

На рис. 9.4 отображен прогресс в развитии систем программ­ного обеспечения, который привел к ликвидации разрыва меж­ду человеком и машиной.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ

Проектирование качественного программного обеспечения ин­терфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьи­руются в соответствии с конкретной областью его использова­ния, и в группах разработчиков часто …

Оценка эффективности человеко-машинных систем

Существует целый ряд общих методов оценки эффективности для различных уровней характеристик человеко-машинных сис­тем, однако оценка эффективности распознавания речи в слож­ней задаче управления, связанной с отображением информации, представляется задачей более трудной …

Потребность в документации

Соответствующая документация необходима для обеспечения эффективных и экономичных процедур разработки, использо­вания и сопровождения программных систем в целях организа­ции систематического обмена информацией между управленчес­ким персоналом, разработчиками системы и пользователями на всех …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.